ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КАТОЛИЦИЗМА В КИТАЕ В XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКОВ
Ключевые слова:
католицизм, полюса роста, пространственная экспансия, Китай, Святой Престол, государственно-конфессиональные отношенияАннотация
В статье подробно рассматривается пространственная составляющая развития католицизма в Китае в XIV – первой половине XX вв. Основное внимание уделяется географической логике развития Римско-католической церкви в пределах Китая. Территориально-организационная структура католицизма в стране включает главное ядро, находившееся в Северном Китае и охватывавшее историческую провинцию Чжили с центром в Пекине и прилегавшие к ней районы Внутренней Монголии, Шаньдуна и Шаньси. Оно отличалось самой высокой численностью и плотностью католического населения, на этой же территории наблюдалась наибольшая концентрация административно-территориальных институций (единиц) Римско-католической церкви, священнослужителей и культовой инфраструктуры. К четырем ядрам второго порядка, имевшим меньшую численность и плотность католического населения, относились: на востоке – провинция Цзянсу с главными центрами в Шанхае и Нанкине, в центре – Хубэй, на юге – Гуандун с наибольшей концентрацией католиков в дельте реки Чжуцзян, на западе – Сычуань. Рассматривая как популяционную, так и политическую сторону процесса развертывания сети учреждений Римско-католической церкви, авторы приходят к выводу, что эта структура нуждалась в институциональном закреплении со стороны Святого Престола, который мог бы придать своим временным административным единицам в Китае – апостольским викариатам – статус епархий, объединив их в церковные провинции – митрополии. Пока этого не произошло, единство пространства католицизма в Китае не могло быть обеспечено, так как каждый апостольский викариат напрямую подчинялся ответственному за миссионерскую деятельность учреждению Римской курии – Конгрегации пропаганды веры.Библиографические ссылки
Березный Л.А. Когда начиналась новая история Китая? Историографические заметки // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 1. С. 71–81.
Горохов С.А. Христианство в современном Китае // Азия и Африка сегодня. 2014. № 12.
С. 42–46.
Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 240 с.
Дмитриев Р.В., Горохов С.А. Геостратегическое соперничество негосударственных акторов в Африке: Римско-католическая церковь в борьбе за «континент надежды» // Ученые записки Института Африки РАН. 2019. № 4. С. 70–81.
Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552–1775 гг.). М.: Крафт+; Институт востоковедения РАН, 2000. 256 с.
История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. Т. 5. Династии Юань и Мин (1279–1644) / отв. ред. А.Ш. Кадырбаев, А.А. Бокщанин. М.: Наука – Восточная литература, 2016. 678 с.
История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. Т. 6. Династия Цин (1644–1911) / отв. ред. О.Е. Непомнин. М.: Наука – Восточная литература, 2014. 886 с.
Каноническое право о Народе Божием и о браке / сост. И. Юркович. М.: Истина и Жизнь, 2000. 624 с.
Католическая энциклопедия. Т. 2. И–Л. М.: Изд-во Францисканцев, 2005. 928 с.
Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М.: Восточная литература, 2002. 446 с.
Сан Цзи. Религии Китая. Пекин: Межконтинент. изд-во Китая, 2004. 180 с.
Чирков Н.В. Проблематика перевода и интерпретации фундаментальной богословской терминологии на примере миссионерской деятельности Маттео Риччи в Китае // Народы и религии Евразии. 2020. № 2 (23). С. 104–116.
Юань Ц. Религиозно-политические отношения между КНР и Ватиканом – Святым Престолом (1949–2017): дис. … канд. ист. наук. М., 2019. 223 с.
Annuario Pontificio per l’anno 2005. Città del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 2005. 2370 p.
Atlas of Global Christianity. 1910–2010 / Johnson T.M., Ross K.R. (eds.). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009. 382 p.
Barrett D.B., Kurian G.T., Johnson T.M. World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in the Modern World. 2nd ed. Vol. 1. New York: Oxford University Press, 2001. 826 p.
Beeching J. The Chinese Opium Wars. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1977. 352 p.
Bullarum: Diplomatum Et Privilegiorum Sanctorum Romanorum Pontificum. T. XXI. Taurinorum: A. Vecco Et Sociis Editoribus, 1871. 1120 p.
Catholicism in China, 1900–Present: the Development of the Chinese Church / Chu S. (ed.). New York: Palgrave Macmillan, 2014. 264 p.
Fleming Р., Zuloaga I. The Catholic Church in China: A New Chapter // Religion in Communist Lands. 1986. Vol. 14, no. 2. P. 124–133.
Gorokhov S.A., Dmitriev R.V. Experience of Geographical Typology of Secularization Processes in the Modern World // Geography and Natural Resources. 2016. Vol. 37, no. 2. P. 93–99.
Instructio: Circa Quasdam Caeremonias Et Iuramentum Super Ritibus Sinensibus // Acta Apostolicae Sedis: Commentarium Officiale. Romae: Typis Polyglottis Vaticanis, 1940. P. 24–26.
Minamiki G. The Chinese Rites Controversy: From Its Beginning to Modern Times. Chicago: Loyola University Press, 1985. 353 p.
The Christian Occupation of China: A General Survey of the Numerical Strength and Geographical Distribution of the Christian Forces in China, 1918–1921 / Stauffer M.T. (ed.). Shanghai: China Continuation Committee, 1922. 468 p.
Treadgold D.W. The West in Russia and China: Religious and Secular Thought in Modern Times. Vol. 2. China 1582–1949. Cambridge: Cambridge University Press, 1973. 272 p.
Yan K. Catholic Church in China. Beijing: China Intercontinental Press, 2004. 166 p.
References
Annuario Pontificio per l’anno 2005 (2005), Libreria Editrice Vaticana, Città del Vaticano, 2370 p.
Barrett, D.B., Kurian, G.T. & T.M. Johnson (2001), World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in the Modern World, Vol. 1, Oxford University Press, New York, USA, 826 p.
Beeching, J. (1977), The Chinese Opium Wars, Harcourt Brace Jovanovich, New York, USA, 352 p.
Bereznyi, L.A. (1997), “When did China’s New History Begin? Historiographic Notes”, Problemy Dalnego Vos-toka, № 1, pp. 71–81.
Bullarum: Diplomatum Et Privilegiorum Sanctorum Romanorum Pontificum (1871), Vol. XXI, A. Vecco Et Sociis Editoribus, Taurinorum, Italy, 1120 p.
Catholicism in China, 1900–Present: The Development of the Chinese Church (2014), Chu, S. (ed.), Palgrave Macmillan, New York, USA, 264 p.
Chirkov, N.V. (2020), “The Issue of Translation and Interpretation of Fundamental Theological Terminology on the Example of Missionary Activities of Matteo Ricci in China”, Narody i religii Evrazii, № 2 (23), pp. 104–116.
Datsyshen, V.G. (2007), Khristianstvo v Kitae: istoriya i sovremennost’ [Christianity in modern China: History and Modernity], Nauchno-obrazovatel’nyy forum po mezhdunarodnym otnosheniyam, Moscow, Russia, 240 p.
Dmitriev, R.V. & S.A. Gorokhov (2019), “Geostrategic Competition of Non-State Actors in Africa: The Roman Catholic Church in the Fight for the «Continent of Hope»”, Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN, № 4, pp. 70–81.
Dubrovskaya, D.V. (2000), Missiya iezuitov v Kitae. Matteo Richchi i drugie (1552–1775) [First Jesuit Mission in China. Matteo Ricci et al. (1552–1775)], “Kraft+”, Institut vostokovedeniya RAN, Moscow, Russia, 256 p.
Fleming, Р. & I. Zuloaga (1986), “The Catholic Church in China: A New Chapter”, Religion in Communist Lands, Vol. 14, № 2, pp. 124–133.
Gorokhov, S.A. & R.V. Dmitriev (2016), “Experience of Geographical Typology of Secularization Processes in the Modern World”, Geography and Natural Resources, Vol. 37, № 2, pp. 93–99.
Gorokhov, S.A. (2014), “Christianity in Modern China”, Aziya i Afrika segodnya, № 12, pp. 42–46.
Instructio: Circa Quasdam Caeremonias Et Iuramentum Super Ritibus Sinensibus (1940), in Acta Apostolicae Sedis: Commentarium Officiale, Typis Polyglottis Vaticanis, Romae, Italy, pp. 24–26.
Johnson, T.M. & K.R. Ross (eds.) (2009), Atlas of Global Christianity. 1910–2010, Edinburgh University Press, Edinburgh, UK, 382 p.
Kadyrbaev, A.Sh. & A.A. Bokshchanin (eds.) (2016), Istoriya Kitaya s drevneishikh vremen do nachala XXI veka: v 10 tt. T. 5. Dinastii Yuan' i Min (1279–1644) [History of China from Ancient Times to the Beginning of the 21st Century: in 10 Vols. Vol. 5. The Yuan and Ming Dynasties (1279–1644)], Nauka – Vostochnaya Literatura, Moscow, Russia, 678 p.
Katolicheskaya entsiklopediya (2005), [Catholic encyclopedia], Vol. 2, Izdatel’stvo Frantsiskantsev, Moscow, Russia, 928 p.
Lomanov, A.V. (2002), Khristianstvo i kitaiskaya kul’tura [Christianity and Chinese culture], Vostochnaya literatura, Moscow, Russia, 446 p.
Minamiki, G. (1985), The Chinese Rites Controversy: From Its Beginning to Modern Times, Loyola University Press, Chicago, USA, 353 p.
Nepomnin, O.E. (ed.) (2014), Istoriya Kitaya s drevneishikh vremen do nachala XXI veka: v 10 tt. T. 6. Dinastiya Tsin (1644–1911) [History of China from Ancient Times to the early 21st Century: in 10 Vols. Vol. 5. Qing Dynasty (1644–1911)], Nauka – Vostochnaya Literatura, Moscow, Russia, 886 p.
San Tszi (2004), Religii Kitaya [Religions of China], China Intercontinental Press, Beijing, China, 180 p.
Stauffer, M.T. (ed.) (1922), The Christian Occupation of China: A General Survey of the Numerical Strength and Geographical Distribution of the Christian Forces in China, 1918-1921, China Continuation Committee, Shanghai, China, 468 p.
Treadgold, D.W. (1973), The West in Russia and China: Religious and Secular Thought in Modern Times. Vol. 2.: China 1582–1949, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 272 p.
Yan, K. (2004), Catholic Church in China, China Intercontinental Press, Beijing, China, 166 p.
Yuan’, Ts. (2019), Religiozno-politicheskie otnosheniya mezhdu KNR i Vatikanom – Svyatym Prestolom (1949–2017) [Religious and political relations between the PRC and Vatican – Holy See (1949–2017)], PhD disserta-tion, The Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia, 223 p.
Yurkovich, I. (ed.) (2000), Kanonicheskoe pravo o Narode Bozhyem i o brake [Code of Canon Law on the Peo-ple of God and on Marriage], Istina i Zhizn’, Moscow, Russia, 624 p.