РЕЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА И ТЕХНОЛОГИЙ ЗАРУБЕЖНОГО PR В ПОЗДНЕСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Авторы

  • R. N. Abramov

Ключевые слова:

культурный трансфер, советская индустрия влияния, связи с общественностью, профессия, советское

Аннотация

В СССР существовал мощный аппарат идеологической работы, встроенный во все государственные и общественные институции, включая систему управления, производство, культуру, искусство и образование. С конца 1950-х гг. растет интерес к зарубежным методам работы с общественным мнением, включая социологию, журналистику, менеджмент, рекламу и связи с общественностью (PR). Идёт процесс культурного трансфера в прагматическом и идеологическом измерениях. Освоение западных методов влияния (включая рекламу и PR) было необходимо для продвижения интересов СССР в странах капитализма и на территории стран, получивших независимость в конце колониальной эпохи. Западные методы влияния стали объектом анализа в жанре квазиакадемической критики буржуазного общества, позволяющем понять содержание основных методов влияния. Критика западной индустрии влияния концентрировалась в издательских сериях «Владыки капиталистического мира», «Критика буржуазной идеологии и ревизионизма», «Империализм: факты, события, документы» и других, которые выходили в издательствах «Мысль», «Прогресс», «Мир», «Политиздат», «Международные отношения», АПН. Рассматриваются направления рецепции языка и технологий западного PR в позднесоветский период. Анализируются избранные публикации советских специалистов по теме критики западных PR. Представлены примеры из практики работы советских институций международного влияния (Внешторгиздат, АП «Новости»), основанные на обобщении воспоминаний сотрудников, которые работали за рубежом в этих организациях, а затем стали известными российскими специалистами по PR в 1990-е гг. Цель статьи – показать избирательную проницаемость советской системы информационного влияния для зарубежных методик и технологий PR и коммерческой рекламы.

Библиографические ссылки

Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2004. 336 с.

Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Изд-во полит. лит., 1991. 560 с.

Дука А.В. Трансформация постсоветских политико-административных элит // Актуальные проблемы Европы. 2017. №2. С. 14–54.

Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. 384 с.

Куколев И.В. Формирование российской бизнес-элиты // Социол. журнал. 1995. №3. С.159–169.

Латыш Ю.В. Конспирологические теории перестройки и разрушения СССР // Изв. Ир-кутского гос. ун-та. Сер.: История. 2015. Т. 13. С. 83–91.

Рожков И.Я. Реклама советского периода: как это было // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2. С.171–178.

Романов П., Ярская-Смирнова Е. Трузера и крабы для советского потребителя: будни подпольного капитализма фарцовщиков // Профессии.doc: Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри: Сб. ст. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова; Центр соц. политики и гендер. исслед. М.: Вариант, 2007. С.152–169.

Романов П., Ярская-Смирнова Е. Фарца: Подполье советского общества потребления // Отеч. записки. 2005. №5. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/5/farcza-podpole-sovetskogo-obshhestva-potrebleniya.html (дата обращения: 09.08.2020).

Ростова Н. Избрать неизбираемого: Как использовали российские СМИ в кампании 1996 года // Ельцинмедиа. URL: http://www.yeltsinmedia.com/articles/1996-elections-1/#easy-footnote-bottom-16-5501 (дата обращения: 9.08.2020).

Серио П. Русский язык и советский политический дискурс: анализ номинаций // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. С. 337–383.

Эспань М. История цивилизаций как культурный трансфер. М.: Нов. лит. обозрение, 2018. 816 с.

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: НЛО, 2014. 664 с.

Betteke R. van, Vercic D. (eds.) Public Relations and Communication Management in Europe. A Nation-by-Nation Introduction to Public Relations Theory and Practice. London, 2004. 375 p.

Boyd-Barret O., Rethinking News Agencies, National Development and Information Imperialism //Economic and Political Weekly. 2011. Vol. 46, No.13. P. 85–94.

Dolea A. Institutionalizing government public relations in Romania after 1989 // Public Relations Review. 2012. No. 38. P. 354–366.

Ławniczak R., Rydzak W., Trębecki J. Public Relations in an Economy in Transition and Society in Transition: The Case of Poland // Global Public Relations Handbook / Ed. by K. Sriramesh, D. Verčič. New York: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. P. 78–98.

McNally M. The Organization of Balance Equilibrium in Gramsci’s Hegemony // History of Political Thought. 2008. Vol.29, No.4. P. 662–689.

Ortmann S., Heathershaw J. Conspiracy Theories in the Post-Soviet Space // The Russian Review. 2012. Vol. 71, No.4. P. 551–564.

References

Betteke van R. & D. Vercic (eds.) (2004), Public Relations and Communication Management in Europe. A Na-tion-by-Nation Introduction to Public Relations Theory and Practice, De Gruyter Mouton, London, UK, 375 p.

Boyd-Barret, O. (2011), “Rethinking News Agencies, National Development and Information Imperialism”, Economic and Political Weekly, Volume 46, № 13, pp. 85–94.

Dolea, A. (2012), “Institutionalizing Government Public Relations in Romania after 1989”, Public Relations Review, № 38, pp. 354–366.

Duka, A.V. (2017), “Transformation of post-Soviet political and administrative elites”, Aktual'nye problemy Evropy, № 2, pp. 14–54.

Espan, M. (2018), Istoriya tsivilizatsii kak kul'turnyy transfer [The history of civilizations as a cultural transfer], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 345 p.

Gramshi, A. (1991), Tyuremnye tetradi. Chast' pervaya [Prison notebooks. Part one], Izdatel'stvo politicheskoy literatury, Moscow, Russia, 560 p.

Kryshtanovskaya, O.V. (2005), Anatomiya rossiyskoy elity [Anatomy of the Russian elite], Zaharov, Moscow, Russia, 384 p.

Kukolev, I.V. (1995), “Formation of the Russian business elite”, Sotsiologicheskiy zhurnal, № 3, pp. 159–169.

Latysh, Y.V. (2015), “Conspiracy theories of perestroika and destruction of the USSR”, Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya «Istoriya», Volume 13, pp. 83–91.

Ławniczak, R., Rydzak, W. & J. Trębecki (2003), “Public Relations in an Economy in Transition and Society in Transition: The Case of Poland”, in Sriramesh, K. & D. Verčič (eds.), Global Public Relations Handbook, Law-rence Erlbaum Associates, New York, Mahwah, USA, pp. 78–98.

McNally, M. (2008), “The Organization of Balance Equilibrium in Gramsci’s Hegemony”, History of Political Though, Volume 29, № 4, pp. 662–689.

Ortmann, S. & J. Heathershaw (2012), “Conspiracy Theories in the Post-Soviet Space”, The Russian Review, Volume 71, № 4, pp. 551–564.

Romanov, P. & E. Yarskaya-Smirnova (2005), “Fartsa: The Underground of the Soviet Consumer Society”, Otechestvennye zapiski, №5, available at: https://magazines.gorky.media/nz/2005/5/farcza-podpole-sovetskogo-obshhestva-potrebleniya.html (accessed 9.08.2020).

Romanov, P. & E. Yarskaya-Smirnova (2007), “Trusers and crabs for the Soviet consumer: everyday life of underground capitalism of farmers”, in Yarskaya-Smirnova, E.R. & P.V. Romanov (eds.), Professii.doc. Sotsi-al'nye transformasii professionalizma: vzglyady snaruzhi, vzglyady iznutri: sb. st. [Professions.doc. Social trans-formations of professionalism: views from the outside, views from the inside], Variant, Moscow, Russia, pp.152–169.

Rostova, N. (n.d.), “Elect the Unselected: How Russian Media Used in the 1996 Campaign”, El'cinmedia, avail-able at: http://www.yeltsinmedia.com/articles/1996-elections-1/#easy-footnote-bottom-16-5501 (accessed 9.08.2020).

Rozhkov, I.Y. (2007), “Soviet-era advertising: how it was”, Znanie. Ponimanie. Umenie, № 2, pp. 171–178.

Serio, P. (1999), “Russian language and Soviet political discourse: analysis of nominations”, in Kvadratura smysla: Frantsuzskaya shkola analiza diskursa [Squaring Meaning: The French School of Discourse Analysis], Progress, Moscow, Russia, pp. 337–383.

Vahtin, N.B. & E.V. Golovko (2004), Sotsiolingvistika i sotsiologiya yazyka: uchebnoe posobie [Sociolinguistics and the Sociology of Language: a Textbook], Gumanitarnaya akademiya, Izd-vo Evropeyskogo un-ta, Moscow, Russia, 336 p.

Yurchak, A. (2014), Eto bylo navsegda, poka ne konchilos'. Poslednee sovetskoe pokolenie [It was Forever Until It Was No More: The Last Soviet Generation], NLO, Moscow, Russia, 664 p.

Загрузки

Опубликован

2020-12-26

Как цитировать

Abramov, R. N. (2020). РЕЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА И ТЕХНОЛОГИЙ ЗАРУБЕЖНОГО PR В ПОЗДНЕСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 51(4), 51–63. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3987