Учебно-воспитательная работа в церковно-приходских школах Урала в конце XIX – начале XX в.
Ключевые слова:
одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы, образовательный процесс, учебная и воспитательная работа, религиозные и общеобразовательные предметы, земские школыАннотация
Выявляются особенности образовательного процесса в церковно-приходских школах Урала. Специально исследуется проблема влияния церкви на религиозно-нравственное воспитание учащихся и повышение уровня грамотности населения Уральского региона. Рассматриваются задачи, ставившиеся перед церковно-приходскими школами. Проводится сравнительный анализ учебно-воспитательного процесса церковно-приходских училищ и начальных учебных заведений других ведомств, в частности земских.Библиографические ссылки
Список источников
Алабовский М.П. Церковно-приходская школа и всеобщее обучение. Киев, 1909.
Блюм Э.Ф. К 900-летию Крещения Руси: Мысли и замечания по поводу учреждения церковно-приходских школ. Ревель, 1889.
ГАПК. Ф. 147. Оп. 1. Д. 391. Л. 11–13; Л. 24–25; Д. 71. Л. 4,5–14, 17–18, 28–29, 97–98.
Годичный акт Градо-Уфимской церковно-приходской школы // Уфимские епархиальные ведомости. 1909. № 11.
Епархиальные мероприятия к поддержанию церковно-приходских школ // Вятские епархиальные ведомости. 1914. № 33.
Забелин А. Какой тип начальной народной школы был бы полезнее при всеобщем обязательном обучении?: переч. из журн. «Церковно-приходская школа». Киев, 1898.
Земства и церковно-приходская школа // Уфимские епархиальные ведомости. 1909. № 24.
Значение церковно-приходской школы в деле народного просвещения // Вятские епархиальные ведомости. 1914. № 32.
Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатилетие (1884–1904 гг.). СПб., 1909.
К двадцатипятилетию школы в Вятской епархии (с 13 июня 1884 г. по 13 июня 1909 г.). Вятка, 1909.
Миропольский С.И. Школьная дисциплина и ее средства: пример, привычки, награды и наказания // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1891. № 28–29.
Объяснительная записка к программе преподавания Закона Божия в церковно-приходских школах // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 36–37.
Объяснительная записка к программе преподавания русского языка в церковно-приходских школах // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 39–40.
Объяснительная записка к программе церковного пения в церковно-приходских школах // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 39–40.
О пользе церковно-приходских школ. От московского духовно-цензорного комитета. М., 1887.
Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии в 1902–1903 учебном году // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1903. № 23.
Отчет о состоянии церковноприходских школ и грамоты Екатеринбургской епархии за 1984/5 учебный год Екатеринбург, 1986.
Отчет Пермского Епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Пермской епархии за 1895–1896 год. Пермь, 1897.
Павлов А. О начальном обучении детей счислению в школе и дома // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 41.
Покровский В. Десятилетие (1885 – 1895) церковно-приходских школ Оренбургской епархии: Историко-статистический очерк. Оренбург, 1896.
Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 22. 1902. СПб., 1904.
Приходские училища // Из истории и развития сельской школы Пермской губернии до 1917 г. Пермь, 1994.
Программа начальных сведений по Русской истории для двухклассных церковно-приходских школ // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886.
Программа обучения счислению для церковно-приходских школ // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 39–40.
Программа преподавания церковного пения в церковно-приходских школах // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 39–40.
Программа церковно-славянской грамоты // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 39–40.
Программы учебных предметов для церковно-приходских школ // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886. № 36–37. С. 799; № 39–40.
Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. СПб., 1883.
РГИА. Ф. 733. Оп. 170. Д. 1130. Л. 265-1 – 265–44; Ф. 803. Оп. 10. Д. 377. Л. 4;
Рождественский А.К. В чем истинная цель современного подхода против церковных школ?: по докладу уездному земскому собору сессии 1911 г. Ярославль, 1911.
Светлов П.Я. О реформе духовного образования в России. СПб., 1906.
Смирнов П. Церковно-приходская школа: Упадок ее на западе Европы и значение для России. 2-е изд. СПб., 1886.
Сосунцев Е. Спутник законоучителя. Основания дидактики и методики Закона Божия // Ершов П. Справочная книга Пермской епархии. Пермь, 1911.
Церковно-приходские школы Российской империи за 1908–1909 гг. (Извлечение из отчета обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 гг.). СПб., 1911.
Церковь и школа – созерцание невидимого Бога // Уфимские епархиальные ведомости. 1896. № 4.
Церковно-приходская школа в связи с вопросом о народном здоровье // Вятские епархиальные ведомости. 1907. № 33.
Чистописание, как самостоятельный предмет обучения в церковно-приходских школах // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1892. № 32.
Библиографический список
Богуславский М.Б. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005.
Осипов О.В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864 – 1917): монография. Челябинск, 2004.
Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., 1996.
Развитие образования в Пермском крае в конце XIX – первой трети XX вв. // Система образования на Урале. История становления и развития: дайджест, в 13 ч. / сост. И.В. Бегунова. Кушва, 2006. Ч. 13.
Хрестоматия по истории педагогики. Т. 3: Конец XIX – начало XX в. / общ. ред. С.А. Каменев ; сост. Н.А. Желваков М., 1936.
References
Alabovskiy M.P. Tserkovno-ptihodskaya shkola i vseobshchee obuchenie. Kiev, 1909. 40 s;
Blyum E.F. K 900-letiyu Kreshcheniya Rusi: Mysli i zamechaniya po povodu uchrezhdeniya tserkovno-prihodskih shkol. Revel’, 1889. S. 7–8;
GAPK. F. 147. OP. 1. D.391. L.11–13;
GAPK. F. 147. OP. 1. D.391. L. 24–25;
GAPK. F. 147. OP. 1. D. 71. L. 4,5–14, 17–18, 28–29, 97–98;
Godichnyy akt Grado-Ufimskoi tserkovno-prikhodskoy shkoly // Ufimskie eparkhial’nye vedomosti. 1909. № 11. S. 563-566;
Eparhial’nyу meropriyatiya k podderzaniyu tserkovno-prihodskih shkol // Vyatskie eparhial’nye vedomosti. 1914. №33. S. 745–750;
Zabelin A. Kakoi tip nachal’noi narodnoi shkoly byl by poleznee pri vseobshchem obyazatel’nom obuchenii?: perech. iz zhur. «Tserkovno-prihodskaya shkola». Kiev, 1898. –15 s;
Zemstva i tserkovno-prikhodskaya shkola // Ufimskie eparkhial’nye vedomosti. 1909. № 24. S. 1275–1278;
Znachenie tserkovno-prihodskoi shkoly v dele narodnogo prosveshcheniya // Vyatskie eparhial’nye vedomosti. 1912 № 32. S. 971-976;
Istoricheskiy ocherk razvitiya tserkovnykh shkol za istekshee dvadtsatiletie (1884-1904 gg.). St. Petersburg., 1909. S. 169;
K dvadtsatipyatilrtiyu shoky v Vyatskoi eparhii (s 13 iyunya 1884 g. po 13 iyunya 1909g.). Vyatka, 1909. S. 5–6.
Miropol’skiy S.I. Shkol’naya distsiplina i ee sredstva: primer, privychki, nagrady i nakazaniya // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1891. № 28–29. S. 628–636;
Ob’yasnitel’naya zapiska k programme prepodavaniya Zakona Bozhiya v tserkovno-prikhodskikh shkolakh // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. № 36–37. S. 803–808;
Ob’yasnitel’naya zapiska k programme prepodavaniya russkogo yazyka v tserkovno-prikhodskikh shkolakh // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. № 39–40. S. 886;
Ob’yasnitel’naya zapiska k programme tserkovnogo peniya v tserkovno-prikhodskikh shkolakh // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. № 39–40. S. 871–875;
O pol’ze tserkovno-prihodskih shkol. Ot moskovskogo duhovno-tsenzornogo komiteta. M., 1887. 16 s;
Otchet eparkhial’nogo nablyudatelya o sostoyanii tserkovnykh shkol Yekaterinburg eparkhii v 1902-1903 uchebnom godu // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1903. № 23. S. 516;
Otchet o sostoyanii tserkovnoprikhodskikh shkol i gramoty Yekaterinburg eparkhii za 1984/5 uchebnyy god Yekaterinburg, 1986, S. 185;
Otchet Permskogo Eparkhial’nogo uchilishchnogo soveta o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh shkol i shkol gramoty Permskoi eparkhii za 1895-1986 god. Perm, 1897. S. 25–26;
Pavlov A. O nachal’nom obuchenii detei schisleniyu v shkole i doma // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. № 41. S. 940–945;
Pokrovskiy V. Desyatiletie (1885-1895) tserkovno-prikhodskikh shkol Orenburgskoi eparkhii : Istoriko-statisticheskiy ocherk. – Orenburg, 1896. – 55 s;
Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoi imperii. Sobr. 3-e. T. XXII. 1902. St.Petersburg/ 1904. S. 206–211;
Prikhodskie uchilishcha // Iz istorii i razvitiya sel’skoi shkoly Permskoi gubernii do 1917 g. Perm, 1994. S. 10–13;
Programma nachal’nykh svedeniy po Russkoi istorii dlya dvukhklassnykh tserkovno-prikhodskikh shkol // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. S. 902–903;
Programma obucheniya schicleniyu dlya tserkovno-prikhodskikh shkol // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. №39–40. S. 894;
Programma prepodavaniya tserkovnogo peniya v tserkovno-prikhodskikh shkolakh // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. № 39–40. S. 869–871;
Programma tserkovno-slavyanskoi gramoty // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. № 39–40. S. 876;
Programmy uchebnykh predmetov dlya tserkovno-prikhodskikh shkol // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti. 1886. № 36–37. S. 799; № 39–40. S. 866;
Rachinskiy S.A. Zametki o sel’skih shkolah. Spb., 1883. 123 s;
RGIA. F. 733. Op. 170. D. 1130. L. 265-1 – 265 – 44;
RGIA. F. 803. Op. 10. D. 377. L. 4;
Rozhdestvenskiy A.K. V chem istinnaya tsel’ sovremonnogo podxoda protiv tserkovnyh shkol?: Po dokladu uezdnomu zemskomu soboru sessii 1911 g. Yaroslavl’, 1911. 17 s;
Svetlov P.Ya. O reforme duhovnogo obrazovaniya v Rossii. Spb., 1906. 12 s;
Smirnov P. Tserkovno-prihodskaya shkola: Upadok ee na zapade Evropy i znachenie dlya Rossii. – 2-e izd. Spb., 1886. 57 s;
Sosuntsev E. Sputnik zakonouchitelya. Osnovaniya didaktiki i metodiki Zakona Bozhiya // Ershov P. Spravochnaya kniga Permskoi Eparkhii. Perm, 1911. S. 4;
Tserkovno-prikhodskie shkoly Rossiiskoi imperii za 1908 – 1909 gg. (Izvlechenie iz otcheta ober-prokurora Sv. Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1905-1907 gg.). St. Petersburg, 1911. S. 13;
Tserkov’ i shkola – sozertsanie nevidimogo Boga // Ufimskie eparkhial’nye vedomosti 1896. № 4. S. 175–182;
Tserkovno-prihodskaya shkola v svyazi s voprosom o narodnom zdorov’e // Vyatskie eparhial’nye vedomosti. 1907. № 33. S. 895–898;
Chistopisanie, kak samostoyatel’nyy predmet obucheniya v tserkovno-prikhodskikh shkolakh // Yekaterinburg eparkhial’nye vedomosti 1892 № 32. S. 845.
Literatura:
Boguslavskiy M.B. Podvizhniki i reformatory rossiyskogo obrazovaniya: Istoriko-biograficheskie ocherki. M., 2005. 190 s;
Osipov O.V. Tserkovno-prikhodskie shkoly Orenburgskoi eparkhii (1864-1917) [Tekst] : monografiya. Chelyabinsk, 2004. 223 s;
Pobedanosstev K. P. Sochineniya. Spb., 1996. S. 492;
Razvitie obrazovaniya v Permskom krae v kontse XIX – pervoi treti XX vv. // Sistema obrazovaniya na Urale. Istoriya stanovleniya i razvitiya : daidzhest. V 13 ch. Ch 13. / sost. I.V. Begunova. Kushva, 2006. 66 s.
Hrestomatiya po istorii pedagogiki. T. Z. Konets XIX – nachalo XX vv. / obshch. red. S. A. Kamenev; sost. Zhelvakov N.A. M.,1936. 536 s.