Император на выставке: Казус эпохи модерна

Авторы

  • N. V. Balagurov Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова:

Александр III, передвижники, выставка, цензура, сценарий власти, художественный рынок, модерность

Аннотация

Рассматривается практика посещения Александром III выставок передвижников. На основе писем, дневников и воспоминаний современников реконструируются обстоятельства и мотивы этих визитов. Обосновывается реципрокный характер отношений императора и передвижников в контексте актуальной политической повестки и особенностей развития российского художественного рынка в последней трети XIX в. Введение художественной цензуры интерпретируется как реакция на модерный вызов модели передвижных выставок.

Биография автора

N. V. Balagurov, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

асп. департамента истории Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», Санкт-Петербург

Библиографические ссылки

Список источников

Бенуа А. Н. О художественной цензуре // Слово. 1905. 9 окт., № 277.

Бенуа А. Н. Приобретения Эрмитажа // Речь. 1909. 10 сент., № 248.

Ге Н. Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. М., 1978.

Государственный архив Российской Федерации. Ф. 677, Оп. 1, Д. 306 (далее – ГАРФ).

Победоносцев К. П. К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки. Т. 1., полутом 2. М.; Пг., 1923.

Крамской И. Н. Письма. Статьи: в 2 т. М., 1966.

Маковский С. К. Портреты Современников. М., 2000.

Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М., 2010.

Нестеров М. В. Давние дни: Рассказы и очерки. М., 2014.

Прахов А. В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Художест-венные сокровища России. Т. 3. № 4. СПб., 1903.

Товарищество передвижных художественных выставок. 1869-1899. Письма, документы: в 2 кн. М., 1987. Кн. 1, 2 (далее – ТПХВ…, 1987)

Художественное наследство. И. Репин. Статьи и материалы. М.; Л., 1948. Т. 2.

Библиографический список

Боровская М. Ф. Царский портрет гравера Крамского // Мир музея. 2013. № 6.

Бородина С. А. Реформа Академии Художеств 1893–1894-х годов и ее значение в истории отечественного искусства. М., 1987.

Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1991. № 1–2.

Лапшин В. П. Александр III и изобразительное искусство. Набросок к теме // Вопросы искусствознания. 1998. № 2.

Уортман Р. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. М., 2000; Т. 2: От Александра II до отречения Николая II. М., 2004.

Юденкова Т. В. Павел Михайлович Третьяков и император Александр III // Русское искусство. 2008. № 1.

Dianina K. When Art Makes News: Writing Culture and Identity in Imperial Russia. DeKalb, 2013.

Jackson D. The Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Art. Manchester, 2006.

Norman J. O. Alexander III as a Patron of Russian Art // New Perspectives on Russian and Soviet Artistic Culture: Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and East European Studies, 1990. New York, 1994.

Shabanov A. Peredvizhniki: 1870-71. What’s in a Name // Immediations. The Courtauld Institute of Art Journal of Postgraduate Research. 2010. Vol. 2, № 3.

Steiner E. A Battle for the «People’s Cause» or for the Market Case: Kramskoi and the Itinerants // Cahiers du Monde Russe. 2009. № 50(4).

Steiner E. Pursuing Independence: Kramskoi and the Peredvizhniki vs. the Academy of Arts // The Russian Review. 2011. Vol. 70, April (№ 2).

Valkenier E. K. Russian Realist Art: the State and Society: The Peredvizhniki and Their Tradition. New York, 1989.

References

Borodina S. A. Reforma Akademii Khudozhestv 1893–1894-kh godov i ee znachenie v istorii otechestvennogo iskusstva. M., 1987.

Borovskaya M. F. Tsarskiy portret gravera Kramskogo Mir muzeya. 2013. № 6.

Burd'e P. Rynok simvolicheskoy produktsii. Voprosy sotsiologii. 1991. № 1–2.

Dianina K. When Art Makes News: Writing Culture and Identity in Imperial Russia. DeKalb, 2013.

Jackson D. The Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Art. Manchester, 2006.

Lapshin V. P. Aleksandr III i izobrazitel'noe iskusstvo. Nabrosok k teme. Voprosy iskusstvoznaniya, 1998. № 2.

Norman J. O. Alexander III as a Patron of Russian Art. New Perspectives on Russian and Soviet Artistic Culture: Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and East European Studies, 1990. New York, 1994.

Shabanov A. Peredvizhniki: 1870-71. What’s in a Name. Immediations. The Courtauld Institute of Art Journal of Postgraduate Research. Vol. 2. 2010. № 3.

Steiner E. A Battle for the «People’s Cause» or for the Market Case: Kramskoi and the Itinerants. Cahiers du Monde Russe. 2009. № 50(4).

Steiner E. Pursuing Independence: Kramskoi and the Peredvizhniki vs. the Academy of Arts. The Russian Re-view. 2011. Vol. 70, April (№ 2).

Uortman R. Stsenarii vlasti: mify i tseremonii russkoy monarkhii. T. 1: Ot Petra Velikogo do smerti Nikolaya I. M., 2000; T. 2: Ot Aleksandra II do otrecheniya Nikolaya II. M., 2004.

Valkenier E. K. Russian Realist Art: the State and Society: The Peredvizhniki and Their Tradition. New York, 1989.

Yudenkova T. V. Pavel Mikhaylovich Tret'yakov i imperator Aleksandr III. Russkoe iskusstvo. 2008. № 1.

Загрузки

Опубликован

2020-07-22

Как цитировать

Balagurov, N. V. (2020). Император на выставке: Казус эпохи модерна. PERM UNIVERSITY HERALD. HISTORY / ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 30(3), 15–24. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3415