Император на выставке: Казус эпохи модерна
Ключевые слова:
Александр III, передвижники, выставка, цензура, сценарий власти, художественный рынок, модерностьАннотация
Рассматривается практика посещения Александром III выставок передвижников. На основе писем, дневников и воспоминаний современников реконструируются обстоятельства и мотивы этих визитов. Обосновывается реципрокный характер отношений императора и передвижников в контексте актуальной политической повестки и особенностей развития российского художественного рынка в последней трети XIX в. Введение художественной цензуры интерпретируется как реакция на модерный вызов модели передвижных выставок.Библиографические ссылки
Список источников
Бенуа А. Н. О художественной цензуре // Слово. 1905. 9 окт., № 277.
Бенуа А. Н. Приобретения Эрмитажа // Речь. 1909. 10 сент., № 248.
Ге Н. Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. М., 1978.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 677, Оп. 1, Д. 306 (далее – ГАРФ).
Победоносцев К. П. К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки. Т. 1., полутом 2. М.; Пг., 1923.
Крамской И. Н. Письма. Статьи: в 2 т. М., 1966.
Маковский С. К. Портреты Современников. М., 2000.
Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М., 2010.
Нестеров М. В. Давние дни: Рассказы и очерки. М., 2014.
Прахов А. В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Художест-венные сокровища России. Т. 3. № 4. СПб., 1903.
Товарищество передвижных художественных выставок. 1869-1899. Письма, документы: в 2 кн. М., 1987. Кн. 1, 2 (далее – ТПХВ…, 1987)
Художественное наследство. И. Репин. Статьи и материалы. М.; Л., 1948. Т. 2.
Библиографический список
Боровская М. Ф. Царский портрет гравера Крамского // Мир музея. 2013. № 6.
Бородина С. А. Реформа Академии Художеств 1893–1894-х годов и ее значение в истории отечественного искусства. М., 1987.
Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1991. № 1–2.
Лапшин В. П. Александр III и изобразительное искусство. Набросок к теме // Вопросы искусствознания. 1998. № 2.
Уортман Р. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. М., 2000; Т. 2: От Александра II до отречения Николая II. М., 2004.
Юденкова Т. В. Павел Михайлович Третьяков и император Александр III // Русское искусство. 2008. № 1.
Dianina K. When Art Makes News: Writing Culture and Identity in Imperial Russia. DeKalb, 2013.
Jackson D. The Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Art. Manchester, 2006.
Norman J. O. Alexander III as a Patron of Russian Art // New Perspectives on Russian and Soviet Artistic Culture: Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and East European Studies, 1990. New York, 1994.
Shabanov A. Peredvizhniki: 1870-71. What’s in a Name // Immediations. The Courtauld Institute of Art Journal of Postgraduate Research. 2010. Vol. 2, № 3.
Steiner E. A Battle for the «People’s Cause» or for the Market Case: Kramskoi and the Itinerants // Cahiers du Monde Russe. 2009. № 50(4).
Steiner E. Pursuing Independence: Kramskoi and the Peredvizhniki vs. the Academy of Arts // The Russian Review. 2011. Vol. 70, April (№ 2).
Valkenier E. K. Russian Realist Art: the State and Society: The Peredvizhniki and Their Tradition. New York, 1989.
References
Borodina S. A. Reforma Akademii Khudozhestv 1893–1894-kh godov i ee znachenie v istorii otechestvennogo iskusstva. M., 1987.
Borovskaya M. F. Tsarskiy portret gravera Kramskogo Mir muzeya. 2013. № 6.
Burd'e P. Rynok simvolicheskoy produktsii. Voprosy sotsiologii. 1991. № 1–2.
Dianina K. When Art Makes News: Writing Culture and Identity in Imperial Russia. DeKalb, 2013.
Jackson D. The Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Art. Manchester, 2006.
Lapshin V. P. Aleksandr III i izobrazitel'noe iskusstvo. Nabrosok k teme. Voprosy iskusstvoznaniya, 1998. № 2.
Norman J. O. Alexander III as a Patron of Russian Art. New Perspectives on Russian and Soviet Artistic Culture: Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and East European Studies, 1990. New York, 1994.
Shabanov A. Peredvizhniki: 1870-71. What’s in a Name. Immediations. The Courtauld Institute of Art Journal of Postgraduate Research. Vol. 2. 2010. № 3.
Steiner E. A Battle for the «People’s Cause» or for the Market Case: Kramskoi and the Itinerants. Cahiers du Monde Russe. 2009. № 50(4).
Steiner E. Pursuing Independence: Kramskoi and the Peredvizhniki vs. the Academy of Arts. The Russian Re-view. 2011. Vol. 70, April (№ 2).
Uortman R. Stsenarii vlasti: mify i tseremonii russkoy monarkhii. T. 1: Ot Petra Velikogo do smerti Nikolaya I. M., 2000; T. 2: Ot Aleksandra II do otrecheniya Nikolaya II. M., 2004.
Valkenier E. K. Russian Realist Art: the State and Society: The Peredvizhniki and Their Tradition. New York, 1989.
Yudenkova T. V. Pavel Mikhaylovich Tret'yakov i imperator Aleksandr III. Russkoe iskusstvo. 2008. № 1.