Евфимий Чудовский: интеллектуальные поиски в отечественном традиционализме последней трети XVII века

Авторы

  • A. G. Vasilyeva Пермский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова:

общественная мысль, традиционализм, грекофилы Евфимий Чудовский, образование в России XVII в., перевод

Аннотация

Рассматриваются идеи Евфимия Чудовского, представителя грекофильского течения традиционалистской общественной мысли в России XVII в. Исследуются тексты, созданные в контексте идейных конфликтов последней трети XVII в. Анализируются аргументы, приводимые в пользу превосходства греческих образцов, а также попытки  Евфимия применить идеи в своей практической деятельности – в переводе, исправлении, редактировании книг.

Биография автора

A. G. Vasilyeva, Пермский государственный национальный исследовательский университет

соиск. кафедры древней и новой истории России Пермского государственного научно-исследовательского университета

Библиографические ссылки

Библиографический список

Strakhov O.B. The Byzantine Culture in Muscovite Rus'. The case of Evfimii Chudovskii (1620‒1705). Koln, 1998.

Державина О.А. Симеон Полоцкий в работе над Псалтырью рифмотворной // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982.

Исаченко Т.А. Книга Иова в переводе монаха Чудова монастыря Моисея (1671 г.): особенности языка и историко-литературный контекст // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 4.

Исаченко Т.А. Новый Завет в переводе иеромонаха Чудова монастыря Епифания (Славинецкого) послед-ней трети XVII в. Особенности перевода и языка // Вопросы языкознания. 2002. № 4.

Исаченко Т.А. Переводная московская книжность: Митрополичий и патриарший скрипторий XV–XVII вв. М., 2009.

Исаченко-Лисовая Т.А. Евфимий Чудовский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3, ч.1.

Крылов Г. Книжная справа XVII в. Богослужебные Минеи. М., 2009.

Мансветов И. Как у нас правились церковныя книги: материал для истории книжной справы в 17 столе-тии (По бумагам архива Типографской библиотеки в Москве). М., 1883.

Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова. Прага, 1976.

Миркович Г. О времени пресуществления св. Даров: Спор, бывший в Москве во второй половине 17 сто-летия. Вильна, 1886.

Никольский К. Материалы для истории исправления богослужебных книг. СПб., 1896.

Панич Т.В. Книга «Щит веры» в историко-литературном контексте конца XVII в. Новосибирск, 2004.

Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в. М., 1973.

Прозоровский А. Сильвестр Медведев. Его жизнь и деятельность. М., 1896.

Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006.

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. СПб., 1827. Т. 1.

Сменцовский М.Н. Вопрос об исправлении славянского перевода Библии во второй половине 17 в. // Прибавление к церковным ведомостям. 1900. № 28.

Фонкич Б.Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1991.

References

Strakhov O.B. The Byzantine Culture in Muscovite Rus'. The case of Evfimii Chudovskii (1620-1705). Koln, 1998.

Derzhavina O.A. Simeon Polotskiy v rabote nad Psaltyr'yu rifmotvornoy. Simeon Polotskiy i ego knigoizdatel'skaya deyatel'nost'. M., 1982.

Isachenko T.A. Kniga Iova v perevode monakha Chudova monastyrya Moiseya (1671 g.): osobennosti yazyka i istoriko-literaturnyy kontekst. Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2002. № 4.

Isachenko T.A. Novyy Zavet v perevode ieromonakha Chudova monastyrya Epifaniya (Slavinetskogo) posledney treti XVII v. Osobennosti perevoda i yazyka. Voprosy yazykoznaniya. 2002. № 4.

Isachenko T.A. Perevodnaya moskovskaya knizhnost': Mitropolichiy i patriarshiy skriptoriy XV–XVII vv. M., 2009.

Isachenko-Lisovaya T.A. Evfimiy Chudovskiy. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi. SPb., 1992. Vyp. 3, ch.1.

Krylov G. Knizhnaya sprava XVII v. Bogosluzhebnye Minei. M., 2009

Mansvetov I. Kak u nas pravilis' tserkovnyya knigi: material dlya istorii knizhnoy spravy v 17 stoletii (Po bumagam arkhiva Tipografskoy biblioteki v Moskve). M., 1883.

Matkhauzerova S. Drevnerusskie teorii iskusstva slova. Praga, 1976.

Mirkovich G. O vremeni presushchestvleniya sv. Darov: Spor, byvshiy v Moskve vo vtoroy polovine 17 stoletiya. Vil'na, 1886.

Nikol'skiy K. Materialy dlya istorii ispravleniya bogosluzhebnykh knig. SPb., 1896.

Panich T.V. Kniga «Shchit very» v istoriko-literaturnom kontekste kontsa XVII veka. Novosibirsk, 2004.

Panchenko A.M. Russkaya stikhotvornaya kul'tura XVII veka. M., 1973.

Prozorovskiy A. Sil'vestr Medvedev. Ego zhizn' i deyatel'nost'. M., 1896.

Sazonova L.I. Literaturnaya kul'tura Rossii. Rannee Novoe vremya. M., 2006.

Slovar' istoricheskiy o byvshikh v Rossii pisatelyakh dukhovnogo china greko-rossiyskoy tserkvi. SPb., 1827. T. 1.

Smentsovskiy M.N. Vopros ob ispravlenii slavyanskogo perevoda biblii vo vtoroy polovine 17 veka // Pribavlenie k tserkovnym vedomostyam. 1900. № 28.

Fonkich B.L. Greko-slavyanskie shkoly v Moskve v XVII veke. M., 2009.

Shatskiy E. Utopiya i traditsiya. M., 1991.

Загрузки

Опубликован

2020-07-22

Как цитировать

Vasilyeva, A. G. (2020). Евфимий Чудовский: интеллектуальные поиски в отечественном традиционализме последней трети XVII века. PERM UNIVERSITY HERALD. HISTORY / ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 29(2), 50–57. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3396