Лесные участки как историко-культурные ценности: особенности их выявления и сохранения на северо-западе Пермского края
Ключевые слова:
исторически ценные лесные участки, объекты культурного наследия, Северное Прикамье, коми-пермяки, добровольная лесная сертификация, Концепция высокой природоохранной ценностиАннотация
Особенности выявления и сохранения исторически ценных лесных участков рассматриваются в соответствии с Концепцией высокой природоохранной ценности (High Conservational Value, HCV), которая разрабатывается с 1999 г. в рамках системы добровольной лесной сертификации международной организации Forest Stewardship Council (FSC) – Лесного попечительского совета. Концепция позволяет говорить об исторической ценности лесов, связанных не только с территориями объектов культурного наследия/категориями «ценных лесов» российского лесного законодательства, но также с элементами (и компонентами) ландшафта, значимыми для воспроизводства традиций, обычаев и особенностей самосознания местного населения. В рамках Концепции такие элементы (и компоненты) ландшафта принимаются за равноценные природным, объединяются общим понятием «высокие природоохранные ценности» (ВПЦ) и в ходе лесохозяйственной деятельности сертифицированных предприятий получают обоснованные механизмы защиты. Исследование охватывает северо-запад Пермского края в границах северных районов Коми-Пермяцкого округа (территории компактного проживания аграрных этнических сообществ в зоне арендованных сертифицированными предприятиями лесов, зоны межэтнических контактов, ареалы с уникальными по степени сохранности традиционными мифологическими представлениями). Статья включает интерпретацию определений культурных ценностей Концепции (ВПЦ 6) с учётом региональных особенностей Прикамья, описывает возможности применения Концепции для сохранения культурных и ландшафтных ценностей, объектов исторического и культурного наследия на землях лесного фонда. Результаты работы имеют практическое значение для заинтересованных сторон, держателей сертификатов FSC, а также широкого круга вовлечённых в прикладные исследования региональных экспертов.doi 10.17072/2219-3111-2018-3-163-173Библиографические ссылки
Список источников
Лесной план Пермского края на 2017–2027 годы. Пермь, 2017.
Лесохозяйственный регламент Гайнского лесничества. Пермь, 2013.
Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Пермь, 2018.
Приказ №СЭД 30-01-02-36 от 17.01.2018 «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений».
Российский национальный стандарт лесоуправления. FSC России.
Итоги ВПН 2010. Т. 4. Национальный состав населения Пермского края.
Четина Е.М. Итоговый отчёт по проекту РГНФ №14-14-59602 «Места памяти» в фольклоре Север-ного Прикамья. 2014. URL: https://goo.gl/BYf3wm (дата обращения: 24.04.2018).
Четина Е.М. Итоговый отчёт по проекту РГНФ №15-14-59601/ «Старые люди» в фольклоре Прикамья: память о «чуди» и староверах. 2015. URL: https://goo.gl/qfgzqn (дата обращения: 27.04.2018).
Библиографический список
Алейников А.А., Стенно С.П., Циберкин Н.Г., Мельничук А.Ф., Садовникова Е.Н. Влияние пермских соляных промыслов XV – XIX вв. на трансформацию лесов: опыт оценки масштабов воздействия // Russian Journal of Ecosystem Ecology. 2018. Vol. 3 (1). С. 1–16.
Браун Э.Н., Дадли А., Линд Д.Р., Мухтаман К., Стюарт Т., Синнот Т. Единое руководство по выявлению высоких природоохранных ценностей. Ресурсная сеть ВПЦ / пер. с англ. под общ. ред. К. Н. Кобякова. М.: Б.и., 2014. 78 c.
Голева Т.Г. Природные объекты в традициях коми-пермяков: представления и хозяйственно-бытовое значение // Человек и север: антропология, археология, экология: Матер. всерос. конф. Тюмень: Б.и., 2012a. С. 231–234.
Голева Т.Г. Дерево — человек: сравнительные параллели в мировоззрении коми-пермяков // От кон-гресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докла-дов. Т. 2. М.: ГРЦРФ, 2012b. С. 148–156.
Голева Т.Г. Водные объекты как места памяти о древнем населении в традиционной культуре се-верных коми-пермяков // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 10. №3. С. 125–133.
Грибова Л.С. Пермский звериный стиль (Проблема семантики). М.: Наука, 1975. 148 с.
Данилко Е.С. Историческая память в исторических преданиях зюзьдинских и язьвинских коми-пермяков // Этногр. обозрение. 2007. № 2. С. 1–13.
Ильина О.В., Карпачевский М.Л., Кобяков К.Н., Кулясова А.А., Кулясов И.П., Яковлева А.И. Методи-ческие рекомендации по выделению и сохранению лесов, имеющих важное социальное и культур-ное значение / под ред. О.В. Ильиной, К.Н. Кобякова. М.: Б.и., 2014. 124 с.
Королёва С.Ю., Арустамова А.А. Образ «лесного хозяина» и мифологизация пространства у коми-пермяков // Образный мир русской культуры. Сборник статей. М.: ГРЦРФ, 2010. С. 141–145.
Королёва С.Ю. Представления о мыже в народных молитвах, несказочной прозе и обрядовой прак-тике коми-пермяков (опыт системного описания) // Вестник Пермского университета. Филология. 2011. №4. С. 194–203.
Королёва С.Ю. «Помяни, Господи, всех моих родителей»: современное бытование народных поми-нальных молитв у коми-пермяков // От конгресса к конгрессу: Матер. Второго всерос. конгресса фольклористов. М.: ГРЦРФ, 2012. Т. 4. С. 220–234.
Королёва С.Ю. Чудь с русскими именами: кого и как поминают на чудских могильниках? (материа-лы Верхнего Прикамья) // Социо- и психолингвистические исследования. 2014а. Вып. 2. С. 156–170.
Королёва С.Ю. Народные поминальные молитвы коми-пермяков и мифо-ритуальный контекст их быто-вания // Коми-пермяцкий этнографический сборник. / Под. ред. А. В. Черных, А. С. Лобановой (Труды Ин-та языка, ист. и трад. к-ры коми-перм. народа. Вып. Х) СПб.: Маматов, 2014b. С. 115–162.
Королёва С.Ю. «Знающий» в современной коми-пермяцкой деревне. К вопросу о механизмах пере-дачи и сохранения локальных форм традиционной культуры (на материале экспедиционных иссле-дований. 2000. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/koroleva1.htm (дата обращения: 18.03.2018).
Королёва С.Ю., Четина Е.М., Колегова О.А. Локусы памяти в пространстве традиции (почитание братских могил в Юрлинском районе Пермского края) // Социо- и психолингв. исследования. 2015. Вып. 3. С. 128–144.
Королёва С.Ю., Четина Е.М. Предания о братьях-богатырях Пере и Мизе: источники, историзм, локальность (на подступах к теме) // Человек и событие в исторической памяти / отв. ред. Ю.А. Крашенинникова. Сыктывкар: Изд-во ИЯЛИ КомиНЦ УрО РАН, 2017. С. 116–131.
Лаллукка С. Коми-пермяки и Коми-Пермяцкий округ. История, демографические и этнические про-цессы. СПб.: Европейский Дом, 2010. 336 с.
Моряхина К.В., Сарапулов А.Н. Пространственный анализ легенд о пермской чуди и их соотноше-ние с археологическими памятниками // Вестник научной Ассоциации студентов и аспирантов ис-торического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2011. №1 (7). С. 9–18.
Оборин В.А. К истории земледелия у древних коми-пермяков // Советская этнография. 1956. № 2. С. 66–75.
Слащев Д.Н., Гиляшова А.В. Территории высокой природоохранной ценности Березовского района Пермского края // Географический вестник. 2010. №3. С. 60–66.
Слащев Д.Н., Санников П.Ю. Леса высокой природоохранной ценности северо-запада Пермского края // Географический вестник. ПГНИУ. 2011. №2. С. 66–73.
Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII–первой половине XIX века. Пермь: Б.и., 1995. 363 с.
Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды середины XX в. Ч. 4. Местные праздники. СПб.: Маматов, 2015. 256 с.
Чугаева С.В. Важ важжез касьтылöм – поминание предков на культовых местах коми-пермяков // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. М., 2008. Вып. 22. С. 260–271.
Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. 228 с.
References
Aleynikov, A. A., Stenno, S.P., Tsiberkin, N.G., Melnichuk, A.F. & E.N. Sadovnikova (2018), “Influence of the Perm salt production in XV-XIX centuries for forest transformation: impact assumption”, Russian Journal of Ecosystem Ecology, vol. 3 (1), pp. 1-16.
Brown, E., N. Dudley, A. Lindhe, D.R. Muhtaman, C. Stewart & T. Synnott (2014), Edinoe rukovodstvo po vyyavleniyu vysokih prirodoohrannyh tsennostey. Resursnaya set' HCV [Common guidance for the identification of High Conservation Values]. HCV Resource Network Moscow], Russia, 78 p.
Chagin, G.N. (1995), Etnokul'turnaya istoriya Srednego Urala v kontse XVII - pervoy polovine XIX veka [Ethno-cultural history of the Middle Urals, at the end of 17th - first half of 19th centuries], Izd-vo PSU, Perm, Russia, 363 p.
Chernyh, A.V. (2015), Russkiy narodnyy kalendar' v Prikam'e. Prazdniki i obrjady serediny XX v. Chast' IV. Mestnye prazdniki [Russian Folk Calendar in the Kama River Region. Rites and Feasts of the mid-20th century (Part IV. Local Feasts)], Izd-vo Mamatov, St. Petersburg, Russia, 256 p.
Chugaeva, S.V. (2008), “Vazh vazhzhez kas'tylöm — Prayer for the dead ancestors on the cult places of Komi-Permyaks”, in Sakral'naya geografiya v slavjanskoy i evreyskoy kul'turnoy traditsii: Vyp. 22 [Sacred geography in the Slavic and Jewish cultural tradition: Issue 22], Moscow, Russia, pp. 260-271.
Danilko, E. S. (2007), “Historical memory in the historical legends of the Zyuzdin and Yazvin Komi-Permyaks”, Etnograficheskoe obozrenie online, №2, pp. 1-13.
Goleva, T.G. (2012a), “Natural bodies in the traditions of the Komi-Permyaks: representations and economic importance”, in Сhelovek i sever: antropologiya, arheologiya, ekologiya. Materialy vserossiyskoy konferentsii [A Human and The North: Anthropology, Archaeology, Ecology. Materials of All-Russian Conference], Institut problem osvoeniya Severa SO RAN, Tyumen', Russia, pp. 231-234.
Goleva, T.G. (2012b), “A Tree - A Human: comparative parallels in the worldview of Komi-Permyaks”, in Ot kongressa k kongressu. Materialy Vtorogo Vserossiyskogo congressa fol'kloristov: Т. 2 [From Congress to Con-gress. Materials of The Second All-Russian Congress of Folklorists: Vol. 2], Gosudarstvennyiy Rossiyskiy tsentr russkogo folklora, Moscow, Russia, pp. 148-156.
Goleva, T.G. (2016), “Waterbodies as sites of commemoration of an ancient population in the traditional culture of the Northern Komi-Permyaks”, Ezhegodnik finno-ugorskih issledovaniy, Vol. 10, №3, pp. 125-133.
Gribova, L.S. (1975), Permskiy zveriny stil' (problema semantiki) [Perm Animal Style (semantics problems)], Nauka, Moscow, Russia, 148 p.
Il'ina, O. V., Karpachevskiy, M.L., Kobyakov, K.N., Kulyasova, A.A., Kulyasov, I.P. & A.I. Yakovleva (2014), “Guidelines on the identification and conservation of high social and cultural value forests”, in Il'ina, O. V, Kobyakov K. N., Metodicheskie rekomendatsii po vydeleniyu i sohraneniyu lesov, imeyushhih vazhnoe sotsial'noe i kul'turnoe znachenie [Guidelines on the identification and conservation of high social and cultural value forests], Vsemirnyiy fond dikoy prirodyi, Moscow, Russia, 124 p.
Koroleva, S.U. (2000), «Znayushchiy» v sovremennoy komi-permyatskoy derevne. K voprosu o mekhanizmakh peredachi i sokhraneniya lokal'nykh form traditsionnoy kul'tury (na materiale ekspeditsionnykh issledovaniy [Knowing person in contemporary Komi-Permyak village. To the issue of mechanisms for the transfer and preservation of local forms of traditional culture (based on material on field research)], available at: http://www.ruthenia.ru/folklore/koroleva1.htm(accessed 17.12.2017).
Koroleva, S.U. (2011), “Myza in Komi-Permyak folk funeral prayers, legends and ceremonial practices (an at-tempt of a system description)”, Vestnik Permskogo universiteta, №4, pp. 194-203.
Koroleva, S.U. (2012), “«Remember, Lord, all my parents»: contemporary existence of Komi-Permyak folk funeral prayers”, in Ot Kongressa k Kongressu. Materialy Vtorogo Vserossijskogo kongressa fol'kloristov: Т. 4 [From Congress to Congress. Materials of The Second All-Russian Congress of Folklorists: Vol. 4], Gosudarstvennyiy Rossiyskiy tsentr russkogo folklore, Мoscow, pp. 220-234.
Koroleva, S.U. (2014a), “Chudes with Russian names: who and how are commemorated on Сhude’s burial grounds? (North Permyak tradition)”, Socio- i psiholingvisticheskie issledovaniya, Issue 2, pp. 156-170.
Koroleva, S.U. (2014b), “Komi-Permyak folk funeral prayers and mytho-ritual context of its existence”, in ed. Chernyh, A. V. & A. S. Lobanova, Komi-permjackiy etnograficheskiy sbornik [Komi-Permian Ethnographic Collection: Issue 10], Mamatov, St. Petersburg, Russia, pp. 115-162.
Koroleva, S.U. & E.M. Chetina (2017), “Historical legends on brothers-heroes Per and Mize: sources, histori-cism, locality (on the approaches to the subject)”, in Krasheninnikova, Ju. A. (ed.), Chelovek i sobytie v istoricheskoy pamjati [Human and Event in the Hisorical Memory], Izd-vo IYaLI KomiNTs UrO RAN, Syktyv-kar, Russia, pp. 116–131.
Koroleva, S.U., Chetina, E.M. & O.A. Kolegova (2015), “Memory locus in the space of tradition (Rituals and narratives related to mass graves in Yurlinsky district of the Perm region)”, Socio- i psiholingvisticheskie issledovaniya, Issue 3, pp. 128-144.
Korolyova, S.U. & A.A. Arustamova (2010), “The image of the «forest spirit» and mythologization of space in Komi-Permyaks”, in Obraznyy mir russkoy kul'tury [The imaginative world of Russian culture], Gosudarstvennyiy Rossiyskiy tsentr russkogo folklore, Moscow, Russia, pp. 141-145.
Lallukka, Seppo (2010), Komi-permyaki i Komi-permyatskiy okrug. Istoriya, demograficheskie y etnicheskie processy [Komi-Permyaks and Komi-Permyak Okrug. History, demographic and ethnic processes], Evropeyskiy dom, St. Petersburg, Russia, 336 p.
Moryahina, K.V. & A.N. Sarapulov (2011), “Spatial analysis of historical legends about Permian Chudies, relat-ed to archaeological monuments”, Vestnik nauchnoy Associatsii studentov i aspirantov istoricheskogo fakul'teta Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, №1 (7), pp. 9-18.
Oborin, V.А. (1956), “To the history of agriculture in the ancient Permian Komis”, Sovetskaya etnografiya, № 2, pp. 66-75.
Shtyrkov, S.A. (2012), Predaniya ob inozemnom nashestvii: krest'yanskiy narrativ i mifologiya landshafta (na materialah Severo-Vostochnoy Novgorodchiny) [Historical legends on foreign invasion: the peasant narrative and my-thology of landscape (based on material of north-east of Novgorod area)], Nauka, St. Petersburg, Russia, 228 p.
Slaschev, D.N. & P.U. Sannikov (2011), “High concervational value forests of North-Western part of Perm re-gion”, Geograficheskiy vestnik PSU, №2, pp. 66-73.
Slashhev, D.N. & A.V. Gilyashova (2010), “High concervational value areas in Bereznyakovsky district of the Perm region”, Geograficheskiy vestnik PSU, №3, pp. 60-66.