Пространство детской повседневности в советской России 1920–1930-х годов (на примере Курганского и Шадринского округов)

Авторы

  • M. A. Perova Курганский государственный университет

Ключевые слова:

детская повседневность, пространство, школа, дом, детский дом, улица, пионер-лагерь

Аннотация

Цель данной статьи – проанализировать пространство детской повседневности Советской России довоенного времени как важную часть жизненного мира ребенка в период становления нового советского человека, вписать провинциальное детское пространство в общероссийское, сопоставив общее и особенное, проследить влияние материально-бытовой составляющей пространства на формирование будущих строителей Советской империи. Автор учитывает многоплановость пространства, включающего также социальные отношения, интеллектуальный и эмоциональный жизненный мир, но сосредотачивается на материальном аспекте, показывая его «подрывную» и «контрреволюционную» роль в процессе конструирования нового мира и новых ценностей. Опираясь на работы ведущих исследователей истории детства, архивные документы и устные источники, автор показывает влияние пространственного фактора на отношение детей к семье, учебе, противоположному полу, идеологии, на создание образа желаемого будущего. В статье подчеркивается роль человеческого фактора в процессе формирования пространства, который нередко оказывался сильнее установлений власти. Анализируются такие топосы детства, как дом, детский дом, школа, улица, пионер-лагерь. На основании изученных материалов делаются выводы что бедность и неустроенность, окружавшая советского ребенка в школе и дома, а также в детском доме, формировала в большинстве случаев не аскетизм, а, напротив, завышенные притязания, приводила к зацикленности на недостижимых материальных благах. Наличие привилегированного пространства - такого, как пионерлагерь, например - прививало мысль о возможности выхода из нищеты благодаря хорошей учебе и общественно-политической активности, в том числе направленной против семьи.doi 10.17072/2219-3111-2018-3-107-115

Биография автора

M. A. Perova, Курганский государственный университет

Асс. кафедры отечественной истории и документоведенияКурганского государственного университета

Библиографические ссылки

Список источников

Воспоминания. Комарский И.А. 1927 г.р. Записано в г. Кургане в июле 2016 г.

Воспоминания. Филимонов В.А. 1925 г.р. Записано в г. Кургане в июле 2016 г.

Всесоюзная перепись населения 1926 г. // Справочник статистических показателей. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/ussr_26.php. (дата обращения: 16.07.17).

Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. Р-48. Оп. 1. Д. 2. Л. 34–239: Д. 198. Л. 32; Д. 11. Л. 40–262; Д. 121. Л. 210; Д. 193. Л. 4–132; Д. 1935. Л. 5; Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 2. Л. 3–24.

Государственный архив г.Шадринска (ГАШ). Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 45. Л. 2; Д. 86. Л. 3; Д. 350. Л. 36–485; Д. 354. Л. 15–43; Д. 359; Ф. Р-225. Оп. 1. Д. 2. Л. 81; Ф. Р-519. Оп.1. Д. 1. Л. 1.

Декрет ВЦИК от 16.10.1918 «Об Единой Трудовой Школе РСФСР».URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=18543#011652937328630553(дата обращения: 27.02.18).

Библиографический список

Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: Становление «нового человека». СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 236 с.

Журавлев С.В. История повседневности – новая исследовательская программа для отечественной исторической науки // А. Людтке. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М.: РОСПЭН, 2010. С. 3-28.

Кладова К.Ю. Детская повседневность города Кургана 1930-х годов в устных источниках // Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории. Нижневартовск: изд-во. Нижневартовского ун-та, 2014. Ч. 9. С. 172–192.

Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та культуры и искусств, 2002. 320 с.

Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» // Этнографическое обозрение. 2004. № 5. URL: http://naukarus.com/predmet-i-metody-izucheniya-istorii-povsednevnosti (дата обращения: 27.02.18).

Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Совесткой России 1920-х гг. М.: НЛО, 2014. 640 с.

Сальникова А.А. Российское детство в ХХ в.: История, теория и практика исследования. Казань: изд-во КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. 256 с.

Смирнова Т.М. Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917–1940 гг. М.; СПб.: ИРИ РАН; Центр гум. инициатив, 2015. 384 с.

Холмс Л.Ю. Социальная история России: 1917–1941 / пер. Л.А. Вертоградовой, А.П. Захаровой. Ростов-н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1993. 144 с.

References

Balashov, E. M. (2003), Shkola v rossiyskom obshchestve 1917-1927: stanovlenie novogo cheloveka [School in Russian society 1917-1927: the Formation of the “new man”], Dmitry Bulanin, St. Petersburg, Russia, 236 p.

Holmes, L. (1993), Sotsial'naya istoriya Rossii: 1917-1941 [Social history of Russia: 1917-1941], Izd-vo Rost. un-ta, Rostov-na-Donu, Russia, 144 p.

Kladova, K.Y. (2014), “Children's daily occurrence in Kurgan of the 1930s in oral sources”, in Istochnikoved-cheskie i istoriograficheskie aspekty sibirskoy istorii [Source study and historiographic aspects of the Siberian history], Izd. Nizhnevartovskogo universiteta, Nizhnevartovsk, Russia, 315 p.

Leleko, V.D. (2002), Prostranstvo povsednevnosti v evropeyskoy kul'ture [Daily occurrence space in the Europe-an culture], Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gos. un-ta, St. Petersburg, Russia, 320 p.

Pushkareva, N. L. (2004) Predmet i metody izucheniya «istorii povsednevnosti [Subject and methods of studying the history of «everyday life»], available at: http://naukarus.com/predmet-i-metody-izucheniya-istorii-povsednevnosti (accessed 16.07.17).

Rozhkov, A. Y. (2014), V krugu sverstnikov: Zhiznennyy mir molodogo cheloveka v Sovetskoy Rossii 1920-h godov [In a circle of peers: Life-world of a young man in Soviet Russia of the 1920-ies], NLO, Moscow, Russia, 640 p.

Rozhkov, A.Y. (2013), “I want to be a film actress”: reflections on a pioneer discussion (1929)”, Vestnik Permskogo universiteta, 2 (22), p. 126-138.

Salnikova, A. A. (2007), Rossiyskoe detstvo v XX veke: Istoriya, teoriya i praktika issledovaniya [Russian child-hood in the XX century: History, theory and practice of research], KGU imeni V. I. Ulyanova-Lenina, Kazan, Russia, 256 p.

Smirnova, T. M. (2015), Deti strany Sovetov: Ot gosudarstvennoy politiki k realiyam povsednevnoy zhizni. 1917-1940 gg. [Children of the country of Soviets: From public policy to the realities of everyday life. 1917-1940], IRI RAN; Centr gum. Initsiativ, Moscow, St. Petersburg, Russia, 384 p.

Zhuravlev, S. V. (2010), “The History of everyday life, a new research program of the national historical sci-ence”, in Istoriya povsednevnosti v Germanii: Novye podhody k izucheniyu truda, voyny i vlasti [The history of everyday life in Germany: New approaches to the study of labor, war and power], Sovremennaya nemetskaya istoriografiya, Moscow, Russia, pp. 3-28.

Загрузки

Опубликован

2019-10-01

Как цитировать

Perova, M. A. (2019). Пространство детской повседневности в советской России 1920–1930-х годов (на примере Курганского и Шадринского округов). ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 42(3), 107–115. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2578