«Акробаты благотворительности»: вовлечение детей в практику социальной работы в годы Первой мировой войны (на материалах города Красноярска Енисейской губернии)
Ключевые слова:
дамский комитет, Енисейская губерния, история благотворительности, история детства, Красноярск, мобилизация населения, Первая мировая войнаАннотация
Рассматривается вопрос о вовлечении детей в практику социальной работы в годы Первой мировой войны. Проблема изучается на материалах восточносибирского города Красноярска. В качестве инструмента анализа применена концепция «тотальной войны». На основе архивных документов и материалов дореволюционной периодической печати, которые вводятся в научный оборот впервые, выявляются причины, по которым благотворительные ассоциации начали работать с учащимися начальных и средних учебных заведений города, формы детского участия в их деятельности, а также раскрывается отношение горожан к этому явлению. Показано, что наибольшую инициативу проявили женские благотворительные организации – дамские комитеты, которые привлекали детей красноярцев к участию в кружечных сборах, спектаклях, концертах, работах по пошиву белья и теплой одежды, изготовлению подарков для солдат. Благотворительные мероприятия чаще всего организовывались на базе средних учебных заведений, поскольку их учащиеся относились к состоятельным социальным группам. Добровольческие ассоциации и пресса активно пропагандировали и тиражировали образ ребенка, вносившего посильный вклад в решение социальных проблем военного времени, в качестве одного из способов консолидации и мобилизации сограждан, воспитания чувства патриотизма и социальной ответственности, сопричастности общему делу у подраставшего поколения. Однако это вызывало неоднозначное отношение горожан. С одной стороны, они финансово поддерживали мероприятия с участием детей, с другой стороны, зачастую видели в них марионеток, которых использовали для манипулирования чувствами родителями с целью увеличения притока пожертвований.doi 10.17072/2219-3111-2018-2-119-127Библиографические ссылки
Список источников
Акробаты благотворительности // Отклики Сибири. 1914. No 199, 17 декабря. С. 2–3.
Большая детская елка // Отклики Сибири. 1914. No 204. 23 декабря. С. 1.
Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 595. Оп. 13. Д. 581, 758.
Детский вечер // Отклики Сибири. 1917. No 164, 7 ноября. С. 1.
Записка о деятельности Красноярского Дамского комитета Красного креста за период времени с 17 августа 1914 г. по 1 сентября 1915 г. Красноярск: Б.и., 1915. 7 с.
Красноярский дамский комитет Красного Креста. Отчет за 1915 год // Вестник Приенисейского края помощи больным и раненым воинам, пострадавшим от войны, беженцам и выселенцам и промышленности по снаряжению армии. Красноярск: Б.и., 1916, С. 8–11.
Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ). Вспомогательный фонд (В/Ф). Д. 7047–1, 7047/40–41, 7047/77–90, 7047/106, 7047–111.
Об организации при местном Комитете союза городов особого Дамского Комитета // Вестник красноярского городского общественного управления. 1915. No 18–19. С. 459–462.
Памятная книжка Енисейской губернии на 1913 г. Красноярск: Б.и., 1913. 229 с.
Письма с фронта // Енисейская мысль. 1915. No 19, 24 января. С. 3
Солдатские письма // Сибирская мысль. 1915. No 28, 4 сентября. С. 4.
Библиографический список
Березовский Н. П. О состоянии начального образования в Енисейской губернии за 1915 г. Общие сведения. Красноярск: Б.и., 1916. 57 с.
Букалова С. В. Трудовые дружины учащихся как форма реализации молодежной политики в годы Первой мировой войны // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. No 2. С. 141–147.
Володкевич Н. Н. Современная война и задачи воспитания // Дети и война. Киев: Б.и., 1915. С. 21–38.
Долидович О.М. Учащиеся Барнаула в практике благотворительной работы в годы Первой мировой войны // Вестник Томского государственного университета. 2016. No 409. С. 47–54.
Звягинцев Е. А. Отношение детей к войне // Вестник воспитания. 1915. No 4. С. 134–146.
Иорданская Е. Война и дети // Пермская земская неделя. 1915. No 6. С. 6.
Карпова В. В. Повседневная жизнь участников трудовых ученических дружин в России (1915–1916 гг.) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2015. Т. 4. No 3. С. 48–55.
Карпова В. В. Столичные педагогические журналы в годы Первой мировой войны // Новейшая история России. 2014. No 3. С. 271–282.
Клиницкий А.И. Ученическая благотворительность в дореволюционной сибирской средней школе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. No 4 (24). С. 130–135.
Кошелева О. Е. Филипп Арьес и российские исследования истории детства // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. No 15 (58). С. 25–31.
Львов Я. Детвора (на войну!) // Лики войны. Сборник одноактных пьес. М.: Б.и., 1915. С. 49–59.
Магадеев И.Э. Первая мировая как тотальная война // Новая и новейшая история. 2014. No 4. С. 3–16.
Пархоменко В. «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию»: юные добровольцы на фронтах Первой мировой // Родина. 2013. No 8. С. 142–145.
Родигина Н. Н. Дети о войне/детям о войне: репрезентация войн и революций начала XX в. В журнале «Задушевное слово» // Сибирь и войны XIX–XX вв.: Тез. Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. (г. Новосибирск, 8–10 июня 2014 г.). Новосибирск: Изд-во Новосибирс. гос. пед. ун-та, 2014. С. 135–137.
Ромашова М. В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского университета. История. 2013. No 2 (22). С. 108–116.
Россия в мировой войне 1914–1918 года: (в цифрах). М.: Б.и., 1925. 103 с.
Сальникова А. А. «Великая», «святая», «далекая»... Первая мировая война в восприятии детей-современников // Россия и современный мир. 2009. No 2 (63). C. 134–150.
Сальникова А. А. «Детский» текст, его специфика и значение для реконструкции детского восприятия и детской памяти «эпохи российских катастроф» // Харків. історіограф. зб. 2006. No 8. С. 132–140.
Сальникова А. А. Конец сказки: Первая мировая и гражданская войны в восприятии детей-современников // Опыт мировых войн в истории России: Сб.ст. Челябинск: Каменный пояс, 2007. С. 418–437.
Сальникова А. А. Реальность конфликта в конфликте текстов: источники российской истории XX в. // Социальный конфликт в различных нормативно-семиотических системах. Казань: Б.и., 2012. 412 с.
Самович А. Л. Патриотическое движение среди учащейся молодежи Минской губернии в годы Первой мировой войны // Новейшая история России. 2015. No 1 (15). С. 29–38.
Смирнов О. Война и дети // Народный учитель. 1914. No 26–27. С. 5–7.
Сулимов В. С. Трудовые дружины учащихся школ Алтайского края в 1916 г. // Мир науки, культуры и образования. 2011. No 5 (30). С. 282–284.
Туманова А.С. Общественные организации России в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917 г.). М.: Полит. энциклопедия, 2014. 327 с.
Чуковский К. И. Дети и война // Нива. 1915. No 51. С. 949–971.
Щербинин П. П. Дети Русско-японской, подростки Первой мировой... Этапы взросления участников революции 1917 г. и гражданской войны // Центр и периферия. 2015. No 3. С. 18–24.
Щербинин П. П. Источники и методология изучения детской повседневности периода Первой м