Пляска по инструкции: создание «советского массового танца» в 1920-е годы
Ключевые слова:
массовая пляска, физкульт-танец, массовик-затейник, советская самодеятельность, фокстротАннотация
Рассматривается попытка советского государства поставить под контроль то, что традиционно считается искренним, спонтанным и стихийным, – «пляску», и попытка сопротивления этому. Обращение к 1920-м гг. позволило проследить, как политический контроль над культурой из выборочного превращался в тотальный и порой принимал гротескные институциональные формы. Он охватил и так называемые салонные, или клубные, танцы, включая популярные танго и фокстрот: их назвали «буржуазными» и на общественных танцплощадках запретили. Салонные танцы повсеместно заменялись так называемыми «массовой пляской» и «физкульт-танцем». Частные студии и школы танцев были запрещены, и оставшиеся не у дел хореографы занялись созданием новых танцев для рабочих и крестьянских клубов. Новый «советский» танец должен был избегать разбиения на пары и виделся как простой, «бодрый» и коллективный. Моделью для некоторых танцев служили адаптированные народные пляски и традиционные бальные танцы – кадриль, па-де-катр. За десять–пятнадцать лет было издано множество сборников «плясок и игр» для детей и взрослых и рекомендаций по проведению клубных вечеров. Хотя с середины 1930-х гг. в СССР началось возвращение традиционных салонных танцев, проект создания «советских танцев» можно было считать реализованным. Простые по хореографии, бодрые и энергичные танцы-упражнения вошли в репертуар массовиков-зайтеников и пионерских кружков. Тем не менее попытка управлять телами и душами новых советских подданных инструктивно, с помощью командных методов, дала неоднозначные результаты.doi 10.17072/2219-3111-2019-1-153-164Библиографические ссылки
Список источников
ГАРФ. Ф. 814. Оп. 1. Ед. хр. 6.
ГЦТМ. Ф. 150. Ед. хр. 23. Л. 2; Ф. 517. Ед. хр. 138. Л. 28, 38, 42, 45, 75–87, 182–183
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 17. Ед. хр. 11, 14.
Влодавец И. Н. Фонд «Устная история». Беседа биолога Н. А. Формозова с И.Н. Влодавцом 31 октября 2012 г. URL: http://oralhistory.ru/projects/science/chemistry/vlodavets_3 (дата обраще-ния: 13.01.2019).
Шром Р. Личная переписка, декабрь 2018 г.
Библиографический список
Александрова Н., Бурцева М., Шишмарева Е. Массовые агит-пляски. М.; Л.: ОГИЗ, 1931. 58 с.
Бардовский А. А. Клубная и домашняя вечеринка: Организация и примерный материал. Л.: Прибой, 1928. 68 с.
Блок Л. Д. Классический танец. История и современность / сост. Н. С. Годзина. М.: Искусство, 1987. 556 с.
Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. М.: Изд-во МГУК, 2003. 221 с.
Бульванкер В. З. Автобиография Владимира Захаровича Бульванкера (Волка) // Воспоминания счастливого человека / сост. А. А. Кац. М.: Изд-во Главархива Москвы; ГИС, 2007. С. 521–546.
Бульванкер В. От кота до кита: Научно-художественная литература. Л.: Детская литература, 1991. 144 с.
Бурцева М. Массовые летние пляски детей школьного возраста // Игры, спортивные развлече-ния и пляски на летней площадке. М.: Наркомпрос–Госиздат, 1929a. Вып. 2. С. 48–56.
Бурцева М. Е. Массовые пляски. Хороводные для клубных вечеров, экскурсий и прогулок. Харьков: Вестник физической культуры, 1929b. 64 с.
Вашкевич Н. История хореографии всех времен и народов с иллюстрациями. М.: Изд-во И. Кнебель, 1908. Вып. 1. 123 с.
Воспоминания счастливого человека: Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний / авт.-сост. А. А. Кац. М.: Изд-во Главархива Москвы; ГИС, 2007. 854 с.
Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. 5-е изд. М.: Изд. центр «Academia», 2008. 307 с.
Деметер Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движе-ния. М.: Советский спорт, 2005. URL: http://www.litportal.ru/genre214/author5412/read/ page/14/book24598.html (дата обращения: 13.01.2019).
Дюперрон Г. А. Теория физической культуры. 3-е изд. Л.: Время, 1930. 620 с.
Жбанкова Е. В. «Искусство движения» в русской культуре конца XIX века – 1920-х годов: от эстетической идеи к идеологической установке: Дис. ... докт. ист.наук. М., 2005. 527 с.
Зеленко А. Массовые народные танцы. М.: Работник ІІросвещения, 1927. 46 с.
Зеленко А., Козлов М., Кравченко Н., Родин А. Вечера игр и развлечений. М.: Молодая Гвардия, 1927. 309 с.
Золотухин В.В. В поисках новых форм коллективности: ансамбль и декламационный хор в рус-ском театре 1910–1920-х годов // ШАГИ. 2017. №3. С. 9–23.
Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М.: Римис, 2011. 363 с.
Каган А. Г., доктор. Молодежь после гудка. М.; Л.: Молодая гвардия, 1930. 195 с.
Ли [А.А. Черепнин]. Тифлисские босоножки – Институт ритма и пластики (С. и Л. Азарапети-ян) в Доме культуры ССР Армении // Зрелища. 1924. № 76. С. 6.
Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л.: Просвещение, 1980. 416 с.
Массовое действо: Руководство к организации и проведению празднования десятилетия Октяб-ря и других революционных праздников / под ред. Н. И. Подвойского и А. Р. Орлинского. М.; Л.: Госиздат, 1927. 288 с.
Массовое действо. Сценические игры / под ред. Н. И. Подвойского. М.: Теакинопечать, 1929. 158 с.
Мурин В. А. Быт и нравы деревенской молодежи. М.: Новая Москва, 1926. 158 с.
References
Bardovskiy, A. A. (1928), Klubnaya i domashnyaya vecherinka. Organizatsiya i primernyy material [Club and home party: Organisation and sample material], Priboy, Leningrad, Russia, 68 p.
Bartlett, D. (2010), FashionEast: The Spectre That Haunted Socialism, MIT Press, Cambridge, MA, USA, 326 p.
Blok, L. D. (1987), Klassicheskiy tanets. Istoriya i sovremennost [Classical dance: History and the present], Is-kusstvo, Moscow, Russia, 556 p.
Bogdanov, G. F. (2003), Samobytnost russkogo tantsa [Originality of Russian dance], MGUKI, Moscow, Rus-sia, 221 p.
[Brigada Geptakhora] (1933), Massovyye plyaski i igry [Mass dances and games], Fizkultura i turizm, Lenin-grad, Russia, 72 p.
Bulvanker, V. (1991), Ot kota do kita: Nauchno-khudozhestvennaya literatura [From the cat to the whale: Popu-lar scientific litrerature], Detskaya literatura, Leningrad, Russia, 144 p.
Bulvanker, V. Z. (2007), “Autobiography”, in Kats A. A. (ed.) Vospominaniya schastlivogo cheloveka [Memoirs of a happy person], Glavarkhiv Moskvy, Moscow, Russia, pp. 521–546.
Burtseva, M. (1929a), “Mass summer dances of school-age children”, in Igry. sportivnyye razvlecheniya i plyaski na letney ploshchadke [Games: Sport and dance entertainement on open air], Vol. 2, Narkompros–Gosizdat, Moscow, Russia, pp. S. 48–56.
Burtseva, M. E. (1929b), Massovyye plyaski. Khorovodnyye dlya klubnykh vecherov, ekskursiy i progulok [Mass dances: Circle dances for club parties, excursions and outings], Vestnik fizicheskoy kultury, Kharkov, Ukraine, 64 p.
Counsell, C. (2004), “Dancing to Utopia: Modernity, Community and the Movement Choir”, Dance Research, № 2, pp. 154–167.
Demeter, G. S. (2005), Ocherki po istorii otechestvennoy fizicheskoy kultury i olimpiyskogo dvizheniya [Essays on the history of national physical culture and Olympic movement], Sovetskiy sport, Moscow, Russia, available at: http://www.litportal.ru/genre214/author5412/read/page/14/book24598.html (accessed: 13.01.2019). Dyuperron, G. A. (1930), Teoriya fizicheskoy kultury [Theory of physical culture], Vremya, Leningrad, Russia, 620 p.
Evgenyev, A.P. (1983), Slovar russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language], Vol. 3, Russkiy yazyk, Moscow, Russia, 750 p.
Gilman, C. (1996), “The Fox-trot and the New Economic Policy: A Case-study in “thingification” and cultural imports”, Experiment, № 2, pp. 443–475.
Goloshchapov, B. R. (2008), Istoriya fizicheskoy kultury i sporta [History of physical culture and sport], Aca-demia, Moscow, Russia, 307 p.
Ilf, I. & E. Petrov (2011), Zolotoy telenok [The Golden Calf], Rimis, Moscow, Russia, 363 p.
Kagan, A. G., Dr (1930), Molodezh posle gudka [Youth after the factory bell], Molodaya gvardiya, Moscow, Russia, 195 p.
Kats, A. A. (ed.) (2007), Vospominaniya schastlivogo cheloveka [Memoirs of a happy person], Glavarkhiv Mos-kvy, Moscow, Russia, 854 p.
Li [A.A. Cherepnin] (1924), “Tiflis sandals”, Zrelishcha [Spectacles], 76, p. 6.
Lotman, Yu. M. (1980), Roman Pushkina «Evgeniy Onegin». Kommentariy [The novel, Eugene Onegin: A Commentary], Prosveshcheniye, Leningrad, Russia, 416 p.
Murin, V. A. (1926), Byt i nravy derevenskoy molodezhi [Everyday life and morals of peasant youth], Novaya Moskva, Moscow, Russia, 158 p.
Narskiy, I. V. (2018), Kak partiya narod tantsevat’ uchila, kak baletmeystery ey pomogali. i chto iz etogo vyshlo: Kulturnaya istoriya sovetskoy tantsevalnoy samodeyatelnosti [How the Party taught people to dance, How ballet masters helped, and What came out of it: A Cultural history of amateur dancing], Novoye litera-turnoye obozreniye, Moscow, Russia, 752 p.
Opyt raboty Komsomola (za vremya s VII syezda VLKSM) [Experience of the Komsomol work (since the 7th congress)] (1928), Molodaya gvardiya, Moscow, Russia, 100 p.
Pidmogilnyy, Val. (1930), Gorod. Roman [The City: A Novel], GIZ, Moscow, Russia, 302 p.
Podvoysky, N. I. (ed.) (1927), Massovoye deystvo. Rukovodstvo k organizatsii [Mass Action: A Guide for organ-izing], Gosizdat, Moscow, Russia, 288 p.
Podvoysky, N. I. (ed.) (1929), Massovoye deystvo. Stsenicheskiye igry [Mass Action: Theatre games], Teaki-nopechat, Moscow, Russia, 158 p.
Purtova, T. (1996), “The Proletariat Performs: Workers’ Clubs, Folk Dancing, and Mass Culture”, Experiment, № 2, pp. 477–487.
Purtova, T. V. (2006), Tanets na lyubitelskoy stsene. XX vek: dostizheniya i problemy [Dance on the amateur stage: achievement and problems], Lokus Standi, Moscow, Russia, 167 p.
Sirotkina, I. E. (2012), Svobodnoye dvizheniye i plasticheskiy tanets v Rossii [Free movement and plastic dance in Russia], NLO, Moscow, Russia, 319 p.
Sokolskaya, A. L. (2000), “Plastic and dance in amateur art”, in Samodeyatelnoye khudozhestvennoye tvor-chestvo v SSSR. Ocherki istorii [Amateur art in the USSR: Essays on the history], Vol. 2, Institut istorii ikusstv, St. Petersburg, Russia, pp. 356–359.
Sokolskaya, A. L. (2000), “Dance initiative”, in Samodeyatelnoye khudozhestvennoye tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii [Amateur art in the USSR: Essays on the history], Vol. 2. Institut istorii ikusstv, Saint-Petersburg, Russia, pp. 99–146.
Stakhorskiy, S. V. (2007), Iskaniya russkoy teatralnoy mysli [Search of the Russian theatre thought], Svobod-noye izd-vo, Moscow, Russia, 471 p.
Surits, E. Ya. (2008), “Moscow Plastic Dance Studio”, in G. F. Kovalenko (ed.), Avangard i teatr 1910–1920-kh godov [Avant-garde and theatre of the 1910s and 1920s], Nauka, Moscow, Russia, pp. 384–429. Surits, E. Ya. (1976), “The beginning of the way. Ballet of Moscow and Leningrad in 1917–1927”, in V. M. Krasovskaya (ed.), Sovetskiy baletnyy teatr [Soviet ballet theatre], Iskusstvo, Moscow, Russia, pp. 7–105.
Toepfer, K. (2004), “Major theories of group movement in the Weimar Republic”, Experiment, № 10, pp. 187–216.
Tugendkhold, Ya. (1910a), “Russian ballet in Paris”, Apollon [Apollo] 8, p. 71.
Tugendkhold, Ya. (1910b), “Russian season in Paris”, Apollon [Apollo] 9, p. 9.
Tymyanskiy, G. S. (1991), “Prospects for class struggle on the theoretical front”, in M. G. Yaroshevsky (ed.), Repressirovannaya nauka [Science oppressed], Vol. 1, Nauka, Leningrad, Russia, pp. 476–477.
Vashkevich, N. (1908), Istoriya khoreografii vsekh vremen i narodov s illyustratsiyami [History of choreography of all times and peoples], Izd-vo I. Knebel, Moscow, Russia, 123 p.
Zelenko, A. (1927), Massovyye narodnyye tantsy [Mass folk dances], Rabotnik Prosveshcheniya, Moscow, Rus-sia, 46 p.
Zelenko, A., et all. (1927), Vechera igr i razvlecheniy [Parties of games and enterntainments], Mol. Gvardiya, Moscow, Russia, 309 p.
Zhbankova, E. V. (2005), «Iskusstvo dvizheniya» v russkoy kulture kontsa XIX veka – 1920-kh godov [“The Art of Movement” in Russian culture, late 19th century to the 1920s], PhD dissertation, Moscow State University, Moscow, Russia, 527 p.
Zolotukhin, V. V. (2017), “In search of new forms of collectivity: ensemble and declamatory chorus in the Rus-sian theater of 1910-1920s”, SHAGI, № 3, pp. 9–23.