Шлюзы трансконтинентальной миграции как места модерности
Ключевые слова:
массовые миграции, лагерь временного пребывания, трансконтинентальные миграционные процессы, места модерности, челябинский переселенческий пункт, Эллис АйлендАннотация
Концептуально обосновывается понятие «шлюзы транснациональной миграции» как особый тип социально-пространственной конфигурации, возникший в конце XIX – начале XX в. Первые их исторические формы появились одновременно в разных географических точках разных стран в ходе массовых миграционных процессов первой волны глобализации. Эти «места модерности» возникали в результате бурного развития транспортной и медийной инфраструктуры, медикализации различных сторон жизни человека и социума, триумфа экспертной рациональности в государственном управлении и других трендов того времени. Детально анализируются два примера миграционных «хабов», появившихся вдоль линий интенсивных миграций: регистрационный пункт Эллис Айленд для трансатлантических мигрантов в Нью Йорке и переселенческий пункт в Челябинске для крестьян, стремившихся переселиться за Урал. Эллис Айленд воплощал собой государственную потребность в контроле, управлении и учете. С другой стороны, деятельность многих экспертных групп в различных службах этого центра способствовала генерации и знаний о социуме и аккумуляции статистического материала. Эллис Айленд вошел в память и ментальные карты миллионов жителей США как место интенсивного личного опыта и эмоций. Переселенческий пункт в Челябинске также служил местом сбора личной информации и статистических сведений, играл важную роль в миграционных процессах в поздней Российской империи. Однако в современной культурной памяти жителей России он почти не представлен, не музеефицирован, в символической политике не используется. Рассматриваются и другие характеристики, позволяющие различать два «шлюза транснациональной мобильности». Однако в центре внимания исследователя находятся 15 идеально-типических характеристик, общих для любого социального пространства такого рода. В завершающей части статьи ставятся вопросы о дальнейших разработках в рамках представленной концепции.doi 10.17072/2219-3111-2019-1-114-128Библиографические ссылки
Библиографический список
Горбунов Ф. И. «Культурный уголок Челябы» (Ф. И. Горбунов о Челябинском переселенческом пункте) // Челябинск неизвестный: краевед. сб. Челябинск, 1996. Вып. 1. С. 214.
Гумбрехт Х.У. Современный, Современность // Словарь основных исторических понятий / подред. Ю. Зарецкого, К. Левинсона, И. Ширле. М.: НЛО, 2014. Т. 1. С. 241.
Лор Э. Российское гражданство: от империи к Советскому Союзу, М.: НЛО, 2017. 450 с.
Смирнов С. С., Смирнова В. Е. Переселенческий пункт в Челябинске // Энциклопедия Челя-бинск, URL: http://www.book-chel.ru/ind.php? what=card&id=2135 (дата обращения: 25.02.2019).
Смирнова В. Е. Челябинский переселенческий пункт (конец XIX века – 1920e годы) // Вестник Челябинского университета. 2000. N 1. С. 47−53.
Справочная книжка для ходоков и переселенцев на 1909 год с путевой картой Азиатской Рос-сии / Переселенческое управление. СПб.: Б.и., 1909. С. 82.
Справочная книжка о переселении за Урал в 1906 год. Сведения необходимые каждому хозяи-ну, задумавшему переселение в Сибирь, и каждому ходоку / Переселенческое управление. СПб.: Б.и., 1907. С. 79–80.
Степанова Л. П. Роль железной дороги в развитии социальной сферы Челябинского железно-дорожного узла в свете переселенческой политики России конца XIX − начала XX века // Роль частного предпринимательства в развитии железных дорог России: Матер. конф. М.: Б.и., 2004. С. 51−59.
Сумкин М. В Сибирь за землею: Из Калужской губернии в Семипалатинскую область: Записки ходока. М.: Б.и., 1908.74 с.
Челябинский переселенческий пункт / Переселенческое управление главного управления зем-леустройства и земледелия. СПб.: Б.и., 1910.
Шенк Ф. Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе от эпохи Просвещения до наших дней: Обзор литературы // Новое литературное обозрение. 2001. № 52. С. 42–61.
Шенк Ф. Б. Поезд в современность. Мобильность и социальное пространство России в век же-лезных дорог, М.: НЛО, 2016. 576 с.
Bayor R. H. Encountering Ellis Island. How European Immigrants Entered America. Baltimore: john Hopkins University Press, 2014. 180 p.
Berrol S. East Side / East End. Eastern European Jews in London and New York, 1870–1920. London, 1994. P. 1–12.
Brinkmann T. Why Paul Nathan Attacked Albert Ballin: The Transatlantic Mass Migration and the Privatization of Prussia's Eastern Border Inspection, 1886–1914 // Central European History. 2010. N 43. P. 47–83.
Brinkmann T. Ellis Island an der Elbe? Die Entstehung der Hamburger Auswandererhallen und die osteuropäische Massenmigration in die Vereinigten Staaten 1880-1914 // Die hanseatisch-amerikanischen Beziehungen seit 1790/ R. Hammel-Kiesow, H. Herold und C. Schnurmann (Hg.), Trier, 2017. S. 339–350.
Conrad S. What is Global History? Princeton: Princeton University Press, 2016. 312 p.
Fairchild A. L. Science at Borders. Immigrant Medical Inspection and the Shaping of the Modern In-dustrial Labor Force. Baltimore, 2003.385 S.
Geistbeck M. Der Weltverkehr. Telegraphie und Post, Eisenbahnen und Schiffahrt in ihrer Entwicke-lung dargestellt. Freiburg im Breisgau, 1895.558 S.
Geisthövel A.; Knoch H. (Hg.) Orte der Moderne. Erfahrungswelten des 19. und 20. Jahrhunderts, Frankfurt/M, 2005. 373 S.
Goryushkin L. M. Migration, Settlement and the Rural Economy of Siberia, 1861–1914 // The History of Siberia. From Russian Conquestto Revolution /A. Wood (Hg.). London, 1991. P. 140–157.
Greiner B., Kramer A. (Hg.) Die Welt der Lager. Zur «Erfolgsgeschichte» einer Institution, Hamburg: Hamburger Edition, 2013.359 S.
Hengsbach A. Station der «Europamüden». Die Geschichte des Auswandererbahnhofs Ruhleben // Mitteilungen des Vereins für die Geschichte Berlins. Bd. 70. 1974.S. 420–429.
Hillstrom K. The Dream of America: Immigration 1870–1920. Detroit: Omnigraphics, 2009. 209 p.
Hoerder D. Cultures in Contact. World Migrations in the Second Millenium. Durham, NC 2002. 209 S.
Hoerder D. Knauf D. (Hg.) Aufbruch in die Fremde. Europäische Auswanderung nach Übersee. Bre-men (Edition Temmen), 1992. 208 S.
Hoerder D. Migration in the Atlantic Economies: Regional European Origins and Worldwide Expan-sion // European Migrants. Global and Local Perspectives / Leslie Page Moch (Hg.). Boston, 1996. P. 21–51.
Hoskins G., Maddern J. F. Immigration Stations. The Regulation and Commemoration of Mobility at Angel Island, San Francisco and Ellis Island, New York //: Geographies of Mobilities. Practices, Spaces, Subjects , T. Cresswell, P. Merriman (Hg.). Farnham: Ashgate, 2011. P. 151−165.
Janik-Freis E. Die Grenzstadt Myslowitz im Kontext der Massenmigration aus Ostmitteleuropa um 1900 // Galizien in Bewegung. Wahrnehmungen, Begegnungen, Verflechtungen / M. Baran-Szoltys, N. Gude, E. S. Janik-Freis (Hg.).Wien, 2017. S. 171–189.
Krajewski M. Restlosigkeit. Weltprojekte um 1900. Frankfurt a/M., 2006.365 S.
Lüthi B. Invading Bodies. Medizin und Immigration in den USA 1880–1920. Frankfurt; NY: Campus, 2009.393 S.
Maier Ch. S. Once Within Borders. Territories of Power, Wealth and Belonging Since 1500. Cam-bridge, MA: Harvard University Presse, 2016. 416 p.
Marks S. G. Road to Power. The Trans-Siberian Railway and the Colonization of Asian Russia, 1850–1917. Ithaca, 1991. 140 р.
Melville R. Bevölkerungsentwicklung und demographischer Strukturwandel bis zum Ersten Weltkrieg // Gottfried Schramm (Hg.) Handbuch der Geschichte Russlands.Stuttgart, 1992. Bd. 3/2. P. 1010–1066.
Nordhausen R. Der Auswanderer-Bahnhof in Ruhleben // Die Gartenlaube. 1895. Heft 9. URL: https://de.wikisource.org/wiki/Der_Auswanderer-Bahnhof_in_Ruhleben (дата обращения: 25.02.2018).
Osterhammel J. Die Verwandlung der Welt. Eine Geschichte des 19. Jahrhunderts, München, 2010.1568 S.
Perec G., Bober. Geschichten von Ellis Island. Oder wie man Amerikaner macht. Berlin: Wagenbach, 1997. 160 S.
Raabe K., Sznajderman M. (Hg.) Last & Lost. Ein Atlas des verschwindenden Europas. Frankfurt, 2006. 336 S.
Rogger H. Tsarist Policy on Jewish Emigration // Soviet-Jewish Aff airs. 1973. Vol. 3. № 1. P. 26–36.
Sunderland W. Taming the Wild Field. Colonization and Empire on the Russian Steppe, Ithaca: Cor-nell University Press, 2006.
The Statue of Liberty – Ellis Island Foundation, Inc. URL: https://libertyellisfoundation.org/oral-histories (дата обращения: 01.03.2019).
Tworek H. Der Weltverkehr und die Ausbreitung des Kapitalismus um 1900 // Themenportal Europäi-sche Geschichte. URL: http://www.europa.clio-online.de/2015/Article=737 (дата обращения: 25.02.2018).
Weber J. B. La situation des Juifs en Russie: rapportadressé au gouvernement des États-Unis. N.P. Paris, 1893. 146 P.
Weber J. B. Autobiography. Buffalo, New York: J.W. Clement Co, 1924. URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=wu.89077001584;view=1up;seq=9 (дата обращения: 01.03.2019).
Wertheimer J. Unwelcome Strangers. East European Jews in Imperial Germany. New York, 1987. 288 р.
References
Bayor, R.H. (2014), Encountering Ellis Island. How European Immigrants Entered America, John Hopkins Uni-versity Press, Baltimore, USA, 180 p.
Berrol, S. (1994), East Side / East End. Eastern European Jews in London and New York, 1870–1920, Praeger, Westport, Conn., USA, 159 p.
Brinkmann, T. (2010), “Why Paul Nathan Attacked Albert Ballin: The Transatlantic Mass Migration and the Privatization of Prussia's Eastern Border Inspection, 1886–1914”, Central European History, № 43, pp. 47–83.
Brinkmann, T. (2017), “Ellis Island an der Elbe? Die Entstehung der Hamburger Auswandererhallen und die osteuropäische Massenmigration in die Vereinigten Staaten 1880-1914”, in Rolf Hammel-Kiesow, Heiko Herold und Claudia Schnurmann (Hg.), Die hanseatisch-amerikanischen Beziehungen seit 1790, Porta Alba Verlag, Trier, Deutschland, S. 339–350.
Chelyabinskiy pereselencheskiy punkt [Chelyabinsk resettlement point] (1910), Pereselencheskoe upravlenie glavnogo upravleniya zemleustroystva i zemledeliya, St. Petersburg, Russia.
Conrad, S. (2016), What is Global History?, Princeton University Press, Princeton, USA, 312 p.
Fairchild, A.L. (2003), Science at Borders. Immigrant Medical Inspection and the Shaping of the Modern Indus-trial Labor Force, The Johns Hopkins University Press, Baltimore, USA, 2003, 385 p.
Geistbeck, M. (1895), Der Weltverkehr. Telegraphie und Post, Eisenbahnen und Schiffahrt in ihrer Entwicke-lung dargestellt, Herder, Freiburg im Breisgau, Deutschland, 494 S.
Geisthövel, A. & H. Knoch (Hg.) (2005), Orte der Moderne. Erfahrungswelten des 19. und 20, Jahrhunderts, Campus, Frankfurt am Main, Deutschland, 373 S.
Goryushkin, L.M. (1991), “Migration, Settlement and the Rural Economy of Siberia, 1861–1914” , in Wood, A. (ed.), The History of Siberia. From Russian Conquest to Revolution, Routledge, London, pp. 140–157.
Greiner, B. & A. Kramer (Hg.) (2013), Die Welt der Lager. Zur “Erfolgsgeschichte” einer Institution, Hambur-ger Edition, Hamburg, Deutschland, 359 S.
Gumbrecht, H.U. (2014) “Modern, Modernity”, in Zaretskiy, Yu., Levinson, K. & Schierle I. (eds.), Slovar' os-novnyh istoricheskih ponyatiy [Dictionary of basic historical concepts], NLO, Moscow, Russia, p. 241.
Hengsbach, A. (1974), „Station der "Europamüden". Die Geschichte des Auswandererbahnhofs Ruhleben“, Mit-teilungen des Vereins für die Geschichte Berlins, Bd. 70, S. 420-429.
Hillstrom, K. (2009), The Dream of America: Immigration 1870-1920, Omnigraphics, Detroit, USA, 209 p.
Hoerder, D. (1996), “Migration in the Atlantic Economies: Regional European Origins and Worldwide Expan-sion”, in Moch L.P. (eds.), European Migrants. Global and Local Perspectives, Northeastern Univ. Press, Bos-ton, USA, pp. 21-51.
Hoerder, D. (2002), Cultures in Contact. World Migrations in the Second Millennium, Duke University Press, Durham, UK, 779 p.
Hoerder, D. & D. Knauf (Hg.) (1992), Aufbruch in die Fremde. Europäische Auswanderung nach Übersee, Edi-tion Temmen, Bremen, Deutschland, 208 S.
Hoskins, G. & J.F. Maddern (2011), “Immigration Stations. The Regulation and Commemoration of Mobility at Angel Island, San Francisco and Ellis Island, New York”, in Cresswell, T. & P.Merriman (eds.), Geographies of Mobilities. Practices, Spaces, Subjects, Ashgate, Farnham, UK, pp. 151−165.
Janik-Freis, E. (2017), “Die Grenzstadt Myslowitz im Kontext der Massenmigration aus Ostmitteleuropa um 1900“, in Baran-Szoltys, M., Gude, N. & Janik-Freis, E. (Hg.), Galizien in Bewegung. Wahrnehmungen, Begeg-nungen, Verflechtungen, V & R unipress, Vienna University, Wien, Österreich, S. 171–189.
Krajewski, M. (2006), Restlosigkeit. Weltprojekte um 1900, Fischer Taschenbuch Verlag, Frankfurt am Main, Deutschland, 365 S.
Lohr, Eric. (2017), Russian citizenship: from empire to the Soviet Union, Harvard University Press, Cambridge Mass. USA, 278 p.
Lüthi, B. (2009), Invading Bodies. Medizin und Immigration in den USA 1880-1920, Campus, Frankfurt, Deutschland, 393 S.
Marks, S.G. (1991), Road to Power. The Trans-Siberian Railway and the Colonization of Asian Russia, 1850–1917, Cornell University Press, Ithaca, USA, 240 р.
Maier, Ch. (2016), Once Within Borders. Territories of Power, Wealth and Belonging Since 1500, Harvard Uni-versity Press, Cambridge, MA, USA, 416 p.
Melville, R. (1992), „Bevölkerungsentwicklung und demographischer Strukturwandel bis zum Ersten Welt-krieg“, in Handbuch der Geschichte Russlands, Bd. 3/2, hg. von Gottfried Schramm, Hiersemann, Stuttgart, Deutschland, pp. 1010–1066.
Nordhausen, R. (1895), “Der Auswanderer-Bahnhof in Ruhleben”, Die Gartenlaube, Heft 9, available at: https://de.wikisource.org/wiki/Der_Auswanderer-Bahnhof_in_Ruhleben (accessed: 25.02.2018).
Osterhammel, J. (2010), Die Verwandlung der Welt. Eine Geschichte des 19. Jahrhunderts, C.H. Beck, Mün-chen, Deutschland, 1568 S.
Perec, G. & Bober (1997), Geschichten von Ellis Island. Oder wie man Amerikaner macht, Wagenbach, Berlin, Deutschland, 160 S.
Raabe, K. & Sznajderman, M. (Hg.) (2006), Last & Lost. Ein Atlas des verschwindenden Europas, Suhrkamp, Frankfurt, Deutschland, 336 S.
Rogger, H. (1973), “Tsarist Policy on Jewish Emigration”, Soviet-Jewish Affairs, Vol. 3, № 1, pp. 26–36.
Schenk, F.B. (2001), “Mental maps: the construction of geographical space in Europe from the Enlightenment to the present day. Literature review”, Novoe Literaturnoe Obozrenie, № 52, pp. 42–61.
Schenk, F.B. (2016), Poezd v sovremennost'. Mobil'nost' i sotsial'noe prostranstvo Rossii v vek zheleznyh dorog [Train to modernity. Mobility and social space of Russia in the railway age], NLO, Moscow, Russia, 576 p.
Smirnov, S.S. & Smirnova, V.E., “Resettlement center in Chelyabinsk”, in Entsiklopediya Chelyabinsk [Ency-clopedia ChelyaBinsk], available at: http://www.book-chel.ru/ind.php? what=card&id=2135 (accessed: 25.02.2019).
Smirnova, V.E. (2000), “Chelyabinsk resettlement center (late 20th century – 1920s)”, Vestnik Chelyabinskogo universiteta, № 1, pp. 47−53.
Spravochnaya knizhka dlya hodokov i pereselentsev na 1909 god s putevoy kartoy Aziatskoy Rossii [Reference book for scouts and immigrants for the year 1909 with a roadmap of Asian Russia] (1909), Pereselencheskoe upravlenie, St. Petersburg, Russia.
Spravochnaya knizhka o pereselenii za Ural v 1906 god. Svedeniya neobhodimye kazhdomu hozyainu, za-dumavshemu pereselenie v Sibir', i kazhdomu hodoku [Reference book on the resettlement of the Urals in 1906. Information necessary for every owner, who decided to move to Siberia, and for each scout] (1907), Perese-lencheskoe upravlenie, St. Petersburg, Russia.
Stepanova, L.P. (2004), “The role of the railway in the development of the social sphere of the Chelyabinsk railway junction in the light of the migration policy of Russia in the late XIX - early XX century”, in Rol' chast-nogo predprinimatel'stva v razvitii zheleznyh dorog Rossii: Materialy konferentsii [The role of private entrepre-neurship in the development of Russian railways: Conference proceedings], Moscow, Russia, pp. 51−59.
Sumkin, M. (1908), V Sibir' za zemleyu: Iz Kaluzhskoy gubernii v Semipalatinskuyu oblast'. Zapiski hodoka [To Siberia for the land: From the Kaluga province to the Semipalatinsk region. Walker's notes], Moscow, Russia, 74 p.
Sunderland, W. (2006), Taming the Wild Field. Colonization and Empire on the Russian Steppe, Cornell Univer-sity Press, Ithaca, USA, 239 p.
The Statue of Liberty - Ellis Island Foundation, Inc., available at: https://libertyellisfoundation.org/oral-histories (accessed: 01.03.2019).
Tworek, H., “Der Weltverkehr und die Ausbreitung des Kapitalismus um 1900”, in Themenportal Europäische Geschichte, available at: http://www.europa.clio-online.de/2015/Article=737 (accessed: 25.02.2018).
Weber, J.B. (1893), La situation des Juifs en Russie : rapport adressé au gouvernement des États-Unis, o.O.
Weber, J.B. (1924) Autobiography, J.W. Clement Co, Buffalo, N.Y., USA, available at: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=wu.89077001584;view=1up;seq=9 (accessed: 01.03.2019).
Wertheimer, J. (1987), Unwelcome Strangers. East European Jews in Imperial Germany, Oxford University Press, New York, USA, 288 р.