РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК РОССИИ И МЕСТО В НЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Авторы

  • Татьяна Александровна Андреева Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
  • Вадим Юрьевич Кузин Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
  • Василий Львович Мартынов Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
  • Ирина Евгеньевна Сазонова Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17072/2079-7877-2024-4-41-53

Ключевые слова:

железные дороги, пригородные перевозки, федеральные округа, субъекты Федерации, Санкт-Петербург, Ленинградская область, пригородная зона

Аннотация

Пригородным железнодорожным пассажирским сообщением перевозится намного больше пассажиров, чем дальним. Одновременно оно выступает важной составляющей транспортной системы как для городских агломераций, так и для внутрирегионального сообщения (иногда – безальтернативного). Однако географических исследований по данной теме очень немного. Для анализа сведений о пригородных пассажиропотоках используется разработанная авторами методика расчёта пригородного железнодорожного взаимодействия, основанная на методике «сдвиг-доля», широко применяемая в экономике и социально-экономической географии. Использование этой методики вместе с другими показателями позволило установить основные тенденции трансформации системы пригородных железнодорожных сообщений страны. На протяжении исследуемого периода (2005–2022 гг.) в пригородном железнодорожном сообщении многократно и беспрецедентно увеличивается значение Москвы и Московской области. В небольшом числе регионов пригородные перевозки несколько увеличиваются (притом причины этого различны), но в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации значительно сокращаются вплоть до фактического исчезновения. В Санкт-Петербурге пригородных перевозок в 2022 г. было намного меньше, чем в 2005 г., однако в 2020–2022 гг. прослеживается некоторый рост. Пригородные перевозки по отдельным направлениям прекращены полностью, и железные дороги демонтированы. По другим направлениями перевозки резко сократились, но сами дороги сохранились. По крайне ограниченному числу направлений пригородные перевозки возросли. Но в целом железные дороги утратили функции «организующих осей» пригородной зоны Санкт-Петербурга, которыми они являлись более ста лет с конца XIX в. 

Биографии авторов

Татьяна Александровна Андреева, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

кандидат географических наук,старший преподаватель кафедры физическойгеографии и природопользования, старший преподаватель кафедры картографиии геоинформатики

Вадим Юрьевич Кузин, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

кандидат географических наук, доцентэколого-географического отделения

Василий Львович Мартынов, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

доктор географических наук, профессор кафедрыэкономической географии

Ирина Евгеньевна Сазонова, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

кандидат географических наук, доцент кафедрыэкономической географии

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Как цитировать

Андреева, Т. А., Кузин, В. Ю., Мартынов, В. Л., & Сазонова, И. Е. (2024). РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК РОССИИ И МЕСТО В НЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Географический вестник=Geographical Bulletin, (4(71), 41–53. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2024-4-41-53

Выпуск

Раздел

Экономическая, социальная и политическая география