Традиция во Вьетнаме: реальность или симулякр?

Философия

Авторы

  • Елена Владимировна Гилл Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 173014, Великий Новгород, ул. Большая СанктПетербургская, 41
  • Даниил Евгеньевич Крапчунов Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 173014, Великий Новгород, ул. Большая СанктПетербургская, 41

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-241-249

Ключевые слова:

традиция, Вьетнам, традиционализм, духовная практика, религия, онтологическая недостаточность

Аннотация

Статья посвящена феномену традиционализма в контексте онтологической недостаточности человека. В культуре существуют разные способы репрезентации недостаточности, которая может преодолеваться или корректироваться. В глобальной реальности кризис идентичности и усиление чувства нехватки связаны с изменением структур личности и идентичности в динамичной социальной реальности, где все большую роль играет виртуальный способ размыкания человека к миру, а также множатся виды онтического бытия. Ответом на усиление нехватки становятся два постсекулярных вектора виртуализации — прямой уход в виртуальность и традиционализм, импульсом которого является возвращение к социальному в такой его утерянной форме, которая бы обещала укорененность в традицию и возврат к религии в неразрывной связи с ее национальным носителем. В свете концепции онтологической недостаточности и на основе полевых исследований явлений традиционализма во Вьетнаме и других странах авторы эксплицируют традиционализм как виртуализацию реальности и манипулятивную подмену онтологического онтическим. Особенность традиционализма как мировоззрения и идеологии состоит в том, что она представляет саму традицию в качестве ценности, тогда как она есть механизм сохранения и передачи ценностей. Показано, что традиционализм представляет собой наиболее радикальную культурную форму возврата структур исторического прошлого, что представляется духовно необходимым. Однако эти структуры являются отжившими, неконструктивными и обращение к ним вместо преодоления недостаточности превращает человека в самодостаточную структуру, т.е. противоречит принципиальной онтологической открытости человека. Авторы объясняют традиционализм во Вьетнаме как изобретение традиции, не основанное на исторической почве, и показывают, как традиция превращается в симулякр и виртуализацию реальности.

Биографии авторов

Елена Владимировна Гилл , Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 173014, Великий Новгород, ул. Большая СанктПетербургская, 41

кандидат философских наук, доцент кафедры теологии

Даниил Евгеньевич Крапчунов , Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 173014, Великий Новгород, ул. Большая СанктПетербургская, 41

кандидат философских наук, и.о. директора Гуманитарного института

Библиографические ссылки

Антощенко В.И. Мифологические персонажи в государственном пантеоне духов во Вьетнаме // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2002. № 4. С. 108–131.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. с фр. О.А. Печенкина. Тула, 2013. 204 с.

Быстров В.Ю. Человек в мире традиций: монография. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 159 с.

Дугин А.Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002. 624 с.

Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. М.: Едиториал УРСС, 2001. Вып. 6. С. 275–283.

Новакова О.В. Вьетнам: поиск культурной идентичности в новых политических реалиях // Юго-Восточная Азия: историческая память, этнокультурная идентичность и политическая реальность: сб. статей / отв. ред. Н.Н. Бектимирова. М.: Ключ-С, 2009. Вып. 1. С. 258–275.

Старикова Е.О. Конструирование образа национальной культуры во Вьетнаме // Азия и Африка сегодня. 2020. № 1. С. 61–65. DOI: https://doi.org/10.31857/s032150750008525-9

Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 510 с.

Хобсбаум Э. Изобретение традиций / пер. с англ. С.А. Панарина // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.

Хоружий С.С. Злоключения традиции, или Почему нужно защищать традицию от традиционалистов // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 104–120.

Хоружий С.С. Проблематика рисков современности: концептуальные основания и ведущие подходы // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. 2015. № 1. С. 131–157.

Цветов П.Ю. Короли Хунги: от историографической проблемы к государственному культу // Восток (ORIENS). 2004. № 4. С. 109–114.

Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. / пер. с фр. А.А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000. 394 с., 415 с.

Kelley L.C. The Biography of the Hồng Bàng Clan as a Medieval Vietnamese Invented Tradition // Journal of Vietnamese Studies. 2012. Vol. 7, iss. 2. P. 87–130. DOI: https://doi.org/10.1525/ vs.2012.7.2.87

Krapchunov D.E. Maximova E.V. Freedom of Belief and Ecological Consciousness in India // Perishable and Eternal: Mythologies and Social Technologies of Digital Civilization: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Veliky Novgorod, November 22–23, 2021). London, UK: European Publisher Ltd., 2021. Vol. 1. P. 681–687. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.12.03.91

Sedgwick M. Against the modern world: Traditionalism and the secret intellectual history of the twentieth century. N.Y.: Oxford University Press, 2004. 370 p. Taylor K.W. The Birth of Vietnam. Berkeley, CA: University of California Press, 1983. 397 p. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520343108 What is Intangible Cultural Heritage? / UNESCO. 2011. URL: https://ich.unesco.org/en/collection00002 (accessed: 21.01.2024).

Zuckerman P. Atheism: Contemporary Numbers and Patterns // The Cambridge Companion to Athe

ism / ed. by M. Martin. N.Y.: Cambridge University Press, 2006. P. 47–66. DOI: https://doi.org/ 10.1017/ccol0521842700.004

References

Antoshenko, V. I. (2002). [Mythological characters in the State pantheon of spirits in Vietnam]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 13. Vostokovedenie [Lomonosov Oriental Studies Journal]. No. 4, pp. 108–131.

Baudrillard, J. (2013). Simulyakr i simulyatsiya [Simulacra and simulation]. Tula, 204 p.

Bystrov, V.Yu. (2001). Chelovek v mire traditsiy [А man in the world of tradition]. Veliky Novgorod: NovGU Publ., 159 p.

Eliade, M. (2000). Traktat po istorii religiy: v 2 t. [A treatise on the History of Religions: in 2 vols]. St. Petersburg: Aleteya. 394 p., 415 p. Dugin, A.G. (2002). Filosofiya traditsionalizma [The philosophy of traditionalism]. Moscow: Arktogeya-Tsentr Publ., 624 p. Heidegger, M. (2003). Bytie i vremya [Being and time]. Kharkov: Folio Publ., 510 p.

Hobsbawm, E. (2000). [The invention of traditions]. Vestnik Evrazii [Bulletin of Eurasia]. No. 1, pp. 47–62.

Kelley, L.C. (2012). The biography of the Hồng Bàng Clan as a medieval Vietnamese invented tradition. Journal of Vietnamese Studies. Vol. 7, iss. 2, pp. 87–130. DOI: https://doi.org/10.1525/ vs.2012.7.2.87

Khoruzhiy, S.S. (2015). [Problematics of risks of modernity: conceptual foundations and leading approaches]. Fonar’ Diogena: chelovek v mnogoobrazii praktik [Diogenes’ Lantern: the Human Being in Diversity of Practice]. No. 1, pp. 131–157.

Khoruzhiy, S.S. (2017). [Misadventures of the tradition or why it is necessary to defend the tradition from traditionalists]. Voprosy Filosofii. No. 9, pp. 104–120.

Krapchunov, D.E. and Maximova, E.V. (2021). Freedom of belief and ecological consciousness in India. Perishable and Eternal: Mythologies and Social Technologies of Digital Civilization: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Veliky Novgorod, November 22–23, 2021). London, UK: European Publisher Ltd., vol. 1, pp. 681–687. DOI: https://doi.org/10.15405/ epsbs.2021.12.03.91

Makarov, A.I. (2001). [Tradition versus history in the philosophy of modern European traditionalism]. Dialog so vremenem: Al’manakh intellectual’noy istorii [Dialogue with Time. The Almanac of Intellectual History]. Moscow: Editorial URSS Publ., iss. 6, pp. 275–283. Novakova, O.V. (2009). [Vietnam: the search for cultural identity]. Yugo-vostochnaya Aziya: istoricheskaya pamat’, etnokul’turnaya identichnost’ i politicheskaya realnost’, otv. red. N.N. Bektimirova [N.N. Bektimirova (ed.) Southeast Asia: Historical Memory, Ethnocultural Identity and Political Reality]. Moscow: Klyuch-S Publ., iss. 1, pp. 258–275.

Sedgwick, M. (2004). Against the modern world: Traditionalism and the secret intellectual history of the twentieth century. New York: Oxford University Press, 370 p.

Starikova, E.O. (2020). [Constructing the image of national culture in Vietnam]. Aziya i Afrika segod

nya [Asia and Africa Today]. No. 1, pp. 61–65. DOI: https://doi.org/10.31857/s032150750008525-9

Taylor, K.W. (1983). The birth of Vietnam. Berkeley, CA: University of California Press, 397 p. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520343108

Tsvetov, P.Yu. (2004). [The Hung Kings: from a historiographical problem to a state cult]. Vostok (ORIENS) [East (ORIENS)]. No. 4, pp. 109–114.

UNESCO (2011). What is intangible cultural heritage? Available at: https://ich.unesco.org/en/ collection-00002 (accessed 21.01.2024). Zuckerman, P. (2006). Atheism: Contemporary numbers and patterns. M. Martin (ed.) The Cambridge Companion to Atheism. New York: Cambridge University Press, pp. 47–66. DOI: https://doi.org/10.1017/ccol0521842700.004

Загрузки

Опубликован

07-08-2024

Выпуск

Раздел

Статьи