Личностные предикторы развития исследовательского потенциала студентов вуза
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-4-559-569%20Ключевые слова:
исследовательский потенциал, студенты вуза, научно-исследовательская деятельность, личностные особенности, смысложизненные ориентации, уровень притязаний, самооценкаАннотация
Статья посвящена актуальной проблеме развития исследовательского потенциала (ИП) студентов вуза. Представлены результаты эмпирического исследования с целью анализа взаимосвязи показателей исследовательского потенциала и особенностей личности студентов вуза. Методологической основой исследования послужил структурно-функциональный подход и модель исследовательского потенциала личности студентов, предложенная Н.В. Бордовской, С.Н. Костроминой, С.И. Розумом, Н.Л. Москвичевой. Исследование проведено с применением метода опроса по разработанной авторами анкете и психодиагностического метода с использованием комплекса методик: опросник Н.В. Бордовской и соавторов «Методика оценки исследовательского потенциала», «Тест смысложизненных ориентаций» в адаптации Д.А. Леонтьева, «Оценка уровня притязаний» В.К. Гербачевского и «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалева. Проведен корреляционный анализ полученных эмпирических данных с расчетом коэффициента Пирсона. Анкетный опрос выявил, что вне учебных заданий студенты вуза проявляют невысокую степень заинтересованности и погруженности в научноисследовательскую деятельность. В корреляционном исследовании показаны взаимосвязи компонентов исследовательского потенциала с уровнем притязаний, самооценкой и смысложизненными ориентациями личности студентов вуза. Проведенное исследование дает основание для разработок психолого-педагогических технологий развития исследовательского потенциала студентов вуза, учитывающих взаимосвязи компонентов ИП со смысложизненными ориентациями и показателями локуса контроля Я, ядра мотивационной структуры личности, прогнозных оценок деятельности.Библиографические ссылки
Белов С.В. Связь исследовательского потенциала личности с информационной компетентностью в условиях непрерывного образования // Научный поиск. 2014. № 3(13). С. 31–33.
Бордовская Н.В., Костромина С.Н., Розум С.И., Москвичева Н.Л. Исследовательский потенциал студента: содержание конструкта и методика его оценки // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 2. С. 89–103.
Ведерникова Л.В., Кузеванова Е.В. Сущность и структура исследовательского потенциала студентов педагогического вуза // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20, № 1. С. 285–292.
Воеводина Е.В., Шихгафизов П.Ш., Власова А.В. Влияние научно-исследовательского потенциала студента на формирование его профессиональной субъектности // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2020. Т. 10, № 6. С. 97–104. Головей Л.А., Дербенева М.Ю. Интеллектуальный потенциал как фактор профессионального самоопределения личности // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 2, ч. 2. С. 58–66.
Карпов А.В., Разина Т.В. Научная деятельность — деятельность информационного характера // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1(27). С. 58–64.
Клещева И.В. Оценка эффективности научноисследовательской деятельности студентов. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 92 с. Краснорядцева О.М. Чувствительность к проблемам: от исследовательских процедур к диагностике потенциала самореализации личности // Методология и история психологии. 2009. Т. 4, № 4. С. 73–81.
Отт Н.Г., Ермаганбетова Н.В. Исследование когнитивных особенностей студентов, влияющих на реализацию их исследовательского потенциала // Наукосфера. 2021. № 1(1). С. 109–113.
Просолупова Н.А. Исследовательский потенциал студентов: возможности развития в современном вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16, № 4. С. 102–105.
Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202204250022 (дата обращения: 29.08.2023).
Чувгунова О.А. Реализация исследовательского потенциала студентов в условиях образовательного процесса вуза // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. Вып. 1. С. 78–86.
Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1(46). С. 175–185.
Яницкий М.С., Серый А.В., Проконич О.А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2(20). С. 175–180.
Яровова Т.В., Воробьева М.В. Исследовательский потенциал студентов современного вуза // Педагогическое образование и наука. 2022. № 2. С. 125–129. DOI: https://doi.org/10.56163/20722524-2022-2-125-130
Clarke H., Ryan Ch. Changing over a project changing over: A project-research supervision as a conversation // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2006. Vol. 19, iss. 4. P. 477–497. DOI: https://doi.org/ 10.1080/09518390600773239
References Belov, S.V. (2014). [Relation between person’s research potential and his information competence in conditions of continuous education]. Nauchnyy poisk [Scientific Search]. No. 3(13), p. 31–33.
Bordovskaya, N.V., Kostromina, S.N., Rozum, S.I., Moskvicheva, N.L. (2017). [Student’s research potential: construct’s content and method for its assessment]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 38, no. 2, pp. 89–103.
Chuvgunova, O.A. (2015). [Implementation of students’ research potential in the educational process at university]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education]. Iss. 1, pp. 78–86.
Clarke, H. and Ryan, Ch. (2006). Changing over a project changing over: A project-research supervision as a conversation. International Journal of Qualitative Studies in Education. Vol. 19, iss. 4, pp. 477–497. DOI: https://doi.org/10.1080/09518390600773239
Golovey, L.A., Derbeneva, M.Yu. (2009). [Intellectual as a factor of vocational self-determination of a personality]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education]. Iss. 2, pt. 2, pp. 58–66.
Karpov, A.V., Razina, T.V. (2014). [Scientific effort аs information form working]. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya: Gumanitarnye nauki. No. 1(27), pp. 58–64.
Klescheva, I.V. (2014). Otsenka effektivnosti nauchno-issledovatel’skoy deyatel’nosti studentov [Evaluation of the effectiveness of research activities of students]. St. Petersburg: NRU ITMO Publ., 92 p.
Krasnoryadtseva, O.M. (2009). [Sensitivity to problems: from research procedures to diagnostics of the potential for self-realization of the individual]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology]. Vol. 4, no. 4, pp. 73–81.
Ott, N.G. and Ermaganbetova, N.V. (2021). [The study of students’ cognitive characteristics that affect the realization of their research potential]. Naukosfera [Sciencosphere]. No. 1(1), pp. 109–113.
Prosolupova, N.A. (2017). [Research potential of students: possibilities of development at modern higher education institution]. Psikhologopedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus [Psychological and pedagogical journal Gaudeamus]. Vol. 16, no. 4, pp. 102–105.
Ukaz Prezidenta RF ot 25.04.2022 № 231 «Ob ob’yavlenii v Rossiyskoy Federatsii Desyatiletiya nauki i tekhnologiy» [Decree of the President of the Russian Federation No. 231 of April 25, 2022 «On the Declaration of the Decade of Science and Technology in the Russian Federation»]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202204250022 (accessed 29.08.2023). Vedernikova, L.V. and Kuzevanova, E.V. (2015). [Essence and structure of the research potential of students of pedagogical university]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir State University]. Vol. 20, no. 1, pp. 285–292.
Voevodina, E.V., Shikhgafizov, P.Sh. and Vlasova, A.V. (2020). [Impact of a student’s research potential on the formation of his professional subjectivity]. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta [Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University]. Vol. 10, no. 6, pp. 97–104.
Yanitskiy, M.S., Seryy, A.V. and Pelekh, Yu.V. (2013). [The value-and-meaning paradigm as a basis of the post-nonclassical pedagogical psychology]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. No. 1(46), pp. 175–185.
Yanitskiy, M.S., Seryy, A.V. and Prokonich, O.A. (2012). [Peculiarities of personality temporal perspective among representatives of different value types of mass consciousness]. Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye nauki [Journal Collection of Scientific Works of KRASEC. The Humanities]. No. 2(20), pp. 175–180.
Yarovova, T.V. and Vorob’eva, M.V. (2022). [Research potential of a student of a modern university]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science]. No. 2, pp. 125–129. DOI: https://doi.org/10.56163/2072-2524-2022-2-125-130
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.