Тревожные мысли философа по поводу особенностей современной общественной жизни и некоторых проблем образования в эпоху тотальной цифровизации
СВЕТ И ТЕНИ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ (Тематический выпуск)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-349-364%20Ключевые слова:
цифровизация, общество, молодежь, образование, неолиберальный капитализм, образовательный процесс, информационный ресурс, идеологияАннотация
Россия в настоящее время сталкивается с глобальными вызовами и угрозами. На переломных этапах истории молодежь — главный мобилизационный ресурс страны. Потенциал этого ресурса зависит от эффективности существующей системы образования. Дигитализация общественной жизни — одна из важных современных тенденций, которая затронула и систему образования. В статье показывается, что цифровизация диктует изменения характера отношений на всех уровнях социальных институтов. Это касается отношений власти и народа, информационной политики государства. Цифровизация изменила отношения между субъектами образовательного процесса, усложнила работу преподавателя, повысила его профессиональную и гражданскую ответственность перед обществом. Автор не разделяет эйфорию относительно возможностей реализации цифровых технологий в образовании. Их масштабное применение в человекоцентричных дисциплинах контрпродуктивно. Сегодня как никогда остро стоит вопрос: какова цель учебной деятельности преподавателя? Ответ же на этот вопрос дает парадигма, лежащая в основе образовательного процесса. Сама концепция образования определяется государственной идеологией страны. Но в России нет государственной идеологии. По мнению автора, Россия нуждается в четко артикулируемой властями государственной идеологии, выражающей национальные интересы страны и, конечно, новые, привлекательные для молодежи смысложизненные ценности и социальные идеалы, которые должны быть отражены в образовательном процессе.Библиографические ссылки
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 944 с.
Бельский В.Ю., Майкова В.П., Молчан Э.М. Цифровые технологии в системе образования // Вопросы философии. 2022. № 2. С. 216–219. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-216-219
Бжезинский З. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / пер. с англ. М.Н. Десятовой. М.: АСТ, 2015. 288 с.
Буданов В.Г. Новый цифровой жизненный техноуклад — перспективы и риски трансформаций антропосферы // Философские науки. 2016. № 6. С. 47–55.
Гиренок Ф.И. Человек — это не цифра // Завтра.ру. 2018. 23 июн. URL: https://zavtra.ru/ blogs/uroki_digital_noj_filosofii (дата обращения: 22.07.2023). Главная книга о кризисе: сб. ст. / ред.-сост. А.В. Бузгалин. М.: Яуза: Эксмо, 2009. 256 с.
Гобозов И.А. Цифровизация общества и деинтеллектуализация человека // Философия и общество. 2021. № 3. С. 35–54. DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2021.03.02
Гэмбл Э. Кризис без конца: крах западного процветания / пер. с англ. А. Гуськова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 304 с.
Зиновьев А.А. Зияющие высоты. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. 720 с.
Кант И. Метафизические начала естествознания // Кант И. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 53–176.
Кувшинова А.А., Савченко И.А. К вопросу о негативном влиянии цифровой коммуникации на сознание индивидов // Философия и общество. 2022. № 2. С. 26–37. DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2022.02.02
Ларьяновский А.В. Кто в российском EdTech зарабатывает больше всего // РБК. 2019. 17 дек. URL: https://pro.rbc.ru/news/ 5df8aad49a7947793e2dfd7a (дата обращения: 22.07.2023).
Лившиц Р.Л. Что мешает формировать патриотизм? // Философия и культура в гуманитарном дискурсе: материалы междунар. науч.-метод. конф. (Воронеж, 27–28 апреля 2023 г.) / отв. ред. С.И. Сулимов. Воронеж: Истоки, 2023. С. 133–144.
Манхейм К. Проблемы молодежи в современном обществе // Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М.: РАО Говорящая книга, 2010. С. 570–590.
Мусаелян Л.А. Исторический процесс и глобализация / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2016. 128 с.
Мусаелян Л.А. К вопросу об отсутствии в России государственной идеологии // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. Вып. 1(55). С. 6–21. DOI: https://doi.org/ 10.17072/1995-4190-2022-55-6-21
Мусаелян Л.А. Марксово учение об историческом процессе и теория постиндустриального общества // Философия и общество. 2005. № 2. С. 39–59.
Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 22.07.2023).
Обухов А.С., Томилина М.В. Развитие цифровых образовательных технологий в России до пандемии: история и особенности индустрии EdTech // Информатика и образование. 2021. № 8. С. 52–61. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-04532021-36-8-52-61 Петрова Е.В. Экология цифровой среды как попытка ответа на цивилизационные вызовы цифровой эпохи // Вопросы философии. 2022. № 11. С. 99–109. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-99-109
Пурыничева Г.М., Базанова Н.М. Цифровая реальность как вызов человечеству // Философия и общество. 2021. № 4. С. 66–74. DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2021.04.04
Ракитов А.И. Человек в оцифрованное мире // Философские науки. 2016. № 6. С. 32–46.
Свирский Я.И. Цифровизация и антропоцентризм // Вопросы философии. 2023. № 6. С. 83–86. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-683-86
Сорос Дж. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности / пер. с англ. С.К. Умрихиной, М.З. Штернгарца. М.: ИНФРАМ, 1999. 262 с.
Сорос Дж. О глобализации / пер. с англ. А.А. Башкирова. М.: Эксмо, 2004. 224 с.
Спирова Э.М. Апофеоз безличного в цифровой реальности // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2(136). С. 7–16. DOI: https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.019
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово, 2000. 262 с.
Труфанова Е.О. Информационное перенасыщение: ключевые проблемы // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2019. № 1. С. 4–21. DOI: https://doi.org/10.17726/philit.2019.1.16.1
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/ (дата обращения: 22.07.2023).
Федотова В.А. Доверие к власти и политическая активность российской молодежи: роль этнической самоидентификации // Общественные науки и современность. 2022. № 2. С. 126–136. DOI: https://doi.org/10.31857/S0869049922020095
Храпов С.А., Баева Л.В. Цифровизация образовательного пространства: эмоциональные риски и эффекты // Вопросы философии. 2022. № 4. С. 16–24. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-87442022-4-16-24
Храпов С.А., Баева Л.В. Феномен памяти в условиях цифровизации образования: создание модульной системы безопасности цифровой образовательной среды // Вопросы философии. 2023. № 5. С. 61–69. DOI: https://doi.org/10.21146/00428744-2023-5-61-69
Храпов С.А., Баева Л.В. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативнообразовательной среды // Вопросы философии. 2021. № 4. С. 17–26. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-4-17-26
Чернавин Ю.А., Баринова Г.В. Человек в пространстве цифровой культуры // Вопросы философии. 2023. № 4. С. 29–39. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-29-39
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 208 с. Якеменко Б.Г. Пепел над пропастью. Феномен
концентрационного мира нацистской Германии и его отражение в социокультурном пространстве Европы середины второй половины XX столетия. М.: Яуза-каталог, 2023. 512 с.
References
Bell, D. (2004). Gryaduschee postindustrial’noe obschestvo. Obrazets sotsial’nogo prognozirovaniya [The coming of post-industrial society; a venture in social forecasting]. Moscow: Academia Publ., 944 p.
Bel’skiy, V.Yu., Maykova, V.P. and Molchan, E.M. (2022). [Digital technologies in the education system]. Voprosy Filosofii. No. 2, pp. 216– 219. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-20222-216-219
Brzezinski, Z. (2015). Strategicheskiy vzglyad: Amerika i global’niy krizis [Strategic vision: America and the crisis of global power]. Moscow: AST Publ., 288 p.
Budanov, V.G. (2016). [The new digital lifestyle - prospects and risks of transformations of the anthroposphere]. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences]. No. 6, pp. 47–55.
Buzgalin, A.V. (ed.) (2009). Glavnaya kniga o krizise [The main book about the crisis]. Moscow: Yauza Publ., Eksmo Publ., 256 p. Chernavin, Yu.A. and Barinova, G.V. (2023). [А man in the space of digital culture]. Voprosy Filosofii. No. 4, pp. 29–39. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-29-39
Fedotova, V.A. (2022). [Political trust and political activity of Russian youth: The role of ethnic selfidentification]. Obschestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Contemporary World]. No. 2, pp. 126–136. DOI: https://doi.org/ 10.31857/S0869049922020095 Federal’nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation»]. Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (accessed 22.07.2023).
Gamble, A. (2018). [Crisis without End: The collapse of Western prosperity]. Moscow: HSE Publ., 304 p.
Girenok, F.I. (2018). [Man is not a figure]. Zavtra.ru. Jun. 23. Available at: https://zavtra.ru/ blogs/uroki_digital_noj_filosofii (accessed 22.07.2023).
Gobozov, I.A. (2021). [Digitalization of society and deintellectualization of a person]. Filosofiya i obschestvo [Social Studies]. No. 3, pp. 35–54. DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2021.03.02
Kant, I. (1966). [Metaphysical foundations of natural science]. Kant I. Sochineniya: v 6 t. [Kant I. Works: in 6 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 6. pp. 53–176.
Khrapov, S.A. and Baeva, L.V. (2021). [Risk philosophy of education digitalization: Cognitive risks and ways to create a secure communicative educational environment]. Voprosy Filosofii. No. 4, pp. 17–26. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-87442021-4-17-26 Khrapov, S.A. and Baeva, L.V. (2022). [Digitalization of educational space: Emotional risks and effects]. Voprosy Filosofii. No. 4, pp. 16–24. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-16-24
Khrapov, S.A. and Baeva, L.V. (2023). [Phenomenon of memory in the context of digitalization of education: Creation of a modular security system of digital educational environment]. Voprosy Filosofii. No. 5, pp. 61–69. DOI: https://doi.org/ 10.21146/0042-8744-2023-5-61-69
Kuvshinova, A.A. and Savchenko, I.A. (2022). [On the negative impact of digital communication on the individuals’ minds]. Filosofiya i obschestvo [Social Studies]. No. 2, pp. 26–37. DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2022.02.02
Lar’yanovskiy, A. (2019). [Who earns the most in Russian EdTech]. RBK. Dec. 17. Available at: https://pro.rbc.ru/news/5df8aad49a7947793e2dfd7a (accessed 22.07.2023).
Livshits, R.L. (2023). [What prevents the formation of patriotism?]. Filosofiya i kul’tura v gumanitarnom diskurse: materialy mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (Voronezh, 27–28 aprelya 2023 g.) [Philosophy and Culture in Humanitarian Discourse: Proceedings of the International Scientific and Methodological Conference (Voronezh, April 27–28, 2023]. Voronezh: Istoki Publ., pp. 133–144.
Manheim, K. (2010). [The problem of youth in modern society]. Mankheym K. Izbrannoe. Diagnoz nashego vremeni [Manheim K. Favorites. Diagnosis of our time]. Moscow: Govoryaschaya Kniga Publ., pp. 570–590.
Musaelyan, L.A. (2005). [Marx’s doctrine of the historical process and the theory of post-industrial society]. Filosofiya i obschestvo [Social Studies]. No. 2, pp. 39–59.
Musaelyan, L.A. (2016). Istoricheskiy protsess i globalizatsiya [Historical process and globalization]. Perm, 128 p.
Musaelyan, L.A. (2022). [On the absence of state ideology in Russia]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Perm University Herald. Juridical Sciences]. Iss. 1(55), pp. 6–21. DOI: https://doi.org/10.17072/1995-4190-2022-55-6-21
Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 04.10.2000 N 751«Natsional’naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 751 of October 4, 2000 «National doctrine of education in the Russian Federation»]. Available at: https://base.garant.ru/182563/ (accessed 22.07.2023).
Obukhov, A.S. and Tomilina, M.V. (2021). [The development of digital educational technologies in Russia before the pandemic: History and peculiarities of the EdTech industry.]. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education]. No. 8, pp. 52–61. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-8-52-61
Petrova, E.V. (2022). [Ecology of the digital environment as an attempt to respond to the civilizational challenges of the digital age]. Voprosy Filosofii. No. 11, pp. 99–109. DOI: https://doi.org/ 10.21146/0042-8744-2022-11-99-109
Purynicheva, G.M. and Bazanova, N.M. (2021). [Digital reality as a challenge to the humanity]. Filosofiya i obschestvo [Social Studies]. No. 4, pp. 66–74. DOI: https://doi.org/ 10.30884/jfio/2021.04.04
Rakitov, A.I. (2016). [A man in the digital world]. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 6, pp. 32–46.
Schwab, C. (2019). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The fourth industrial revolution]. Moscow: Eksmo Publ., 208 p.
Soros, G. (1999). Krizis mirovogo kapitalizma: Otkrytoye obshchestvo v opasnosti [The crisis of global capitalism: Open Society Endangered]. Moscow: INFRA-M Publ., 262 p.
Soros, G. (2004). O globalizatsii [About globalization]. Moscow: Eksmo Publ., 224 p.
Spirova, E.M. (2020). [Apotheosis of the impersonal in digital reality]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Vyatka State University]. No. 2(136), pp. 7–16. DOI: https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.019
Svriskiy, Ya.I. (2023). [Digitalization and anthropocentrism]. Voprosy Filosofii. No. 6, pp. 83–86. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-83-86
Ter-Minasova, S.G. (2000). Yazyk i mezhkul’turnaya kommunikatsiya [Language and intercultural communication]. Moscow: Slovo Publ., 262 p.
Trufanova, E.O. (2019). [Information oversaturation: key problems]. Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva [Philosophical Problems of IT & Cyberspace]. No. 1, pp. 4–21. DOI: https://doi.org/ 10.17726/philit.2019.1.16.1 Yakemenko, B.G. (2023). Pepel nad propast’yu. Fenomen kontsentratsionnogo mira natsistskoy Germanii i ego otrazhenie v sotsiokul’turnom prostranstve Evropy serediny vtoroy poloviny XX stoletiya [The phenomenon of the concentration
world of Nazi Germany and its reflection in the socio-cultural space of Europe in the middle of the second half of the XX century]. Moscow: Yauzakatalog Publ., 512 p.
Zinov’ev, A.A. (2021). Ziyayuschie vysoty [Gaping heights]. Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitatsiya» Publ., 720 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.