Гносеологические основания развития личностного мышления: от телесной и социальной осознанности к нравственной проблематике

Философия

Авторы

  • Никита Сергеевич Лебедев Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-2-207-218

Ключевые слова:

гуманистическое образование, педагогические практики, самопознание, самосознание, личностное мышление, рефлексия, развитие мышления, социальность, личность, нравственное развитие, феноменология духа, Гегель

Аннотация

Гуманистическая образовательная парадигма предполагает акцентирование на развитии личности и социальности, в связи с чем в образование активно внедряются практики и методы развития мышления, направленные в том числе на формирование личностной и социальной осознанности, ответственности и участия. В работе предлагается исследование гносеологических оснований педагогических практик развития личностного мышления как целенаправленного исследования собственной телесности, познавательных способностей, установок и ценностей в контексте нравственной проблематики, задач развития саморегуляции и самоактуализации личности в современном образовании. В качестве фундаментальной теоретической основы используются классические философские источники (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Гегель), а также современные работы в области психологии, социальных и когнитивных наук, эпистемологии. Используя предложенный Гегелем подход к анализу необходимых стадий образования (Bildung) самосознания в «науке опыта сознания», предлагается соотнести этапы становления самосознания в истории мировой культуры со стадиями развития рефлексии сознания в индивидуальном опыте, в том числе опираясь на дифференционно-интеграционную теорию развития (Н.И. Чуприкова, Ю.И. Александров и др.). На основе историко-философского материала и его соотнесения с данными психологии развития (Л.С. Выготский, Е.А. Сергиенко и др.) рассматриваются гносеологические основания практик развития саморегуляции. Благодаря анализу проблематики нравственного (всеобщего) самосознания с позиций классической философии делается вывод о необходимости дальнейшей теоретической и методологической проработки используемых в образовании философских и психологопедагогических практик самопознания и самосознания с учетом актуальных данных современной науки и эпистемологии. В результате исследования обосновывается вывод о продуктивности и целесообразности дальнейшего философского осмысления методологии и теоретического фундамента применяемых в современном образовательном процессе педагогических практик рефлексии своего телесного и ментального опыта в контексте растущего интереса к развитию личностной, телесной и социальной осознанности в образовании..

Биография автора

Никита Сергеевич Лебедев , Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48

научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории проблем социальной поддержки личности

Библиографические ссылки

Александров Ю.И. Индивидуальное и общественное развитие как дифференциация // Дифференционно-интеграционная теория развития: Философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике: тез. докл. Второй науч.-практ. конф. (Москва, 4 марта 2013 г.) / под ред. Н.И. Чуприковой, Е.В. Волковой. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. С. 23. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 1. С. 3–46.

Алексеев А.П., Алексеева И.Ю. Сложность самосознания науки // Вопросы философии. 2020. № 12. С. 104‒114. DOI: https://doi.org/ 10.21146/0042-8744-2020-12-104-114

Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 212 с.

Васильев В.В. В защиту классического компатибилизма: Эссе о свободе воли. М.: URSS, 2017. 198 с.

Величковский Б.М. Романтизм как антитезис позитивизму // Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл: Академия, 2006. Т. 1. С. 69–76.

Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 47–54.

Выготский Л.С. Учение об эмоциях: Историко-психологическое исследование // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6: Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 91–318.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 2006. 446 с. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3: Философия духа / отв. ред. Е.П. Ситковский. М.: Мысль, 1977. 471 с.

Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 297–422.

Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб.: Абрис-книга, 1995. 191 с.

Зандукален Б. Гегелевская концепция Bildung в «Феноменологии духа» // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. С. 389–410.

Иваненко А.А. Предмет и метод науки после Г.В.Ф. Гегеля // Наследие Гегеля в истории философии и культуры: к 250-летию со дня рождения философа: сб. науч. статей / отв. ред. А.Н. Муравьёв, А.А. Иваненко. СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2020. С. 142–151. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб.: Наука, 1995. С. 53–119.

Касавин И.Т., Порус В.Н. Современная эпистемология и ее критики: о кризисах и перспективах // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55, № 4. С. 8–25. DOI: https://doi.org/ 10.5840/eps201855461

Кожевникова М.Н. Образование социума и социум образования // Горизонты новой социальности в образовании / сост. М.Н. Кожевникова. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. С. 12–192.

Кожевникова М.Н. Опыт человека (К осмыслению образования человека). СПб.: Изд-во РХГА, 2022. 228 с.

Кожевникова М.Н. Социальноэмоционально-этическое образование и концепции российской педагогической традиции (идеи Н.И. Новикова и К.Д. Ушинского) // Вестник Калмыцкого университета. 2021. № 4(52). С. 114–121. DOI: https://doi.org/10.53315/19950713-2021-52-4-114-121

Кожевникова М.Н., Лебедев Н.С. Новая дидактика «социально-эмоционально-этического образования»: роль педагогического модерирования // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 86–92. DOI: https://doi.org/ 10.54884/s181570410020472-4

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. 431 с.

Круглов А.Н. К предыстории понятия феноменологии у Гегеля // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. С. 47–72.

Лебедев Н.С. Практики самосознания в социально-эмоционально-этическом образовании: развитие мышления и социальности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 153–160. DOI: https://doi.org/10.46726/h.2021.4.17

Логинов Е.В., Мерцалов А.В., Салин А.С., Чугайнова Ю.И., Юнусов А.Т. Пролегомены к проблеме тождества личности // Финиковый компот. 2018. № 13. С. 6–40. DOI: https://doi.org/ 10.24411/2587-9308-2018-00001

Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. 622 с. Метцингер Т. Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель эго. М.: АСТ, 2017. 415 с. Мотрошилова Н.В. «Феномен», «явление», «гештальт»: терминологические и содержательные проблемы «Феноменологии духа» Гегеля в соотнесении с философией Канта // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. С. 73–101.

Муравьев А.Н. О научно-образовательном потенциале истории философии как академической дисциплины // Философия истории философии: сб. науч. статей / отв. ред. С.И. Дудник, А.А. Кротов, В.В. Миронов, И.Д. Осипов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 103–122.

Нуркова В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности // Мир психологии. 2004. № 2(38). С. 77–86. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Блановского. М.: Академ. проект, 2002. 832 с.

Первичко Е.И. Регуляция эмоций: Клиникопсихологический аспект. М.: Когито-Центр, 2020. 363 с. Сапрыкин Д.Л. Значение и смысл понятия «образование» (на примере немецкой философии конца XVIII – начала XIX в.) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2008. № 1. С. 19–42.

Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120–132.

Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. 352 с.

Соболев И.А. Отношение сознания и самосознания в европейской философии 17–18 вв.: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2017. 166 с.

Сочилин А.А. Этический смысл различения Гегелем «морали» и «нравственности» // Этическая мысль. 2014. № 14. С. 160–173. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Соч.: в 2 т. СПб.: Наука, 1999. Т. 1. С. 1–91.

Степин В.С. Гегель и современная наука // «Феноменология духа» Гегеля в контексте совре

менного гегелеведения / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. С. 606–635.

Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. 181 с.

References

Aleksandrov, Yu.I. (2013). [Individual and social development as differentiation]. Differentsionnointegratsionnaya teoriya razvitiya: Filosofskoe osmyslenie i primenenie v psikhologii, yazykoznanii i pedagogike: Tezisy dokladov Vtoroy nauchnoprakticheskoy konferentsii. (Moscow, 4 marta 2013 g.) [Differentiation-integration theory of development: Philosophical understanding and application in psychology, linguistics and pedagogy. Abstracts of the 2nd Scientific and Practical Conference. (Moscow March 4, 2013)]. Moscow: IP RAS Publ., pp. 23.

Aleksandrov, Yu.I. and Aleksandrova, N.L. (2007). [Subjective experience and culture. Structure and dynamics]. Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 4, no. 1, pp. 3–46.

Alekseev, A.P. and Alekseeva, I.Yu. (2020). [Complexity of the self-сonsciousness of science]. Voprosy Filosofii. No. 12, pp. 104‒114. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-104-114

Asmolov, A.G., Shekhter, E.D. and Chernorizov, A.M. (2018). Preadaptatsiya k neopredelennosti: nepredskazuemye marshruty evolyutsii [Preadaptation to uncertainty: unpredictable routes of evolution]. Moscow: Akropol’ Publ., 212 p.

Cole, M. (1997). Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya: nauka buduschego [Cultural and historical psychology: the science of the future]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 431 p.

Descartes, R. (1989). [The origin of philosophy]. Dekart R. Sochineniya: v 2 t. [Descartes R. Works: in 2 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 1, pp. 297–422.

Descartes, R. (1995). Razmyshleniya o pervonachal’noy filosofii [Reflections on the original philosophy]. St. Petersburg: Abris-Kniga Publ., 191 p.

Hegel, G.V.F. (1977). Entsiklopediya filosofskikh nauk. T. 3: Filosofiya dukha [Encyclopedia of philosophical sciences. T. 3: Philosophy of the spirit]. Moscow: Mysl’ Publ., 471 p.

Hegel, G.V.F. (2006). Fenomenologiya dukha [Phenomenology of the spirit]. St. Petersburg: Nauka Publ., 446 p.

Ivanenko, A.A. (2020). [The subject and method of science after G.V.F. Hegel]. Nasledie Gegelya v istorii filosofii i kul’tury: k 250-letiyu so dnya rozhdeniya filosofa, otv. red. A.N. Murav’yov, A.A. Ivanenko [A.N. Muravyov, A.A. Ivanenko (eds.) Hegel’s legacy in the history of philosophy and culture: to the 250th anniversary of the birth of the philosopher]. St. Petersburg: SPbU Publ., pp. 142–151.

Kant, I. (1995). [Fundamentals of metaphysics of morality]. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti. Kritika prakticheskogo razuma. Metafizika nravov [Kant I. Fundamentals of metaphysics of morality. Criticism of practical reason. Metaphysics of morals]. St. Petersburg: Nauka Publ., pp. 53–119.

Kasavin, I.T. and Porus, V.N. (2018). [Contemporary epistemology and its critics: on crisis and perspective]. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology & Philosophy of Science]. Vol. 55, no. 4, pp. 8–25. DOI: https://doi.org/10.5840/eps201855461

Kozhevnikova, M.N. (2015). [Education of society and society of education]. Gorizonty novoy sotsial’nosti v obrazovanii, sost. M.N. Kozhevnikova [M.N. Kozhevnikova (ed.) Horizons of new sociality in education]. St. Petersburg: RCAH Publ., pp. 12–192.

Kozhevnikova, M.N. (2021). [Socio-emotionalethical education and concepts of the Russian pedagogical tradition (ideas of N.I. Novikov and K.D. Ushinsky)]. Vestnik Kalmytskogo universiteta [Bulletin of the Kalmyk University]. No. 4(52), pp. 114–121. DOI: https://doi.org/10.53315/19950713-2021-52-4-114-121

Kozhevnikova, M.N. (2022). Opyt cheloveka (K osmysleniyu obrazovaniya cheloveka) [Human experience (towards understanding human education)]. St. Petersburg: RCAH Publ., 228 p.

Kozhevnikova, M.N. and Lebedev, N.S. (2020). [New didactics of «social, emotional and ethical education»: the role of pedagogical moderation]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education]. No. 4(65), pp. 86–92. DOI: https://doi.org/10.54884/s181570410020472-4

Kruglov, A.N. (2010). [On the prehistory of the concept of phenomenology in Hegel]. «Fenomenologiya dukha» Gegelya v kontekste sovremennogo gegelevedeniya, otv. red. N.V. Motroshilova [N.V. Motroshilova (ed.) Hegel’s «Phenomenology of the Spirit» in the context of modern Hegelian studies]. Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitatsiya» Publ., pp. 47–72.

Lebedev, N.S. (2021). [Self-consciousness practices in socio-emotion-ethical education: the development of thinking and sociality]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Ivanovo State University Bul

letin. Series «The Humanities»]. No. 4, pp. 153–160. DOI: https://doi.org/10.46726/h.2021.4.17

Locke, J. (1985). Sochineniya: v 3 t. T. 1 [Works: in 3 vols. Vol. 1]. Moscow: Mysl’ Publ., 622 p.

Loginov, E.V., Mertsalov, A.V. Salin, A.S., Chugaynova, Yu.I., and Yunusov, A.T. (2018). [Prolegomena to the problem of identity of personality]. Finikovyy kompot [Date Compote]. No. 13, pp. 6–40. DOI: https://doi.org/10.24411/2587-9308-2018-00001 Metzinger, T. (2017). Nauka o mozge i mif o svoem Ya. Tonnel’ ego [The science of the brain and the myth of the Self]. Moscow: AST Publ., 415 p.

Motroshilova, N.V. (2010). [«Phenomenon», «gestalt»: terminological and substantive problems of Hegel’s «Phenomenology of Spirit» in relation to Kant’s philosophy]. «Fenomenologiya dukha» Gegelya v kontekste sovremennogo gegelevedeniya, otv. red. N.V. Motroshilova [N.V. Motroshilova (ed.) Hegel’s «Phenomenology of the Spirit» in the context of modern Hegelian studies]. Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitatsiya» Publ., pp. 73–101.

Murav’ev, A.N. (2020). [On the scientific and educational potential of the history of philosophy as an academic discipline]. Filosofiya istorii filosofii: sbornik nauchnykh statey [Philosophy of the history of philosophy: collection of scientific articles]. St. Petersburg: SPbU Publ., pp. 103–122.

Nurkova, V.V. (2004). [The role of autobiographical memory in the structure of personality identity]. Mir psikhologii [The World of Psychology]. No. 2(38), pp. 77–86.

Parsons, T. (2002). O sotsial’nykh sistemakh [On social systems]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 832 p. Pervichko, E.I. (2020). Regulyatsiya emotsiy: Kliniko-psikhologicheskiy aspekt [Regulation of emotions: Clinical and psychological aspect]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 363 p.

Saprykin, D.L. (2008). [The meaning and meaning of the concept of «education» (on the example of German philosophy of the late XVIII – early XIX centuries)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy]. No. 1, pp. 19–42.

Sergienko, E.A. (2011). [System-subjective approach: justification and perspective]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. Vol. 32, no. 1, pp. 120–132.

Sergienko, E.A., Vilenskaya, G.A. and Kovaleva, Yu.V. (2010). Kontrol’ povedeniya kak sub’ektnaya regulyatsiya [Behavior control as subject regulation]. Moscow: IP RAS Publ., 352 p.

Sobolev, I.A. (2017). Otnoshenie soznaniya i samosoznaniya v evropeyskoy filosofii 17–18 vv.: dis. … kand. filos. nauk [The relation of consciousness and self-consciousness in European philosophy of the 17th-18th centuries: dissertation]. St. Petersburg, 166 p.

Sochilin, A.A. (2014). [The ethical meaning of Hegel’s distinction between «morality» and «ethical»]. Eticheskaya mysl’ [Ethical Thought]. No. 14, pp. 160–173.

Spinoza, B. (1999). [A brief treatise on God, man and his happiness]. Spinoza B. Sochineniya: v 2 t. [Spinoza B. Works: in 2 vols]. St. Petersburg: Nauka Publ., vol. 1, pp. 1–91.

Stepin, V.S. (2010). [Hegel and modern science]. «Fenomenologiya dukha» Gegelya v kontekste sovremennogo gegelevedeniya, otv. red. N.V. Motroshilova [N.V. Motroshilova (ed.) Hegel’s «Phenomenology of the Spirit» in the context of modern Hegelian studies]. Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitatsiya» Publ., pp. 606–635.

Vasil’ev, V.V. (2017). V zaschitu klassicheskogo kompatibilizma: Esse o svobode voli [In defense of classical compatibilism: Essays on freedom of will]. Moscow: URSS Publ., 198 p. Velichkovskiy, B.M. (2006). [Romanticism as an antithesis to positivism]. Velichkovskiy B.M. Kognitivnaya nauka: Osnovy psihologii poznaniya: v 2 t.

[Velichkovsky B.M. Cognitive science: Fundamentals of the psychology of cognition: in 2 vols]. Moscow: Smysl Publ., Akademiya Publ., vol. 1, pp. 69–76.

Verbitskiy, A.A. and Rybakina, N.A. (2016). [Invariable result of lifelong education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 47–54.

Vygotsky, L.S. (1984). [The doctrine of emotions: A historical and psychological study]. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 6: Nauchnoye nasledstvo [Vygotsky L.S. Collected works: in 6 vols. Vol. 6: Scientific legacy]. Moscow: Pedagogika Publ., pp. 91–318. Y

Yasyukova, L.A. and Belavina, O.V. (2017). Sotsial’nyy intellekt detey i podrostkov [Social intelligence of children and adolescents]. Moscow: IP RAS Publ., 181 p.

Zandukalen, B. (2010). [The Hegelian concept of Bildung in the «Phenomenology of the Spirit»]. «Fenomenologiya dukha» Gegelya v kontekste sovremennogo gegelevedeniya, otv. red. N.V. Motroshilova [N.V. Motroshilova (ed.) Hegel’s «Phenomenology of the Spirit» in the context of modern Hegelian studies]. Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitatsiya» Publ., pp. 389–410.

Загрузки

Опубликован

16-10-2023

Выпуск

Раздел

Статьи