Потенциал психотерапии как гуманитарной практики: философский анализ
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-537-546Ключевые слова:
«антропологические практики», зрелость, психотерапия, сложность, трансдисциплинарность, устойчивое развитие, этика потребленияАннотация
Необходимость философского исследования психотерапии как актуальной антропологической практики обосновывается с привлечением критической философии М. Фуко и современных форм материалистической философии. На протяжении всей своей истории психотерапия декларировала ценностную нейтральность и дистанцировалась от участия в разрешении актуальных социальных проблем. Однако в наши дни это положение, вытекающее из необходимости соблюдения профессиональных требований, вошло в противоречие и с реальным положением вещей, и с задачами развития самой психотерапии. С одной стороны, рождение и становление психотерапии происходило в эпоху разрушения культурных ценностей и кризиса философии, поэтому она с необходимостью наследовала мировоззренческую, духовно-этическую и праксеологическую миссию предшествующих социальных институций. С другой стороны, ей не удалось избежать влияния индивидуалистических установок и ценностей консьюмеризма, а также определенной социальной ангажированности. Психотерапия и транслируемые ею ценности играют важную роль в современной, особенно западной, культуре, хотя это влияние зачастую носит латентный характер. На кейсе концепции устойчивого развития показано, что необходимым условием решения актуальных социальных проблем является готовность преодолевать стереотипность мышления и прежние ценностные установки, преодолевать сопротивление изменениям и сопутствующий им дискомфорт. Не отрицая определяющей «в конечном счете» роли объективных производственных факторов для общественных трансформаций, ведущих к устойчивому развитию, автор полагает, что антропологические практики могут этим трансформациям существенно способствовать.Библиографические ссылки
Михайлова Е.Л. Напряжение в сети нормальное (некоторые аспекты психотерапии как социокультурной практики) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 1. С. 77–81.
Розин В.М. Понятие и типы антропопрактик // ЧЕЛОВЕК.RU. № 12. C. 13–33.
Воробьева Л.И. Психотерапия в истории психологии: культурно-исторический анализ: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 224 с.
Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2005. 392 с.
Щитцова Т.В. Индивидуальная терапия как социальная практика и как интерсубъективный опыт // Философия и психотерапия: сб. науч. статей и рабочих матер. к докл. участников II Междунар. конф. / под ред. С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. СПб: Анатолия, 2014. URL: http://hpsy.ru/public/xhtm (дата обращения: 27.09.2017).
Хлебникова О.В. Потребление как гештальт // Философия и культура. 2017. № 9. С. 1– DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046.
Мочник Р. Субъект, предположительно верящий, и нация как нулевой институт // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 1(17). С. 6–16
Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.
Тюгашев Е.А. Философия как социокультурный феномен // Философская мысль. 2017. № 10. С. 1– DOI: 10.25136/2409-8728.2017.10.24144.
Князева Е.Н. Атомизм и холизм в современной теории сложности // Философия и культура. 2013. № 6. С.736–745. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.8319.
Сатохiна Н.I. Юриспруденцiя як фронетичний досвiд: постановка проблеми // Проблеми законності: зб. наук. пр. Харків, 2016. № 133. С. 241–248. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yurisprudentsiya-kak-froneticheskiy-opyt-postanovka-problemy (дата обращения: 27.09.2017). DOI: 10.21564/2414-990x.133.70912.
Левяш И.Я., Левяш С.Е. Гуманитарно-культурологическая модель образования для всех. СПб.: Эйдос, 2011. 292 с.
Круткин В.Л. «Материальный поворот» в социальных исследованиях и «неосязаемое культурное наследие» // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2017. № 2. С. 141–149.
Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / пер. с нем. М.: Весь Мир, 2002. 144 с.
Барг О.А. Феномен смысла жизни, природа сознания и научная философия // Новые идеи в философии: сб. науч. ст. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. Вып. 9. С. 132–137.
Колпакова М.Ю. Эволюция психотерапии // Культурно-историческая психология. № 3. С. 91–100.
Крапивенский С.Э., Косицына Ф.П. Современное обществознание: необходимость методологического синтеза // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2006. № 5. С. 21–27.
Князева Е.Н. Как возможно мышление о сложном и управление сложностью? // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 81–83.
Пигров К.С. Еще раз о предмете социальной философии // Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1–2. С. 57–68.
Черненко В.А. Этос «невозможного» как парадигма гуманитарного знания XXI века // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. Серія: Теорія культури і філософія науки. 2014. Т. 1092, № 50. С.99–103. URL: http://periodicals.karazin.ua/thcphs/article/download/2177/1922 (дата обращения: 20.09.2017).
Киреева Е.Е., Шехова Н.В. Устойчивое развитие и новая этика потребления // Региональное развитие. 2014. № 1. С. 69–73.
Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 11. 589 с.
Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя / пер. с англ. М.: Академкнига, 2007. 342 с.
References
Mikhailova E.L. Napryazhenie v seti normal’noe (nekotorye aspeky psikhoterapii kak sotsiokul’turnoy praktiki) [The Voltage in the Network is Normal (Some Aspects of Psychotherapy as a Socio-Cultural Practice)]. Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. 2006, vol. 3, no. 1, pp. 77–81. (In Russian).
Rozin V.M. Ponyatie i tipy antropopraktik [Concept and types of anthropo-practices]. CHELOVEK.RU [HUMAN.RU]. 2017, no. 12, pp. 13–33. (In Russian).
Vorob’eva L.I. Psihoterapiya v istorii psihologii: kul’turno-istoricheskiy analiz: dis. … kand. psikhol. nauk [Psychotherapy in the history of psychology: cultural and historical analysis: dissertation for the degree of Candidate of Psychology]. Moscow, 2016. 224 p. (In Russian).
Romek E.A. Psikhoterapiya: rozhdenie nauki i professii [Psychotherapy: the birth of science and profession]. Rostov-on-Don, Mini Taip LLC Publ., 2005, 392 p. (In Russian).
Shchitsova T.V. Individual’naya terapiya kak social’naya praktika i kak intersub’ektivniy opyt [Individual therapy as social practice and as intersubjective experience]. Filosofiya i psikhoterapiya: sb. nauch. statey [Philosophy and psychotherapy: col. of scient. articles]. Available at: http://hpsy.ru/public/x6366.htm (accessed 27.09.2017). (In Russian).
Hlebnikova O.V. Potreblenie kak geshtal’t [Consumption as Gestalt]. Filosofiya i kul’tura [Philosophy and Culture]. 2017, no. 9, pp. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046. (In Russian).
Mochnik R. Sub’ekt, predpolozhitel’no veryashchiy, i naciya kak nulevoy institut [Subject supposed to believe, and the nation as a zero institution]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald Series «Philosophy. Psychology. Sociology»]. 2014, no. 1(17), pp. 6–16. (In Russian).
Volkov V.V., Harhordin O.V. Teoriya praktik [The theory of practices]. Saint Petersburg, European University Publ., 2008, 298 p. (In Russian).
Tyugashev E.A. Filosofiya kak sotsiokul’turniy fenomen [Philosophy as a sociocultural phenomenon]. Filosofskaya mysl’ [Philosophical thought]. 2017, no. 10, pp. 1–8. DOI: 10.25136/2409- 8728.2017.10.24144 (In Russian).
Knyazeva E.N. Atomizm i holizm v sovremennoy teorii slozhnosti [Atomism and holism in modern complexity theory]. Filosofiya i kul’tura [Philosophy and Culture]. 2013, no. 6. pp. 736–745. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.8319. (In Russian).
Satokhina N.I. Yurisprudentsiya kak froneticheskiy opyt: postanovka problemy [Jurisprudence as a phronetic experience: formulation of the problem]. Problemy zakonnosti: sb. nauch. statey [Problems of legality: col. of scient. articles]. Kharkov, 2016, no. 133, pp. 241–248. Available at: http://cyberleninka.ru/article/ n/yurisprudentsiyakak-froneticheskiy-opyt-postanovka-problemy (accessed 27.09.2017). DOI: 10.21564/2414- 990x.133.70912. (In Ukrainian).
Levyash I.Ja., Levyash S.E. Gumanitarnokul’turologicheskaya model’ obrazovaniya dlya vseh [Humanitarian-cultural model of education for all]. Saint Petersburg, Eidos Publ., 2011, 292 p. (In Russian).
Krutkin V.L. «Material’niy povorot» v sotsial’nyh issledovaniyah i «neosyazaemoe kul’turnoe nasledie» [«Material turn» in social studies and «intangible heritage» of culture]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political science. International relations]. 2017, no. 2, pp. 141–149. (In Russian).
Habermas J. Budushchee chelovecheskoy prirody [The future of human nature]. Moscow, Ves’ Mir Publ., 2002, 144 p. (In Russian).
Barg O.A. Fenomen smysla zhizni, priroda soznaniya i nauchnaya filosofiya [Phenomenon of the meaning of life, nature of consciousness and scientific philosophy]. Novye idei v filosofii. [New ideas in philosophy]. Perm, PSU Publ., 2000, iss. 9. pp. 132–137. (In Russian).
Kolpakova M.Yu. Evolyutsiya psikhoterapii [Evolution of psychotherapy]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology]. 2009, no. 3, pp. 91–100. (In Russian).
Krapivenskiy S.E., Kositsyna F.P. Sovremennoe obshchestvoznanie: neobhodimost’ metodologicheskogo sinteza [Contemporary social science: the need for methodological synthesis]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial’niye tekhnologii [The Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies]. 2006, no. 5, pp. 21–27. (In Russian).
Knyazeva E.N. Kak vozmozhno myshlenie o slozhnom i upravlenie slozhnost’yu? [How is it possible to think about complexity and complexity management?] Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. 2010, no. 10, pp. 81–83. (In Russian).
Pigrov K.S. Eshсhe raz o predmete sotsial’noy filosofii [Again about the subject of social philosophy]. Lichnost’. Kul’tura. Obshchestvo. [Personality. Culture. Society]. 2003, iss. 1–2, pp. 57–68. (In Russian).
Chernenko V.A. Etos «nevozmozhnogo» kak paradigma gumanitarnogo znaniya XXI veka [Ethos of the «impossible» as the paradigm of humanitarian knowledge of the 21st century]. Vestnik Khar’kovskogo natsional’nogo universiteta im. V.N. Karazina. Seriya: Teoriya kul’tury i filosofiya nauki [Bulletin of V.N. Karazin Kharkiv National University. Series: Theory of Culture and Philosophy of Science]. 2014, vol. 1092, no. 50, pp. 99–103. Available at: http: //periodicals.karazin.ua/thcphs/article/ download/2177/1922 (accessed 20.09.2017). (In Russian).
Kireeva E.E., Shekhova N.V. Ustoychivoe razvitie i novaya etika potrebleniya [Sustainable Development and the New Ethics of Consumption]. Regional’noe razvitie [Regional development]. 2014, no. 1, pp. 69–73. (In Russian).
Lenin V.I. Dve taktiki sotsial-demokratii v demokraticheskoy revolyutsii [Two tactics of SocialDemocracy in the Democratic Revolution]. Polnoe sobranie sochineniy: v 55 t. [Collected works: in 55 vols.]. Moscow, Politizdat Publ., 1960, vol. 11, 589 p. (In Russian).
Meadows D., Randers J., Meadows D. Predely rosta. 30 let spustya [The Limits of Growth: The 30- Year Update]. Moscow, Akademkniga Publ., 2007, 342 p. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.