К вопросу об основаниях философскоантропологического дискурса
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-1-29-34Ключевые слова:
человек, философская антропология, философские основания, человеческое существование, самопознаниеАннотация
Цель данной статьи заключается в выявлении оснований философско-антропологического дискурса. Этот вопрос поднимается в связи с тем, что, несмотря на длительный срок существования философско-антропологической мысли, в определенной степени подтверждающий ее обоснованный характер, можно выделить философскую позицию, ставящую под сомнение возможность существования философской антропологии в виде системы положительного продуктивного знания о человеке. Анализ причин такого подхода, отрицающего ценность философско-антропологического дискурса, показывает, что эти причины связаны с пониманием человека как неповторимой и конкретной единичности, которую нельзя адекватным образом представить с помощью абстрактных понятийных структур, оперирующих общими смыслами. В результате проведенного исследования выявлено, что основаниями такой трактовки человека как неповторимой индивидуальности являются признание телесной ограниченности человека и выделение непосредственных чувственных данных в качестве определяющего состояния человеческого бытия в мире. Показав, что данные принципы нельзя считать единственно возможными, автор находит альтернативные основания философско-антропологического дискурса. Они связаны с утверждением единого характера человеческой реальности и принципиальной разомкнутости человеческого существа. Эти основания свидетельствуют об оправданности существующего философско-антропологического знания и определяют его дальнейшие перспективы, среди которых особое место отводится построениям, преодолевающим эссенциальные подходы к изучению человеческой реальности и развивающим ее экзистенциальные интерпретации.Библиографические ссылки
ЧерданцеваИ.В. Пролегомены к пониманию человека в философии. Барнаул: Концепт, 2014. 166с.
ШтирнерМ. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. 560с.
СвасьянК.А.Prooemium // Вопросы философии. 2010. №3–12.
РиккертГ. Границы естественнонаучного образования понятий: логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997. 532с.
Международный ежегодник по философии культуры «Логос». 1925. Кн. М.: Территория будущего, 2005. 237с.
ГайденкоП.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтологияXX века. М.: Республика, 1997. 495с.
ШелерМ. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1998. С.31–95.
References
Cherdantseva I.V. Prolegomeny k ponimaniyu cheloveka v filosofii [Prolegomenon to the Understanding of a Man in Philosophy]. Barnaul, Koncept Publ., 2014, 166 p. (In Russian).
Shtirner M. Edinstvennyy i ego sobstvennost [The One and his Property]. Harkov, Osnova Publ., 1994, 560 p. (In Russian).
Svasyan K.A. [Prooemium]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2010, no. 2, pp. 3–12. (In Russian).
Rikkert G. Granitsy estestvennonauchnogo obrazovaniya ponyatiy: logicheskoe vvedenie v istoricheskie nauki [The Boundaries of Concepts in the Natural Sciences: a Logical Introduction to the History of Science]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 1997, 532 p. (In Russian).
Mezhdunarodnyy ezhegodnik po filosofii kultury «Logos». 1925. Kniga 1 [International Yearbook of the Philosophy of Culture «Logos». 1925. Book 1]. Moscow, Territoriya buduschego Publ., 2005, 237 p. (In Russian).
Gaydenko P.P. Proryv k transtsendentnomu: novaya ontologiya XX veka [A Breakthrough to Transcendental: New Ontology of the XX Century]. Moscow, Respublika Publ., 1997, 495 p. (In Russian).
Sheler M. [Man’s Position in the Universe]. Problemy cheloveka v zapadnoy filosofii [Human Problems in the Western Philosophy]. Moscow, Progress Publ., 1998, pp. 31– 95. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.