Проблема концептуализации феномена практики в контексте трансдисциплинарных стратегий постнеклассической науки
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-4-496-507Ключевые слова:
практики, теория практик, повседневность, раскрывающий характер практик, фоновые практики, трансдисциплинарностьАннотация
Сложность выявления устойчивого содержания понятия «практики» обусловлена многообразием его применения в различных областях социально-гуманитарного знания в условиях изменяющегося мира. Подходы к определению понятия «практики», основанные на принципах классической научной рациональности, трактовали этот феномен в рамках определенных концепций. С позиции современного плюрализма классические понятия практики выражали свое специфическое содержание в локальных границах и отражали лишь некоторые стороны практической деятельности человека в динамике социальных отношений. Философские концепции и социальные теории, объясняющие природу практики, долгое время оставались дисциплинарно изолированными де-факто, не раскрывая своего потенциала. Современное использование понятия «практики» носит универсальный, но крайне неопределенный характер и фактически ассоциируется с любыми жизненными проявлениями. Задача обнаружения смысловых расхождений и попыток синтеза универсальных содержаний практической деятельности, укорененных в культуре и имеющих конкретно-историческое значение, решается на основе принципов трансдисциплинарного подхода. Этот подход ориентирован на интеграцию средств, выработанных различными дисциплинарными областями, и коммуникативные стратегии, ориентированные на выработку общих решений в ситуации конфликта интересов и разногласий. В этой связи рассмотрены возможности исследовательского стиля, получившего название «теория практик», базирующегося на представлениях (развивающих концепцию Л. Витгенштейна) о фоновом характере практик, и раскрывающем их потенциале (обоснованном М. Хайдеггером). Принцип проблематизации (по М. Фуко) ситуации многообразия определения практик для выявления общих вопросов показан в связи с коммуникативными стратегиями в постнеклассических практиках. Практико-ориентированный подход позволяет понять практики как социальные структуры, связывающие субъектные позиции практикующего и исследователя. Показана взаимная связь практик и возможность их коммуникации в самоорганизующемся становлении на примере феноменов философской практики и психотерапии в едином социальном пространстве.Библиографические ссылки
Астафьева О.Н. Постнеклассические практики как предметная область междисциплинарного проекта // Постнеклассические практики: опыт концептуализации : коллективная монография / под общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Міръ, 2012. С. 500–506.
Богатая Л. Трансдисциплинарность: постнеклассический ракурс рецепции // Філософія освіти (Философия образования). 2015. № 1. С. 168–182.
Божков О.Б. Повседневность и практики: к уточнению понятий // Социологический журнал. 2014. № 4. С. 133–154.
Борисов Е., Инишев И., Фурс В. Практический поворот в постметафизической философии. Т. 1. Вильнюс: ЕГУ, 2008. 212 с.
Волик О.Ю. Возможные черты постнеклассичности в психологических практиках // Постнеклассические практики: опыт концептуализации: коллективная монография / под общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Міръ, 2012. С. 383–392.
Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во. Евр. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.
Гаджикурбанова П.А. «Духовные упражнения» и «Забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П. Адо и М. Фуко) // Этическая мысль. 2009. № 9. С. 27–42.
Гребенщикова Е.Г. Трансформации практик «заботы о себе» в социокультурном контексте // Постнеклассические практики: опыт концептуализации: коллективная монография / общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Міръ, 2012. С. 354–363.
Гутнер Г.Б. Коммуникативное сообщество и субъект коммуникативного действия // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005. С. 82–108.
Дьяков А.А. Теория практик: социально-философский потенциал концепции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. № 1. С. 8–12.
Коан Н. Философия практики сегодня // Скепсис. 2012. URL: https://scepsis.net/library/id_3792.html (дата обращения: 15.09.2018).
Макаревич А.В. Место, где свет. М.: Эксмо-Пресс, 2005. 480 с.
Микешина Л.А. Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности научного знания // Эпистемология и философия науки. 2014. № 1(39). C. 60–78.
Петров А.В. Социальные практики и взаимодействия: концептуализация понятий // Общество и право. 2005. № 4(10). С. 38–50.
Степин В.С. От теоретического знания — к постнеклассическим практикам // Постнеклассические практики: опыт концептуализации: коллективная монография / общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Міръ, 2012. С. 8–12.
Фаритов В.Т. Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса: дис. … д-ра филос. наук. Ульяновск, 2016. 318 с.
Хлебникова О.В. Потребление как гештальт // Философия и культура. 2017. № 9. С. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046.
Amir L. Three Questionable Assumptions of Philosophical Counseling // International Journal of Philosophical Practice. 2004. Vol. 2(1). P. 9–18. URL: http://new.npcassoc.org/docs/ijpp/lydiaamir.pdf (accessed: 15.09.2018).
Chase M. Observations on Pierre Hadot’s conception of Philosophy as a Way of Life // Practical Philosophy. The British Journal of Philosophical Practice. 2007. Vol. 8. P. 5–17.
Lizeng Zh. Distinguishing Philosophical Counseling from Psychotherapy // Philosophical Practice. 2013. Vol. 8(1). P. 1121–1126.
Tolboll M. Philosophical counseling as an alternative to psychotherapy. 2014. URL: http://ia801400.us.archive.org/30/items/Counseling_201401/Counseling.pdf (accessed: 15.09.2018).
References
Amir, L. (2004). Three Questionable Assumptions of Philosophical Counseling. International Journal of Philosophical Practice. Vol. 2(1), pp. 9– 18. Available at: http://new.npcassoc.org/docs/ijpp/ lydiaamir.pdf (accessed 15.09.2018).
Astaf’eva, O.N. (2012). Postneklassicheskie praktiki kak predmetnaya oblast mezhdisciplinarnogo proekta [Post-non-classical practices as a subject area of an interdisciplinary project]. Postneklassicheskie praktiki: opyt kontseptualizatsii: kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. V.I. Arshinova, O.N. Astaf’evoy [Post-non-classical practices: the experience of conceptualizatio: a collective monograph, ed. by V.I. Arshinov, O.N. Astafyeva]. St. Petersburg: Mіr Publ., pp. 500–506.
Bogataja, L. (2015). Transdistsiplinarnost: postneklassicheskiy rakurs retseptsii [Transdisciplinarity: Post-non-Classical Point of View]. Fіlosofіya osvіti [Philosophy of Education]. No. 1, pp. 168–182.
Bozhkov, O.B. (2014). Povsednevnost i praktiki: k utochneniyu ponyatiy [Daily life and practices: to clarify concepts]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. No. 4, pp. 133–154.
Borisov, E., Inishev, I. and Furs, V. (2008). Prakticheskiy povorot v postmetafizicheskoy filosofii [Practical turn in post-metaphysical philosophy]. Vol. 1. Vil’nyus: EHU Publ., 212 p.
Chase, M. (2007). Observations on Pierre Hadot’s conception of Philosophy as a Way of Life. Practical Philosophy. The British Journal of Philosophical Practice. Vol. 8, pp. 5–17.
D’yakov, A.A. (2011). Teoriya praktik: sotsialno-filosofskiy potentsial kontseptsii [The theory of practices: the socio-philosophical potential of the concept]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. No. 1, pp. 8–12.
Faritov, V.T. (2016). Transgressiya i transtsendentsiya kak ontologicheskie perspektivy diskursa: dis. … d-ra filos. nauk [Transgression and Transcendence as Ontological Perspectives of Discourse: dissertation]. Ulyanovsk, 318 p.
Gadzhikurbanova, P.A. (2009). «Dukhovnye uprazhneniya» i «Zabota o sebe» (stoicheskaya etika v interpretatsii P. Ado i M. Fuko) [«Spiritual Exercises» and «Taking Care of Yourself» (Stoic ethics as interpreted by P. Ado and M. Foucault)]. Eticheskaya mysl [Ethical Thought]. No. 9, pp. 27–42.
Grebenschikova, E.G. (2012). Transformatsii praktik «zaboty o sebe» v sotsiokulturnom kontekste [Transformations of the practice of «taking care of oneself» in a sociocultural context]. Postneklassicheskie praktiki: opyt kontseptualizatsii: kollektivnaya monografiya / Pod obshch. red. V.I. Arshinova, O.N. Astaf’evoy [Post-non-classical practices: the experience of conceptualizatio: a collective monograph, ed. by V.I. Arshinov, O.N. Astafyeva]. St. Petersburg: Mіr Publ., pp. 354–363.
Gutner, G.B. (2005). Kommunikativnoe soobschestvo i sub`ekt kommunikativnogo deystviya [Communicative community and the subject of communicative action]. Filosofiya nauki. Vyp. 11: Etos nauki na rubezhe vekov. [Philosophy of Science. Iss. 11: The ethos of science at the turn of the century]. Moscow: Institute of philosophy RAS Publ., pp. 82–108.
Khlebnikova, O.V. (2017). Potreblenie kak geshtalt [Consumption as a gestalt]. Filosofiya i kultura [Philosophy and Culture]. No. 9, pp. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046.
Koan, N. (2014). Filosofiya praktiki segodnya [Practice philosophy today]. Skepsis [Scepsis]. Available at: https://scepsis.net/library/id_3792.html (accessed 15.09.2018).
Lizeng. Zh. (2013). Distinguishing Philosophical Counseling from Psychotherapy. Philosophical Practice. Vol 8(1), pp. 1121–1126.
Makarevich, A.V. (2005). Mesto, gde svet [The place where is the light]. Moscow: Eksmo-Press Publ., 480 p.
Mikeshina, L.A. (2014). Eklektika i sinkretizm: k voprosu o sistemnosti nauchnogo znaniya [Eclecticism and syncretism: on the issue of the systemic character of scientific knowledge]. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science]. No. 1(39), pp. 60–78.
Petrov, A.V. (2005). Sotsialnye praktiki i vzaimodeystviya: kontseptualizatsiya ponyatiy [Social practices and interactions: conceptualization of concepts]. Obschestvo i pravo [Society and Law]. No. 4(10), pp. 38–50.
Stepin, V.S. (2012). Ot teoreticheskogo znaniya — k postneklassicheskim praktikam [From theoretical knowledge — to post-non-classical practices]. Postneklassicheskie praktiki: opyt kontseptualizatsii: kollektivnaya monografiya / Pod obshch. red. V.I. Arshinova, O.N. Astaf’evoy [Post-non-classical practices: the experience of conceptualizatio: a collective monograph, ed. by V.I. Arshinov, O.N. Astafyeva]. St. Petersburg: Mіr Publ., pp. 8–12.
Tolboll, M. (2014). Philosophical counseling as an alternative to psychotherapy. Available at: https://ia801400.us.archive.org/30/items/Counseling_ 201401/Counseling.pdf (accessed 15.09.2018).
Volik, O.Yu. (2012). Vozmozhnye cherty postneklassichnosti v psikhologicheskikh praktikakh [Possible features of post-non-classical in psychological practices]. Postneklassicheskie praktiki: opyt kontseptualizatsii: kollektivnaya monografiya / Pod obshch. red. V.I. Arshinova, O.N. Astaf’evoy [Postnon-classical practices: the experience of conceptualizatio: a collective monograph, ed. by V.I. Arshinov, O.N. Astafyeva]. St. Petersburg: Mіr Publ., pp. 383–392.
Volkov, V.V. and Harhordin, O.V. (2008). Teoriya praktik [The theory of practices]. St. Petersburg: European University in St. Petersburg Publ., 298 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.