Преодолевая стигму? Ресоциализация «трудных» подростков и городская среда
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-146-157Ключевые слова:
специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, подростки, трудная жизненная ситуация, анализ категоризаций, ресоциализация, стигмаАннотация
В статье рассматриваются проблемы ресоциализации подростков в трудной жизненной ситуации, которые обучаются в специальном учебно-воспитательном учреждении открытого типа. Для сбора эмпирического материала использовался метод полуструктурированного интервью с элементами биографического. Эмпирическую базу составляют 7 интервью с подростками и 3 с педагогами специального учебного заведения для «трудных» подростков с 13 до 18 лет. В качестве основного подхода используется биографический анализ с применением метода категоризаций — сквозь призму отдельных речевых кодов, категорий и смыслов, помещенных в особое социокультурное измерение (тесный контакт городской среды и среды специального учреждения). Рассматривается процесс коммуникации депривированного подростка с социумом. Опыт подростков индивидуализирован и представлен в форме жизненной истории. Данная стратегия наилучшим образом дает представление о жизненном пути и трудностях, с которыми столкнулись молодые люди. Были сконструированы отдельные категории-характеристики окружающих объектов. Задача автора — проанализировать, как изменяются повседневные практики коммуникации подростков в период обучения в учреждении и каким образом подростки включаются в социум. В статье на нескольких примерах проиллюстрировано, как протекает процесс ресоциализации «трудных» подростков в условиях города и специального учреждения, какие существуют основные барьеры и каково влияние стигмы.Библиографические ссылки
Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 54–63.
Астоянц М.С. Социокультурная детерминация личностных характеристик несовершеннолетних в условиях депривации: автореф. … канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2003. 24 с.
Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 67–112.
Доценко Т.И., Ерофеева Е.В., Ерофеева Т.И. Пермская школа социолингвистики: теоретические и методологические основания // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 2(8). С. 144–155.
Желнина А.А. «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011. № 2. C. 48–69.
Желнина А.А. Творчество «для своих»: социальное исключение и креативные пространства Санкт-Петербурга // Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения: сб. науч. ст. студентов и преподавателей НИУ ВШЭ. СПб.: Левша, 2012. С. 42–57.
Омельченко Е.Л., Сабирова Г.А. К вопросу о молодежных культурах в современной России // XVIIАпрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. М.: НИУВШЭ, 2017. Кн. 4. С. 183–191.
Cullen F.T. Make Rehabilitation Corrections’ Guding Paradigm // Criminology & Public Policy. 2007. Vol. 6, iss. 4. P. 717–727. DOI: 10.1111/j.1745-9133.2007.00469.x.
Florida R. Cities and the Creative Class. N.Y.: Routledge, 2005. 198 p.
Florida R.The Rise of the Creative Class: And How it’s transforming work, leisure, community and everyday life. N.Y.: Perseus Book Group, 2002. 464 p.
Gaydarov K. Students Deviant Behavior as a Psychological Problem of Inclusive Education // HASSACC-Human And Social Sciences at the Common Conference. 2013. Vol. 1, iss. 1. P. 119–124.
Koehler J.A. et al. A systematic review and meta-analysis on the effects of young offender treatment programs in Europe // Journal of Experimental Criminology. 2013. Vol. 9, iss. 1. P. 19–43.
Maruna S. Making good: How ex-convicts reform and rebuild their lives. Washington DC: American Psychological Association Books, 2001. 211 p.
Spiegel J.B. Social Circus: The Cultural Politics of Embodying «Social Transformation» // The Drama Review. 2016. Vol. 60, iss. 4. P. 50–67.
Spiegel J.B. Social circus as an art for social change: promoting social inclusion, social engagement and cultural democracy // Studying Social Circus: Openings & Perspectives. Tampere, 2014. P. 70–75.
Vaandering D. The significance of critical theory for restorative justice in education // The Review of Education, Pedagogy, and Cultural Studies. 2010. Vol. 32, iss. 2. P. 145–176.
References
Astoyanc M.S. (2006). Deti-siroty: analiz zhiznennyh praktik v usloviyakh internatnogo uchrezhdiniya. Opyt vkluchonnogo nabludeniya [Orphans: An Analysis of Life Practices in a Residential Institution. Experience of Participant Observation]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 3, pp. 54–53. (In Russian).
Astoyanc M.S. ( 2003). Sotsiokul’turnaya determinatsiya lichnostnykh kharakteristik nesovershennoletnikh v usloviyakh deprivatsii: avtoref. dis. … kand. sotsiol. nauk [Sociocultural determination of personal characteristics of minors in conditions of deprivation: abstract of Ph.D. dissertation]. Rostov on Don, 24 p. (In Rusian).
Cullen F.T. (2007). Make Rehabilitation Corrections’ Guding Paradigm. Criminology & Public Policy. Vol. 6, iss. 4, pp. 717–727. DOI: 10.1111/j.1745- 9133.2007.00469.x. (In English). Dotsenko T.I., Erofeeva E.V.,
Erofeeva T.I. (2010). Permskaya shkola sotsiolingvistitki: teoreticheskie i metodologicheskie osnovaniya [Perm School of Sociolinguistics: theoretical and methodological grounds]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology]. Iss. 2(8), pp. 144–155. (In Russian).
Florida R. (2005). Cities and the Creative Class. New York, Routledge, 198 p. (In English). Florida R. (2002).The Rise of the Creative Class: And How it’s transforming work, leisure, community and everyday life. New York, Perseus Book Group, 464 p. (In English).
Gaydarov K. (2013). Students Deviant Behavior as a Psychological Problem of Inclusive Education. HASSACC-Human And Social Sciences at the Common Conference. Vol. 1, iss. 1, pp. 119–124. (In English).
Koehler J.A. et al. (2013). A systematic review and meta-analysis on the effects of young offender treatment programs in Europe. Journal of Experimental Criminology. Vol. 9, iss. 1, pp. 19–43. (In English).
Maruna S. (2001). Making good: How ex-convicts reform and rebuild their lives. Washington DC, American Psychological Association Books, 211 p. (In English).
Omelchenco E.L., Sabirova G.A. (2017). K voprosu o molodezhnikh kulturah v sovremennoy Rossii [To the Issue of Youth Cultures in Modern Russia]. XVII aprelskaya mezhdunarodnaya konferencia po problemam razvitiya economiki i obshchestva [XVII April International Conference on the Development of Economy and Society]. Moscow, HSE Publ., book 4, pp. 183–191. (In Russian).
Spiegel J.B. (2016). Social Circus: The Cultural Politics of Embodying «Social Transformation». The Drama Review. Vol. 60, iss. 4, pp. 50–67. (In English).
Spiegel J.B. 2014.Social circus as an art for social change: promoting social inclusion, social engagement and cultural democracy. Studying Social Circus: Openings & Perspectives. Tampere, pp. 70–75. (In English).
Vaandering D. (2010). The significance of critical theory for restorative justice in education. The Review of Education, Pedagogy, and Cultural Studies. Vol. 32, iss. 2, pp. 145–176. (In English).
Wittgenstein L. (1991). O dostovernosti [About Reliability]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. No. 2, pp. 67–112. (In Russian).
Zhelnina A.A. (2011). «Zdes’ kak muzey»: torgovyy tsentr kak obshchestvennoye prostranstvo [«Here as a museum»: a shopping center as a public space]. Laboratorium. Zhurnal sotsial’nykh issledovaniy [Laboratorium. Journal of Social Research]. No. 2, pp. 48–69. (In Rusian).
Zhelnina A.A. (2012). Tvorchestvo «dlya svoikh»: sotsial’noye isklyucheniye i kreativnyye prostranstva Sankt-Peterburga [Creativity «for their own»: social exclusion and creative spaces of St. Petersburg]. Kreativnyye industrii v gorode: vyzovy, proyekty i resheniya [Creative industries in the city: challenges, projects and solutions]. St. Petersburg, Levsha Publ., pp. 42–57. (In Rusian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.