Роль гуманистических ценностей в самоидентификации субъектов инновационного развития общества

Философия

Авторы

  • Анастасия Олеговна Лёвкина Тюменский государственный университет, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6
  • Вадим Евгеньевич Лёвкин Тюменский государственный университет, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-16-25

Ключевые слова:

гуманистические ценности, самоидентификация субъекта, инновационное развитие общества, критическое мышление, изобретатель, инвестор, современность

Аннотация

В статье рассматривается проблема самоидентификации субъекта, её прямая связь с возможностями инновационного развития общества и основных субъектов инновационного развития общества (изобретателя, инвестора и самого общества) в современном культурном контексте. Под самоидентификацией в работе понимается процесс самоопределения субъекта деятельности (человека, группы, общества), в ходе которого субъект активизирует свое волевое Я, осознаёт себя субъектом творческой активности со свободной волей, отвечает на вопросы «кто Я?», «какова территория (каково пространство) моей ответственности?», «что имеет значение?», «зачем Я существую?», «в чем смысл моих действий?», «как я позиционирую себя относительно других людей?». Показано, что результат самоидентификации (конкретная самоидентичность) играет принципиальную роль в инновационном развитии общества (отличаемого в статье от инновационного развития отдельных общностей, например групп влияния). С позиций гуманистического подхода неадекватная самоидентификация — это отождествление субъекта с тем, чем он не является, а именно со спонтанно возникающими желаниями, с отдельной группой или территорией, с навязанным представлением о себе, с ролью объекта управления и даже «человеческого капитала». Гуманистические ценности рассматриваются как необходимое условие обеспечения адекватной самоидентификации, приводящей к сотрудничеству всех субъектов, составляющих общество. Предложен ряд смысловых установок, позволяющих активизировать процесс становления более корректной (соответствующей реальным условиям) самоидентификации современного человека. Данные установки предложены в форме «я-высказываний», что позволяет применять их как в самостоятельном самоопределении личности, так и при групповых формах работы, при создании технологий массового стимулирования процессов пробуждения личностной зрелости.

Биографии авторов

Анастасия Олеговна Лёвкина , Тюменский государственный университет, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6

кандидат экономических наук, доцент,доцент кафедры математических методов,информационных технологий и систем управления в экономике

Вадим Евгеньевич Лёвкин , Тюменский государственный университет, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6

кандидат философских наук, доцент,доцент кафедры общей и социальной психологии

Библиографические ссылки

Агамбен Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение.М.: Европа, 2011. 148 с.

Базарный В.Ф. Школа или конвейер биороботов.М.: Концептуал, 2015. 43 с.

Бахтияров О.Г. Активное сознание.Архангельск: Постум, 2010. 274 с.

Бодрийяр Ж. Общество потребления.М.: Республика, 2006. 272 с.

Вылегжанина А.О. Ценности гуманизма как основа современного социального заказа на новый вид социальной идентичности // Культура и цивилизация. 2015. № 6. С. 205–219.

Греф О.Г. Выход из управленческого тупика: мудрость толпы или авторитарный гений? / Международный экономический форум 2012. 2012. Цит. фрагмент: 22:31–22:48. URL: https://youtu.be/RABgXkL3GqE(дата обращения: 14.08.2017).

Жиру А. Зомби-политика и культура в эпоху казино-капитализма.М.: Гуманитарный центр, 2015. 284 с.

Ильин А.А. Квалифицированный потребитель — цель системы образования? //Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2014. № 4(6). С. 49–57.

Катасонов В.Ю. От рабства к рабству.М.: Кислород, 2014. 448 с.

Лёвкин В.Е. Современная социальная система как контекст психологического заказа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 6. С. 114–138.

Павлов А.В. Автор и человек: индивидуальность как предмет гуманитарного исследования // Социум и власть. 2014. № 1(45). С. 106–115.

Павлов А.В. Философия современности и межвременья.Тюмень: ИД «Титул», 2017. 280 с.

Толстой Л.Н. Рабство нашего времени // Полн. соб. соч. Т. 34: Произведения 1900–1903 гг.М.: Рос. гос. библиотека, 2006. С. 144–199.

Фуко М. Дискурсиистина// Логос.2008. № 2(65). С. 159–262.

Stiglitz J.E. The Great Divide: Unequal Societies and What We Can Do About Them. N.Y.: W.W. Norton & Company, 2016. 464 p.

Vitali S., Glattfelder J.B., Battiston S.The network of global corporate control // PLoS ONE. 2011. № 10(6). URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0025995(accessed: 14.08.2017). DOI: 10.1371/journal.pone.0025995.

Agamben Jh. (2011). Homo sacer. Chrezvychaynoe polozhenie [Homo sacer. State of emergency]. Moscow, Evropa Publ., 148 p. (In Russian).

Bahtijarov O.G. (2010). Aktivnoe soznanie [Active conciousness]. Arhangelsk, Postum Publ., 274 p. (In Russian).

Baudrillard J. (2006). Obshchestvo potrebleniya [The consumer society]. Moscow, Respublika Publ., 272 p. (In Russian).

Bazarnyj V.F. (2015). Shkola ili konveyer biorobotov [School or conveier of biorobots]. Moscow, Konceptual Publ., 43 p. (In Russian).

Foucault M. (2008). Diskurs i istina [Discourse and truth]. Logos. No. 2(65), pp. 159–262. (In Russian).

Gref O.G. (2012). Vyhod iz upravlencheskogo tupika: mudrost’ tolpy ili avtoritarnyy geniy? [Exit from the management deadlock]. Mezhdunarodnyy ekonomicheskij forum 2012 [International economic forum 2012]. Quot. fragment: 22:31–22:48. Available at: https://youtu.be/RABgXkL3GqE (accessed 14.08.2017). (In Russian).

Il’in A.A. (2014). Kvalificirovannyy potrebitel’ — tsel’ sistemy obrazovaniya? [Qualified consumer-the purpose of the education system?]. Filosofiya i gumanitarnyie nauki v informatsionnom obshchestve [Philosophy and Humanities in Information Society]. No. 4(6), pp. 49–57. (In Russian).

Katasonov V.Ju. (2014). Ot rabstva k rabstvu [From slavery to slavery]. Moskva, Kislorod Publ., 448 p. (In Russian).

Lyovkin V.E. (2015). Sovremennaya social’naya sistema kak kontekst psikhologicheskogo zakaza [Modern social system as a context of psychological order]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about world and human]. No. 6, pp. 114–138. (In Russian).

Pavlov A.V. (2017). Filosofiya sovremennosti i mezhvremen’ya [Philosophy of modernity and intertemporality]. Tyumen, Titul Publ., 280 p. (In Russian).

Pavlov A.V. (2014). Avtor i chelovek: individual’nost’ kak predmet gumanitarnogo issledovaniya [Author and human: individuality as a subject of humanitarian research]. Socium i vlast’ [Socium and power]. No. 1(45), pp. 106–115. (In Russian).

Stiglitz J.E. (2016). The Great Divide: Unequal Societies and What We Can Do About Them. NewYork, W.W. Norton & Company, 464 p. (In English).

Tolstoy L.N. (2006). Rabstvo nashego vremeni [Slavery of our times]. Polnoe sobranie sochochineniy T. 34: Proizvedeniya 1900–1903 gg. [Full collection of works. Vol. 34: Works 1900–1903]. Moscow, Rossijskaja gosudarstvennaja biblioteka Publ., pp. 144– 199. (In Russian).

Vitali S., Glattfelder J.B., Battiston S. (2011). The network of global corporate control. PLoS ONE. No. 10(6). Available at: http://journals.plos.org/ plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0025995 (accessed 14.08.2017). DOI: 10.1371/journal.pone.0025995. (In English).

Vylegzhanina A.O. (2015). Cennosti gumanizma kak osnova sovremennogo social’nogo zakaza na novyy vid social’noy identichnosti [Humane values as a base of modern social order for new type of civilization identity]. Kul’tura i civilizatsiya [Culture and civilization]. No. 6, pp. 205–219. (In Russian).

Zhiru A. (2015). Zombi-politika i kul’tura v epokhu kazino-kapitalizma [Zombi politics and culture in era of cazino-capitalism]. Moscow, Humanitarian center Publ., 284 p. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

30-03-2018

Выпуск

Раздел

Статьи