Роль гуманистических ценностей в самоидентификации субъектов инновационного развития общества
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-16-25Ключевые слова:
гуманистические ценности, самоидентификация субъекта, инновационное развитие общества, критическое мышление, изобретатель, инвестор, современностьАннотация
В статье рассматривается проблема самоидентификации субъекта, её прямая связь с возможностями инновационного развития общества и основных субъектов инновационного развития общества (изобретателя, инвестора и самого общества) в современном культурном контексте. Под самоидентификацией в работе понимается процесс самоопределения субъекта деятельности (человека, группы, общества), в ходе которого субъект активизирует свое волевое Я, осознаёт себя субъектом творческой активности со свободной волей, отвечает на вопросы «кто Я?», «какова территория (каково пространство) моей ответственности?», «что имеет значение?», «зачем Я существую?», «в чем смысл моих действий?», «как я позиционирую себя относительно других людей?». Показано, что результат самоидентификации (конкретная самоидентичность) играет принципиальную роль в инновационном развитии общества (отличаемого в статье от инновационного развития отдельных общностей, например групп влияния). С позиций гуманистического подхода неадекватная самоидентификация — это отождествление субъекта с тем, чем он не является, а именно со спонтанно возникающими желаниями, с отдельной группой или территорией, с навязанным представлением о себе, с ролью объекта управления и даже «человеческого капитала». Гуманистические ценности рассматриваются как необходимое условие обеспечения адекватной самоидентификации, приводящей к сотрудничеству всех субъектов, составляющих общество. Предложен ряд смысловых установок, позволяющих активизировать процесс становления более корректной (соответствующей реальным условиям) самоидентификации современного человека. Данные установки предложены в форме «я-высказываний», что позволяет применять их как в самостоятельном самоопределении личности, так и при групповых формах работы, при создании технологий массового стимулирования процессов пробуждения личностной зрелости.Библиографические ссылки
Агамбен Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение.М.: Европа, 2011. 148 с.
Базарный В.Ф. Школа или конвейер биороботов.М.: Концептуал, 2015. 43 с.
Бахтияров О.Г. Активное сознание.Архангельск: Постум, 2010. 274 с.
Бодрийяр Ж. Общество потребления.М.: Республика, 2006. 272 с.
Вылегжанина А.О. Ценности гуманизма как основа современного социального заказа на новый вид социальной идентичности // Культура и цивилизация. 2015. № 6. С. 205–219.
Греф О.Г. Выход из управленческого тупика: мудрость толпы или авторитарный гений? / Международный экономический форум 2012. 2012. Цит. фрагмент: 22:31–22:48. URL: https://youtu.be/RABgXkL3GqE(дата обращения: 14.08.2017).
Жиру А. Зомби-политика и культура в эпоху казино-капитализма.М.: Гуманитарный центр, 2015. 284 с.
Ильин А.А. Квалифицированный потребитель — цель системы образования? //Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2014. № 4(6). С. 49–57.
Катасонов В.Ю. От рабства к рабству.М.: Кислород, 2014. 448 с.
Лёвкин В.Е. Современная социальная система как контекст психологического заказа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 6. С. 114–138.
Павлов А.В. Автор и человек: индивидуальность как предмет гуманитарного исследования // Социум и власть. 2014. № 1(45). С. 106–115.
Павлов А.В. Философия современности и межвременья.Тюмень: ИД «Титул», 2017. 280 с.
Толстой Л.Н. Рабство нашего времени // Полн. соб. соч. Т. 34: Произведения 1900–1903 гг.М.: Рос. гос. библиотека, 2006. С. 144–199.
Фуко М. Дискурсиистина// Логос.2008. № 2(65). С. 159–262.
Stiglitz J.E. The Great Divide: Unequal Societies and What We Can Do About Them. N.Y.: W.W. Norton & Company, 2016. 464 p.
Vitali S., Glattfelder J.B., Battiston S.The network of global corporate control // PLoS ONE. 2011. № 10(6). URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0025995(accessed: 14.08.2017). DOI: 10.1371/journal.pone.0025995.
Agamben Jh. (2011). Homo sacer. Chrezvychaynoe polozhenie [Homo sacer. State of emergency]. Moscow, Evropa Publ., 148 p. (In Russian).
Bahtijarov O.G. (2010). Aktivnoe soznanie [Active conciousness]. Arhangelsk, Postum Publ., 274 p. (In Russian).
Baudrillard J. (2006). Obshchestvo potrebleniya [The consumer society]. Moscow, Respublika Publ., 272 p. (In Russian).
Bazarnyj V.F. (2015). Shkola ili konveyer biorobotov [School or conveier of biorobots]. Moscow, Konceptual Publ., 43 p. (In Russian).
Foucault M. (2008). Diskurs i istina [Discourse and truth]. Logos. No. 2(65), pp. 159–262. (In Russian).
Gref O.G. (2012). Vyhod iz upravlencheskogo tupika: mudrost’ tolpy ili avtoritarnyy geniy? [Exit from the management deadlock]. Mezhdunarodnyy ekonomicheskij forum 2012 [International economic forum 2012]. Quot. fragment: 22:31–22:48. Available at: https://youtu.be/RABgXkL3GqE (accessed 14.08.2017). (In Russian).
Il’in A.A. (2014). Kvalificirovannyy potrebitel’ — tsel’ sistemy obrazovaniya? [Qualified consumer-the purpose of the education system?]. Filosofiya i gumanitarnyie nauki v informatsionnom obshchestve [Philosophy and Humanities in Information Society]. No. 4(6), pp. 49–57. (In Russian).
Katasonov V.Ju. (2014). Ot rabstva k rabstvu [From slavery to slavery]. Moskva, Kislorod Publ., 448 p. (In Russian).
Lyovkin V.E. (2015). Sovremennaya social’naya sistema kak kontekst psikhologicheskogo zakaza [Modern social system as a context of psychological order]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about world and human]. No. 6, pp. 114–138. (In Russian).
Pavlov A.V. (2017). Filosofiya sovremennosti i mezhvremen’ya [Philosophy of modernity and intertemporality]. Tyumen, Titul Publ., 280 p. (In Russian).
Pavlov A.V. (2014). Avtor i chelovek: individual’nost’ kak predmet gumanitarnogo issledovaniya [Author and human: individuality as a subject of humanitarian research]. Socium i vlast’ [Socium and power]. No. 1(45), pp. 106–115. (In Russian).
Stiglitz J.E. (2016). The Great Divide: Unequal Societies and What We Can Do About Them. NewYork, W.W. Norton & Company, 464 p. (In English).
Tolstoy L.N. (2006). Rabstvo nashego vremeni [Slavery of our times]. Polnoe sobranie sochochineniy T. 34: Proizvedeniya 1900–1903 gg. [Full collection of works. Vol. 34: Works 1900–1903]. Moscow, Rossijskaja gosudarstvennaja biblioteka Publ., pp. 144– 199. (In Russian).
Vitali S., Glattfelder J.B., Battiston S. (2011). The network of global corporate control. PLoS ONE. No. 10(6). Available at: http://journals.plos.org/ plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0025995 (accessed 14.08.2017). DOI: 10.1371/journal.pone.0025995. (In English).
Vylegzhanina A.O. (2015). Cennosti gumanizma kak osnova sovremennogo social’nogo zakaza na novyy vid social’noy identichnosti [Humane values as a base of modern social order for new type of civilization identity]. Kul’tura i civilizatsiya [Culture and civilization]. No. 6, pp. 205–219. (In Russian).
Zhiru A. (2015). Zombi-politika i kul’tura v epokhu kazino-kapitalizma [Zombi politics and culture in era of cazino-capitalism]. Moscow, Humanitarian center Publ., 284 p. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.