Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности

Психология

Авторы

  • Светлана Александровна Васюра Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1
  • Мариам Самвеловна Бегоян Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-551-560

Ключевые слова:

перфекционизм, перфекционистская самопрезентация,, коммуникативная активность, общение, личность, студент, дизайнер

Аннотация

В статье анализируется современное состояние проблемы перфекционизма и перфекционистской самопрезентации в психологической науке. Отмечается, что перфекционизм проявляется во многих видах и формах активности человека, в том числе коммуникативной активности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности. Выборку исследования составили студенты – будущие дизайнеры и дизайнеры-специалисты. Применялись методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» (ШПС) П. Хьюитта (в адаптации А.А. Золотаревой) и «Тест суждений» А.И. Крупнова, для обработки данных использовались методы описательной статистики, критерий U Манна–Уитни, коэффициент корреляции Спирмена. Результаты были обработаны с использованием пакета статистических программ SPSS 17.0 for Windows. Были выявлены общие и уникальные взаимосвязи показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности в выборках студентов и дизайнеров. Общим механизмом демонстрации совершенства и поведенческого непроявления несовершенства является когнитивный компонент коммуникативной активности — осведомленность, а поведенческое непроявление несовершенства сопряжено с продуктивным компонентом коммуникативной активности — субъектностью, т.е. ориентацией в общении на свой внутренний мир и мир партнера. В отличие от дизайнеров у студентов наблюдаются не связанные с перфекционистской самопрезентацией эмоциональные и регулятивные компоненты коммуникативной активности. У студентов – будущих дизайнеров с коммуникативной активностью имеет многочисленные связи поведенческое непроявление несовершенства, а у дизайнеров — демонстрация совершенства. У студентов способы перфекционистской самопрезентации оказываются своеобразной защитой от свободного, непосредственного общения, у дизайнеров перфекционизм сопряжен со стилем коммуникативной активности, который характеризуется разнонаправленностью мотивационных тенденций, осуществляется посредством ориентации как на предметную сферу общения — проблемы, нерешенные профессиональные вопросы, так и на субъектную сферу — внутренний мир субъектов. Результаты исследования могут быть использованы специалистами психологических служб вузов при индивидуальном психологическом консультировании. Полученные данные могут быть интересны кураторам студенческих групп, преподавателям и могут быть востребованы специалистами артономической сферы (человек – художественный образ) при решении задач оптимизации межличностного взаимодействия.

Биографии авторов

Светлана Александровна Васюра, Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры общей психологии

Мариам Самвеловна Бегоян , Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

магистрант Института педагогики, психологиии социальных технологий

Библиографические ссылки

Варлашкина Е.А. Личностные предикторы удовлетворенности образом физического Я у женщин в период зрелости: автореф. дис. … канд. психол. наук. Омск, 2015. 24 с.

Васюра С.А. Исследование коммуникативной активности: итоги и перспективы // ХХХI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (06–08 октября 2016 г., Пермь) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2016. С. 90–93.

Васюра С.А. Психология коммуникативной активности. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2009. 296 с.

Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72–81.

Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 139 с.

Золотарева А.А. Меланхолия, тревога и творчество в жизни перфекциониста // Теоретическая и экспериментальная психологии. 2016. Т. 9, № 2. С. 69–75.

Золотарева А.А. Перфекционистская самопрезентация и особенности ее диагностики // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 1(25). C. 104–117. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070108

Ландрева К.С. Перфекционистская самопрезентация образа «Я» в общении // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (июнь 2012 г., Пермь). Пермь: Меркурий, 2012. С. 51–55.

Парамонова В.В. Высшие устремления личности: перфекционизм как патологический феномен // Развитие личности. 2009. № 1. С. 64–78.

Пикулева О.А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 21–37.

Тарханова П.М. Физический перфекционизм как фактор эмоциональной дезадаптации у современной молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. М, 2014. 25 с.

Филатова Е.А. Особенности идеального Я личности при перфекционизме // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11–2. С. 206–208.

Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию. М.: Академ. проект, 2008. 400 с.

Basak R. Perfectionist attitudes of artistically talented students in the classroom // Sosial and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 5010–5014. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.377

Terry-Short L.A. Owens R.G., Slade P.D., Dewey M.E. Positive and negative perfectionism // Personality and Individual Differences. 1995. Vol. 18, iss. 5. P. 663–668. https://doi.org/10.1016/0191-8869(94)00192-u

References

Basak, R. (2012). Perfectionist attitudes of artistically talented students in the classroom. Sosial and Behavioral Sciences. Vol. 46, pp. 5010–5014. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.377

Filatova, E.A. (2015). Osobennosti ideal’nogo YA lichnosti pri perfektsionizme [Peculiarities of idealself of the personality with perfectionism]. Gumanitarnyye, sotsial’no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki [Humanities, social-economic and social sciences]. No. 11–2, pp. 206–208.

Garanyan, N.G., Andrusenko, D.A. and Khlomov, I.D. (2009). Perfektsionizm kak faktor studencheskoy dezadaptatsii [Perfectionism as a factor of student disadaptation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. No. 1, pp. 72–81.

Horney, K. (2008). Nevroz i rost lichnosti. Bor’ba za samorealizatsiyu [Neurosis and human growth: the struggle towards self-realization]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 400 p.

Landreva, K.S. (2012). Perfektsionistskaya samoprezentatsiya obraza «Ya» v obschenii [Perfectionist self-presentation of the «I» image in communication]. Sovremennaya psikhologiya: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Modern psychology: proceed. of the International scientific conference]. Perm: Merkuriy Publ., pp. 51–55.

Paramonova, V.V. (2009). Vysshie ustremleniya lichnosti: perfektsionizm kak patologicheskiy fenomen [Problems of development and existence of personality]. Razvitie lichnosti [Development of Personality]. No. 1, pp. 64–78.

Pikuleva, O.A. (2013). Psikhologicheskaya mnogoznachnost’ ponyatiya «samoprezentatsiya lichnosti» [The concept of self-presentation: multiple meanings and modern approaches]. Sotsial’naya psikhologiya i obschestvo [Social Psychology and Society]. No. 2, pp. 21–37.

Tarkhanova, P.M. (2014). Fizicheskiy perfektsionizm kak faktor emotsional’noy dezadaptatsii u sovremennoy molodezhi: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Physical perfectionism as a factor of emotional maladjustment in modern youth: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 25 p.

Terry-Short, L.A., Owens, R.G., Slade, P.D. and Dewey, M.E. (1995). Positive and negative perfectionism. Personality and Individual Differences. Vol. 18(5), pp. 663–668. DOI: https://doi.org/ 10.1016/0191-8869(94)00192-u

Varshalkina, E.A. (2015). Lichnostnye prediktory udovletvorennosti obrazom fizicheskogo YA u zhenschin v period zrelosti: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Personal predictors of satisfaction with the image of the physical Self in women in adulthood: Abstract of Ph.D. dissertation].

Omsk, 24 p. Vasyura, S.A. (2009). Psikhologiya kommunikativnoy aktivnosti [Psychology of communicative activity]. Izhevsk: UdSU Publ., 296 p.

Vasyura, S.A. (2016). Issledovanie kommunikativnoy aktivnosti: itogi i perspektivy [Research of communicative activity: results and prospects]. ХХХI Merlinskie chteniya: Teoriya, metodologiya i praktika integral’nogo issledovaniya individual’nosti v sovremennom chelovekoznanii [31st Merlin readings: Theory, Methodology and Practice of Integral Study of Individuality in Modern Human Consciousness]. Perm: PSHPU Publ., pp. 90–93.

Zolotareva, A.A. (2012). Diagnostika individual’nykh razlichiy perfektsionizma lichnosti: dis. … kand. psikhol. nauk [Diagnosis of individual differences in personality perfectionism: dissertation]. Moscow, 139 p.

Zolotareva, A.A. (2016). Melankholiya, trevoga i tvorchestvo v zhizni perfektsionista [Melancholy, anxiety and art in the life of a perfectionist]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologii [Theoretical and Experimental Psychology]. Vol. 9, no. 2, pp. 69–75.

Zolotareva, A.A. (2018). Perfektsionistskaya samoprezentatsiya i osobennosti ee diagnostiki [Perfectionistic self-presentation and its diagnostic features]. Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education]. Vol. 7, no. 1(25), pp. 104–117. DOI: https://doi.org/10.17759/ cpse.2018070108

Загрузки

Опубликован

30-12-2019

Выпуск

Раздел

Статьи