Римские социальные «общности» в эпиграммах Марциала (аксиология социально дифференцированного целого)
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-365-374Ключевые слова:
общности, дифференциация, социальные идентичности, единичное и общее, культура повседневности, смысловые структуры, образы жизниАннотация
Предметом исследования являются дифференцированные социальные общности, характерные для римского общества позднего времени (эпохи империи), формировавшие смысловые содержания конструктов культуры повседневности; в качестве одного из типичных «артефактов» рассматриваются книжные тексты (эпиграммы Марциала — одного из «школьных» классиков) в коммуникативном контексте, отразившие в своем художественном содержании «малые» события общественной и семейной жизни Рима. Тема и цель исследования — увидеть и понять трансформацию традиционных социальных сообществ (сословного, семейного, политического, профессионального, этнического типов), обусловленных исторической общественной практикой, римской идеологией, ментальными концептами и стереотипами социального поведения. Методология исследования определена взаимосвязями эпистемологических полей смежных дисциплин, в рамках которых в разных аспектах представлены изучаемые феномены. Работа выполнена на стыке философии, социологии (в том числе социологии культуры) и текстологии; особое значение приобретает аксиология исследуемой проблемы. Наглядность результатов исследования определена обращением к литературным источникам, позволяющим проследить статику и динамику повседневной культуры античности, отражающим глубокие изменения, произошедшие как в формационных структурах великого Рима, так и в социокультурном пространстве римской античности. Область применения результатов не ограничивается только лишь гуманитарным знанием: возможные последующие наблюдения предполагают расширение круга источников (вплоть до материальных, например, археологических, статистических) и специализацию в одном из обозначенных статьей направлений. В выводах акцентируется внимание на перспективности аксиологического (в соединении с философией культуры и социальной психологией) подхода к изучаемым социальным и культурным феноменам.Библиографические ссылки
Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
Бурдье П. Социология социального пространства: пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 1: Социология. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. 445 с.
Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 2: Общности. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 432 с.
Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии: пер. с нем. М.; СПб.: Университетская книга: Центр гуманит. инициатив, 2015. 416 с.
Зомбарт В. Социология: пер. с нем. М.: Едиториал УРСС, 2003. 138 с.
Котова А.В. Источники и рецепция Catull. 3 как средства определения интонации текста // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 1(170). С. 41–45. DOI: https://doi.org/10.15393/uchz.art.2018.7
Левек П. Эллинистический мир: пер. с фр. М.: Наука, 1989. 252 с.
Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. М.: Худ. лит., 1968. 488 с.
Мельцер Р.И., Недбайлик С.Р. Эпиграммы как малый литературный жанр: обзор античных традиций // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 1(41). С. 145–150.
Моммзен Т. История Рима: пер. с нем. СПб.: Наука: Ювента, 1997. Т. 1. 732 с.
Плиний Младший. Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1982. 408 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 3 т. Т. 3. М.: Наука, 1964. 546 с.
Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов / отв. ред. В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. М.: Прогресс–Традиция, 2000. 536 с.
Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве: сб. ст. / отв. ред. В.А. Копцик. М.: Прогресс–Традиция, 2002. 496 с.
Синергетическая парадигма. Социальная синергетика: сб. ст. / отв. ред. В.В. Василькова. М.: Прогресс–Традиция, 2009. 688 с.
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.
Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с нем. М.: АСТ, 2018. 320 с.
Шелер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. 490 с.
Шлегель Ф.В.К. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Философия истории. М.: Quadrivium, 2015. 816 с.
Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006. 457 с.
Штирнер М. Единственный и его собственность: пер. с нем. М.: Рипол-Классик, 2017. 464 с.
Bennett A. Culture and everyday life. Brisbane, AU: SAGE Publications, 2005. 216 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446219256
Fitzgerald W. Martial: the world of the epigram. Chicago, IL; L., UK: University of Chicago press, 2007. 258 p. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/9780226252568.001.0001
Griswold W. Cultures and societies in a changing world. Lincoln, NE: SAGE Publications, 2013. 228 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781452240534
Holzberg N. Martial und das antike Epigramm. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2002. 168 S.
Inglis D. Culture and everyday life. Abingdon, UK: Routledge Publ., 2005. 176 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203005200
Martialis M.V. Epigrammata. Ducenti epigrammata obscena selecta. Toronto, CA: Aeterna Publ., 2012. 192 p.
Sullivan J.P. Martial: The Unexpected Classic. L., UK: Cambridge University Press, 2005. 420 p.
References
Aristotle (1983). Sochineniya [Works]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 4, 830 p.
Arshinov, V.I., Budanov, V.G., Voytsekhovich, V.E. (ed.) (2000). Sinergeticheskaya paradigma. Mnogoobrazie poiskov i podkhodov [Synergistic paradigm. A variety of searches and approaches]. Moscow: Progress–Traditsiya Publ., 536 p.
Bennett, A. (2005). Culture and everyday life. Brisbane: SAGE Publ., 216 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446219256
Bourdieu, P. (2007). Sotsiologiya sotsial’nogo prostranstva. Per. s fr. [Social space and symbolic space. Trans. from French]. Saint Petersburg: Aleteya Publ., 288 p.
Fitzgerald, W. (2007). Martial: the world of the epigram. Chicago, London: University of Chicago press Publ., 258 p. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/9780226252568.001.0001
Fromm, E. (2018). Imet’ ili byt’? Per. s nem. [To have or to be? Trans. from Germ.]. Moscow: AST Publ., 320 p.
Griswold, W. (2013). Cultures and societies in a changing world. Lincoln: SAGE Publ., 228 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781452240534
Holzberg, N. (2002). Martial und das antike Epigramm [Martial and the Ancient epigram]. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 168 p.
Inglis, D. (2005). Culture and everyday life. Abingdon: Routledge Publ., 176 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203005200
Koptsik, V.A. (ed.) (2002). Sinergeticheskaya paradigma. Nelineynoe myshlenie v nauke i iskusstve [Synergistic paradigm. Nonlinear thinking in science and art]. Moscow: Progress–Traditsiya Publ., 496 p.
Kotova, A.V. (2018). Istochniki i retseptsiya Catull. 3 kak sredstva opredeleniya intonatsii teksta [Sources and reception Catull. 3 as means of defining the text’s mood]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Petrozavodsk State University]. No. 1(170), pp. 41–45. DOI: https://doi.org/10.15393/uchz.art.2018.7
Leveque, P. (1989). Ellinisticheskiy mir. Per. s fr. [The Hellenistic world. Trans. from French]. Moscow: Nauka Publ., 252 p.
Martialis, M.V. (1968). Epigrammy [Epigrams]. Moscow: Hudozhestvennaya Literatura Publ., 488 p.
Martialis, M.V. (2012). Epigrammata. Ducenti epigrammata obscena selecta [Epigrams]. Toronto: Aeterna Publ., 192 p.
Meltzer, R.I. and Nedbailik, S.R. (2019). Epigrammy kak malyy literaturnyy zhanr: obzor antichnykh traditsiy [Epigrams as small literary genre: review of antique traditions]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University]. No. 1(41), pp. 145–150.
Mommzen, T. (1997). Istoriya Rima. Per. s nem. [History of Rome. Trans. from Germ.]. Saint Petersburg: Nauka Publ., vol. 1, 732 p.
Plinius (1982). Pis’ma Pliniya Mladshego. [Letters]. Moscow: Nauka Publ., 408 p.
Plutarchos (1964). Sravnitel’nye zhizneopisaniya: v 3 t. [Comparative biographies: in 3 vols]. Moscow: Nauka Publ., vol. 3, 546 p.
Scheler, M. (1994). Izbrannye proizvedeniya. Per. s nem. [Selected works. Trans. from Germ]. Moscow: Gnozis Publ., 490 p.
Shlegel, F.W.C. (2015). Sochineniya: v 2 t. T. 1: Filosofiya istorii [Works: in 2 vols. Vol. 1: Philosophy of history]. Moscow: Kvadrivium Publ., 816 p.
Shokhin, V.K. (2006). Filosofiya tsennostey i rannyaya aksiologicheskaya mysl’ [Philosophy of values and early axiological thought]. Moscow: RUDN Publ., 457 p.
Simmel, G. (2015). Izbrannoe. Problemy sotsiologii. Per. s nem. [Selected works. Problems of sociology. Trans. from Germ.]. Moscow, Saint Petersburg: Universitetskaya Kniga Publ., 416 p.
Sombart, W. (2003). Sotsiologiya. Per. s nem. [Sociology. Trans. from Germ.]. Moscow: Editorial URSS Publ., 138 p.
Sorokin, P.A. (2006). Sotsial’naya i kul’turnaya dinamika [Social and cultural dynamics]. Moscow: Astrel’ Publ., 1176 p.
Stirner, M. (2017). Edinstvennyy i ego sobstvennost’. Per. s nem. [The only one and his property. Trans. from Germ]. Moscow: Ripol-Klassik Publ., 464 p.
Sullivan, J.P. (2005). Martial: The unexpected classic. London: Cambridge University Publ., 420 p.
Vasil’kova, V.V. (ed.) (2009). Sinergeticheskaya paradigma. Sotsia’naya sinergetika [Synergistic paradigm. Social synergies]. Moscow: Progress–Traditsiya Publ., 688 p.
Weber, M. (2016). Hozyaystvo i obschestvo: ocherki ponimayuschey sotsiologii: v 4 t. T. 1: Sotsiologiya [Economics and society: Essays of understanding sociology: in 4 vols. Vol. 1: Sociology]. Moscow: HSU Publ., 445 p.
Weber, M. (2017). Hozyaystvo i obschestvo: ocherki ponimayuschey sotsiologii: v 4 t. T. 2: Obshchnosti [Economics and society: Essays of understanding sociology: in 4 vols. Vol. 2: Community]. Moscow: HSU Publ., 432 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.