Обзор исследований, посвященных изучению влияния технологий искусственного интеллекта на когнитивные способности детей дошкольного возраста
Свет и тени цифровой реальности. Образ инженера XXI век
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-3-417-428Ключевые слова:
искусственный интеллект, когнитивные способности, дети дошкольного возраста, голосовые виртуальные ассистенты, адаптивные игры, медиаконтентАннотация
Современные технологии на базе искусственного интеллекта (ИИ), включая голосовых виртуальных ассистентов, адаптивные икры с элементами ИИ, медиаконтент, созданный генеративными алгоритмами, а также рекомендательные алгоритмы на видео платформах, стали неотъемлемым компонентом среды, в которой растут и развиваются современные дети. Такие формы взаимодействия демонстрируют стимулирующее воздействие на нейропластичность мозга, способствуя активизации познавательных процессов. Вместе с тем при неконтролируемом и чрезмерном использовании ИИ-технологий возможны негативные изменения. В связи с этим изучение влияния различных форм ИИ на когнитивные способности у детей дошкольного возраста представляет научную актуальность. Исследование опирается на обзор 14 полнотекстовых статей за период 2020–2025 гг. Направление исследования включает 5 тем: влияние ИИ на когнитивное развитие дошкольников, непрямая связь с исполнительными функциями, влияние ИИ на речевое развитие, сравнение взаимодействия с ИИ и без него, а также оценка рисков использования ИИ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что голосовые виртуальные ассистенты демонстрируют положительное влияние на речевое развитие дошкольников при контроле сопровождения взрослым, но часто выдают ошибки при распознавании речи. Игровые технологии, основанные на ИИ, характеризуются двойственным воздействием: с одной стороны, они способствуют позитивным изменениям в когнитивном развитии детей, с другой стороны, также требуют целенаправленного участия взрослого, обеспечивающего интерпретацию, сопровождение и адаптацию игрового процесса. Медиаконтент, генерируемый алгоритмами ИИ, преимущественно ассоциируется с рядом потенциальных рисков, включая сенсорную перегрузку, снижение концентрации внимания и ухудшение мышления. В выводах акцентируется важность сбалансированного подхода, включающего контроль взрослых. Необходимы дальнейшие лонгитюдные исследования для оценки долгосрочного воздействия ИИ. Также подчеркивается важность разработки этико-правовых стандартов для защиты данных детей и обеспечения психологического благополучия. Результаты могут быть полезны для психологов, работающих с детьми дошкольного возраста и их родителями, клинических психологов и нейропсихологов, занимающихся диагностикой и коррекцией возможных нарушений когнитивного развития, связанных с цифровой средой.Библиографические ссылки
Алехин А.Н., Пульцина К.И. Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных исследований // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 4. С. 366–371. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-366-371
Выготский Л.С. Мышление и речь. М: АСТ, 2021. 576 с.
Кочарян Ю.Г., Лапицкий В.А. Перспектива использования голосового помощника Алиса как средства для обучения детей иностранным языкам // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 12–2(99). С. 160–163. DOI: https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-12-2-160-163
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 384 с.
Пустовойтова О.В. Особенности речемыслительной деятельности детей 5–7 лет в цифровую эпоху // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17, вып. 4. С. 1315–1323. DOI: https://doi.org/10.30853/phil20240191
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Сарафанова-Присяжная И.П. Когнитивные эффекты взаимодействия с интеллектуальными голосовыми ассистентами у дошкольников: анализ нейропластических изменений и поведенческих паттернов // Вестник науки. 2025. Т. 3, № 6(87). С. 1544–1553.
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 431–450. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
Abisheva S.K., Mirza N.V. Enhancing earlychildhood speech development through digital technologies: a systematic review // Orleu. Bulletin of Continuous Education. 2024. № 1(44). P. 14–17. DOI: https://doi.org/10.69927/bnfe5274
Alotaibi M.S. Game-based learning in early childhood education: a systematic review and meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2024.1307881/pdf (accessed: 24.07.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1307881
Avan S., Kalenderoğlu Ih. AR and AI applications supporting listening skills in early childhood: innovative solutions in language teaching // Transforming early childhood education: technology, sustainability, and foundational skills for the 21st century / ed. by B. Aydınlı, B.D. Altunoğlu. Gaziantep, TR: Özgür Yayınları, 2024. P. 141–158. DOI: https://doi.org/10.58830/ozgur.pub534.c2201
Baddeley A. Working memory: Theories, models, and controversies // Annual Review of Psychology. 2012. Vol. 63. P. 1–29. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-120710-100422
Cerda S.S.P., Şahin B., Kumbasar E. Child-friendly human-AI interaction: Designing tangible user interfaces for preschool children to prompt generative AI // Human interaction and emerging technologies (IHIET-AI 2025): Artificial intelligence and future applications: Proceedings of the 13th International conference (Malaga, Spain, Apr. 22–24, 2025) / ed. by T.Z. Ahram et al. N.Y.: AHFE International, 2025. P. 141–150. DOI: https://doi.org/10.54941/ahfe1005905
Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N.Y.: Basic Books, 1983. 440 p.
Gulz A., Londos L., Haake M. Preschoolers understanding of a teachable agent-based game in early mathematics as reflected in gaze behaviors: an experimental study // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2020. Vol. 30, iss. 1. P. 38–73. DOI: https://doi.org/10.1007/s40593-020-00193-4
Huang R., Bao Ya., Wang Y., Wei J. Exploring AI tools in early childhood education: Usage patterns, functions, and developmental outcomes // Contemporary issues in early childhood education and care / ed. by N. Ozturk. London: IntechOpen, 2024. P. 3–21. DOI: https://doi.org/10.5772/intechopen.1007116
Piaget J. The origins of intelligence in children. N.Y.: International Universities Press, 1952. 419 p. DOI: https://doi.org/10.1037/11494-000
Qayyum A., Bukahhri M., Zulfigar P., Ramzan M. Balancing artificial intelligence and human insight in early childhood education: Implications for child development // Social Science Review Archives. 2024. Vol. 2, no. 2. P. 1520–1536. DOI: https://doi.org/10.70670/sra.v2i2.207
Sternberg R.J. Intelligence applied: Understanding and increasing your intellectual skills. San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich, 1986. 358 p.
Teresa L.A., Sunil N.M., Andrews S.R., Thengumpallil Th.T., Thomas S., Binson V.A. Enhancing children’s learning experience: Interactive and personalized video learning with AI Technology // Proceedings of the 2023 IEEE International conference on recent advances in systems science and engineering, RASSE 2023 (Kerala, India, November 8–11, 2023) / IEEE. 2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/376827890_Enhancing_Children’s_Learning_Experience_Interactive_and_Personalized_Video_Learning_with_AI_Technology (accessed: 22.07.2025). DOI: https://doi.org/10.1109/rasse60029.2023.10363506
Xiao F., Zou E.W., Lin J., Li Zh., Yang D. Parentled vs. AI-guided dialogic reading: Evidence from a randomized controlled trial in children’s e-book context // British Journal of Educational Technology. 2025. Vol. 56, iss. 5. P. 1784–1813. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13615
Xu Y., He K., Levine J., Ritchie D., Pan Z., Bustamante A.S., Warschauer M. Artificial intelligence enhances children’s science learning from television shows // Journal of Educational Psychology. 2024. Vol. 116, no. 7. P. 1071–1092. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000889
Xu Y., Prado Ye., Severson R.L., Lovato S., Cassell J. Growing up with artificial intelligence: implications for child development // Handbook of children and screens: Digital media, development, and well-being from birth through adolescence / ed. by D.A. Christakis, L. Hale. Cham, CH: Springer, 2025. P. 611–617. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-69362-5_83
Xu Y., Vigil V., Bustamante A.S., Warschauer M. Elinor’s talking to me! Integrating conversational AI into children’s narrative science programming // Proceedings of the 2022 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems, CHI ‘22 (New Orleans, LA, April 29 – May 5, 2022) / Association for Computing Machinery. 2022. URL: https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/3491102.3502050 (accessed: 22.07.2025). DOI: https://doi.org/10.1145/3491102.3502050
References
Abisheva, S.K. and Mirza, N.V. (2024). Enhancing earlychildhood speech development through digital technologies: a systematic review. Orleu. Bulletin of Continuous Education. No. 1(44), pp. 14–17. DOI: https://doi.org/10.69927/bnfe5274
Alekhin, A.N. and Pul’tsina, K.I. (2020). [The impact of information technology on a child’s cognitive development: a systematic review of modern research]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii [Psychology in Education]. Vol. 2, no. 4, pp. 366–371. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-366-371
Alotaibi, M.S. (2024). Game-based learning in early childhood education: a systematic review and meta-analysis. Frontiers in Psychology. Vol. 15. Available at: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2024.1307881/pdf (accessed 24.07.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1307881
Avan, S. and Kalenderoğlu, Ih. (2024). AR and AI applications supporting listening skills in early childhood: innovative solutions in language teaching. B. Aydınlı, B.D. Altunoğlu (eds.) Transforming early childhood education: technology, sustainability, and foundational skills for the 21st century. Gaziantep, TR: Özgür Yayınları Publ., pp. 141–158. DOI: https://doi.org/10.58830/ozgur.pub534.c2201
Baddeley, A. (2012). Working memory: Theories, models, and controversies. Annual Review of Psychology. No. 63, pp. 1–29. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-120710-100422
Cerda, S.S.P., Şahin, B. and Kumbasar, E. (2025). Child-friendly human-AI interaction: Designing tangible user interfaces for preschool children to prompt generative AI. T.Z. Ahram et al. (eds.) Human interaction and emerging technologies (IHIET-AI 2025): Artificial intelligence and future applications: Proceedings of the 13th International conference (Malaga, Spain, Apr. 22–24, 2025). New York: AHFE International Publ., pp. 141–150. DOI: https://doi.org/10.54941/ahfe1005905
Gardner, H. (1983). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. New York: Basic Books Publ., 440 p.
Gulz, A., Londos, L. and Haake, M. (2020). Preschoolers’ understanding of a teachable agent-based game in early mathematics as reflected in gaze behaviors: an experimental study. International Journal of Artificial Intelligence in Education. Vol. 30, iss. 1, pp. 38–73. DOI: https://doi.org/10.1007/s40593-020-00193-4
Huang, R., Bao, Ya., Wang, Y. and Wei, J. (2024). Exploring AI tools in early childhood education: Usage patterns, functions, and developmental outcomes. N. Ozturk (ed.) Contemporary issues in early childhood education and care. London: IntechOpen Publ., pp. 3–21. DOI: https://doi.org/10.5772/intechopen.1007116
Kocharyan, Yu.G. and Lapitsky, V.A. (2024). [Perspective of using the voice assistant alice as a tool for teaching children foreign languages]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences]. No. 12–2(99), pp. 160–163. DOI: https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-12-2-160-163
Luria, A.R. (2003). Osnovy neyropsikhologii: ucheb. posobiye [Fundamentals of neuropsychology: textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 384 p.
Piaget, J. (1952). The origins of intelligence in children. New York: International Universities Press, 419 p. DOI: https://doi.org/10.1037/11494-000
Pustovoytova, O.V. (2024). [Features of verbal and cogitative activity in children aged 5–7 in the digital age]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice]. Vol. 17, iss. 4, pp. 1315–1323. DOI: https://doi.org/10.30853/phil20240191
Qayyum, A., Bukahhri, M., Zulfigar, P. and Ramzan, M. (2024). Balancing artificial intelligence and human insight in early childhood education: Implications for child development. Social Science Review Archives. Vol. 2, no. 2, pp. 1520–1536. DOI: https://doi.org/10.70670/sra.v2i2.207
Rubinshteyn, S.L. (2002). Osnovy obschey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg: Piter Publ., 720 p.
Sarafanova-Prisyazhnaya, I.P. (2025). [Cognitive effects of interaction with intelligent voice assistants in preschool children: Analysis of neuroplastic changes and behavioral patterns]. Vestnik nauki [Science Bulletin]. Vol. 3, no. 6(87), pp. 1544–1553.
Soldatova, G.U. (2018). [Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world]. Sotsial’naya psikhologiya i obschestvo [Social Psychology and Society]. Vol. 9, no. 3, pp. 71–80. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
Soldatova, G.U. and Voyskunsky, A.E. (2021). [Socio-cognitive concept of digital socialization: а new ecosystem and social evolution of the mind]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 18, no. 3, pp. 431–450. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
Sternberg, R.J. (1986). Intelligence applied: Understanding and increasing your intellectual skills. San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich Publ., 358 p.
Teresa, L.A., Sunil, N.M., Andrews, S.R., Thengumpallil, Th.T., Thomas, S. and Binson, V.A. (2023). Enhancing children’s learning experience: Interactive and personalized video learning with AI technology. Proceedings of the 2023 IEEE International conference on recent advances in systems science and engineering, RASSE 2023 (Kerala, India, November 8–11, 2023). IEEE. Available at: https://www.researchgate.net/publication/376827890_Enhancing_Children’s_Learning_Experience_Interactive_and_Personalized_Video_Learning_with_AI_Technology (accessed: 22.07.2025). DOI: https://doi.org/10.1109/rasse60029.2023.10363506
Vygotskiy, L.S. (2021). Myshlenie i rech’ [Thinking and speech]. Moscow: AST Publ., 576 p.
Xiao, F., Zou, E.W., Lin, J., Li, Zh. and Yang, D. (2025). Parentled vs. AI-guided dialogic reading: Evidence from a randomized controlled trial in children’s e-book context. British Journal of Educational Technology. Vol. 56, iss. 5, pp. 1784–1813. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13615
Xu, Y., He, K., Levine, J., Ritchie, D., Pan, Z, Bustamante, A.S. and Warschauer, M. (2024). Artificial intelligence enhances children’s science learning from television shows. Journal of Educational Psychology. Vol. 116, no. 7, pp. 1071–1092. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000889
Xu, Y., Prado, Ye., Severson, R.L., Lovato, S. and Cassell, J. (2025). Growing up with Artificial Intelligence: Implications for child development. D.A. Christakis, L. Hale (eds.) Handbook of children and screens: Digital media, development, and well-being from birth through adolescence. Cham, CH: Springer, pp. 611–617. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-69362-5_83
Xu, Y., Vigil, V., Bustamante, A.S. and Warschauer, M. (2022). Elinor’s talking to me! Integrating conversational AI into children’s narrative science programming. Proceedings of the 2022 CHI Conference on human factors in computing systems, CHI ‘22 (New Orleans, LA, April 29 – May 5, 2022). Association for Computing Machinery. Available at: https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/3491102.3502050 (accessed: 22.07.2025). DOI: https://doi.org/10.1145/3491102.3502050
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.