Потенциал психотерапии как гуманитарной практики: философский анализ

Философия

Авторы

  • Светлана Роальдовна Динабург Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-537-546

Ключевые слова:

«антропологические практики», зрелость, психотерапия, сложность, трансдисциплинарность, устойчивое развитие, этика потребления

Аннотация

Необходимость философского исследования психотерапии как актуальной антропологической практики обосновывается с привлечением критической философии М. Фуко и современных форм материалистической философии. На протяжении всей своей истории психотерапия декларировала ценностную нейтральность и дистанцировалась от участия в разрешении актуальных социальных проблем. Однако в наши дни это положение, вытекающее из необходимости соблюдения профессиональных требований, вошло в противоречие и с реальным положением вещей, и с задачами развития самой психотерапии. С одной стороны, рождение и становление психотерапии происходило в эпоху разрушения культурных ценностей и кризиса философии, поэтому она с необходимостью наследовала мировоззренческую, духовно-этическую и праксеологическую миссию предшествующих социальных институций. С другой стороны, ей не удалось избежать влияния индивидуалистических установок и ценностей консьюмеризма, а также определенной социальной ангажированности. Психотерапия и транслируемые ею ценности играют важную роль в современной, особенно западной, культуре, хотя это влияние зачастую носит латентный характер. На кейсе концепции устойчивого развития показано, что необходимым условием решения актуальных социальных проблем является готовность преодолевать стереотипность мышления и прежние ценностные установки, преодолевать сопротивление изменениям и сопутствующий им дискомфорт. Не отрицая определяющей «в конечном счете» роли объективных производственных факторов для общественных трансформаций, ведущих к устойчивому развитию, автор полагает, что антропологические практики могут этим трансформациям существенно способствовать.

Биография автора

Светлана Роальдовна Динабург , Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

аспирант, старший преподаватель кафедрыфилософии и права

Библиографические ссылки

Михайлова Е.Л. Напряжение в сети нормальное (некоторые аспекты психотерапии как социокультурной практики) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 1. С. 77–81.

Розин В.М. Понятие и типы антропопрактик // ЧЕЛОВЕК.RU. № 12. C. 13–33.

Воробьева Л.И. Психотерапия в истории психологии: культурно-исторический анализ: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 224 с.

Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2005. 392 с.

Щитцова Т.В. Индивидуальная терапия как социальная практика и как интерсубъективный опыт // Философия и психотерапия: сб. науч. статей и рабочих матер. к докл. участников II Междунар. конф. / под ред. С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. СПб: Анатолия, 2014. URL: http://hpsy.ru/public/xhtm (дата обращения: 27.09.2017).

Хлебникова О.В. Потребление как гештальт // Философия и культура. 2017. № 9. С. 1– DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046.

Мочник Р. Субъект, предположительно верящий, и нация как нулевой институт // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 1(17). С. 6–16

Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

Тюгашев Е.А. Философия как социокультурный феномен // Философская мысль. 2017. № 10. С. 1– DOI: 10.25136/2409-8728.2017.10.24144.

Князева Е.Н. Атомизм и холизм в современной теории сложности // Философия и культура. 2013. № 6. С.736–745. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.8319.

Сатохiна Н.I. Юриспруденцiя як фронетичний досвiд: постановка проблеми // Проблеми законності: зб. наук. пр. Харків, 2016. № 133. С. 241–248. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yurisprudentsiya-kak-froneticheskiy-opyt-postanovka-problemy (дата обращения: 27.09.2017). DOI: 10.21564/2414-990x.133.70912.

Левяш И.Я., Левяш С.Е. Гуманитарно-культурологическая модель образования для всех. СПб.: Эйдос, 2011. 292 с.

Круткин В.Л. «Материальный поворот» в социальных исследованиях и «неосязаемое культурное наследие» // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2017. № 2. С. 141–149.

Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / пер. с нем. М.: Весь Мир, 2002. 144 с.

Барг О.А. Феномен смысла жизни, природа сознания и научная философия // Новые идеи в философии: сб. науч. ст. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. Вып. 9. С. 132–137.

Колпакова М.Ю. Эволюция психотерапии // Культурно-историческая психология. № 3. С. 91–100.

Крапивенский С.Э., Косицына Ф.П. Современное обществознание: необходимость методологического синтеза // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2006. № 5. С. 21–27.

Князева Е.Н. Как возможно мышление о сложном и управление сложностью? // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 81–83.

Пигров К.С. Еще раз о предмете социальной философии // Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1–2. С. 57–68.

Черненко В.А. Этос «невозможного» как парадигма гуманитарного знания XXI века // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. Серія: Теорія культури і філософія науки. 2014. Т. 1092, № 50. С.99–103. URL: http://periodicals.karazin.ua/thcphs/article/download/2177/1922 (дата обращения: 20.09.2017).

Киреева Е.Е., Шехова Н.В. Устойчивое развитие и новая этика потребления // Региональное развитие. 2014. № 1. С. 69–73.

Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 11. 589 с.

Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя / пер. с англ. М.: Академкнига, 2007. 342 с.

References

Mikhailova E.L. Napryazhenie v seti normal’noe (nekotorye aspeky psikhoterapii kak sotsiokul’turnoy praktiki) [The Voltage in the Network is Normal (Some Aspects of Psychotherapy as a Socio-Cultural Practice)]. Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. 2006, vol. 3, no. 1, pp. 77–81. (In Russian).

Rozin V.M. Ponyatie i tipy antropopraktik [Concept and types of anthropo-practices]. CHELOVEK.RU [HUMAN.RU]. 2017, no. 12, pp. 13–33. (In Russian).

Vorob’eva L.I. Psihoterapiya v istorii psihologii: kul’turno-istoricheskiy analiz: dis. … kand. psikhol. nauk [Psychotherapy in the history of psychology: cultural and historical analysis: dissertation for the degree of Candidate of Psychology]. Moscow, 2016. 224 p. (In Russian).

Romek E.A. Psikhoterapiya: rozhdenie nauki i professii [Psychotherapy: the birth of science and profession]. Rostov-on-Don, Mini Taip LLC Publ., 2005, 392 p. (In Russian).

Shchitsova T.V. Individual’naya terapiya kak social’naya praktika i kak intersub’ektivniy opyt [Individual therapy as social practice and as intersubjective experience]. Filosofiya i psikhoterapiya: sb. nauch. statey [Philosophy and psychotherapy: col. of scient. articles]. Available at: http://hpsy.ru/public/x6366.htm (accessed 27.09.2017). (In Russian).

Hlebnikova O.V. Potreblenie kak geshtal’t [Consumption as Gestalt]. Filosofiya i kul’tura [Philosophy and Culture]. 2017, no. 9, pp. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046. (In Russian).

Mochnik R. Sub’ekt, predpolozhitel’no veryashchiy, i naciya kak nulevoy institut [Subject supposed to believe, and the nation as a zero institution]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald Series «Philosophy. Psychology. Sociology»]. 2014, no. 1(17), pp. 6–16. (In Russian).

Volkov V.V., Harhordin O.V. Teoriya praktik [The theory of practices]. Saint Petersburg, European University Publ., 2008, 298 p. (In Russian).

Tyugashev E.A. Filosofiya kak sotsiokul’turniy fenomen [Philosophy as a sociocultural phenomenon]. Filosofskaya mysl’ [Philosophical thought]. 2017, no. 10, pp. 1–8. DOI: 10.25136/2409- 8728.2017.10.24144 (In Russian).

Knyazeva E.N. Atomizm i holizm v sovremennoy teorii slozhnosti [Atomism and holism in modern complexity theory]. Filosofiya i kul’tura [Philosophy and Culture]. 2013, no. 6. pp. 736–745. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.8319. (In Russian).

Satokhina N.I. Yurisprudentsiya kak froneticheskiy opyt: postanovka problemy [Jurisprudence as a phronetic experience: formulation of the problem]. Problemy zakonnosti: sb. nauch. statey [Problems of legality: col. of scient. articles]. Kharkov, 2016, no. 133, pp. 241–248. Available at: http://cyberleninka.ru/article/ n/yurisprudentsiyakak-froneticheskiy-opyt-postanovka-problemy (accessed 27.09.2017). DOI: 10.21564/2414- 990x.133.70912. (In Ukrainian).

Levyash I.Ja., Levyash S.E. Gumanitarnokul’turologicheskaya model’ obrazovaniya dlya vseh [Humanitarian-cultural model of education for all]. Saint Petersburg, Eidos Publ., 2011, 292 p. (In Russian).

Krutkin V.L. «Material’niy povorot» v sotsial’nyh issledovaniyah i «neosyazaemoe kul’turnoe nasledie» [«Material turn» in social studies and «intangible heritage» of culture]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political science. International relations]. 2017, no. 2, pp. 141–149. (In Russian).

Habermas J. Budushchee chelovecheskoy prirody [The future of human nature]. Moscow, Ves’ Mir Publ., 2002, 144 p. (In Russian).

Barg O.A. Fenomen smysla zhizni, priroda soznaniya i nauchnaya filosofiya [Phenomenon of the meaning of life, nature of consciousness and scientific philosophy]. Novye idei v filosofii. [New ideas in philosophy]. Perm, PSU Publ., 2000, iss. 9. pp. 132–137. (In Russian).

Kolpakova M.Yu. Evolyutsiya psikhoterapii [Evolution of psychotherapy]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology]. 2009, no. 3, pp. 91–100. (In Russian).

Krapivenskiy S.E., Kositsyna F.P. Sovremennoe obshchestvoznanie: neobhodimost’ metodologicheskogo sinteza [Contemporary social science: the need for methodological synthesis]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial’niye tekhnologii [The Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies]. 2006, no. 5, pp. 21–27. (In Russian).

Knyazeva E.N. Kak vozmozhno myshlenie o slozhnom i upravlenie slozhnost’yu? [How is it possible to think about complexity and complexity management?] Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. 2010, no. 10, pp. 81–83. (In Russian).

Pigrov K.S. Eshсhe raz o predmete sotsial’noy filosofii [Again about the subject of social philosophy]. Lichnost’. Kul’tura. Obshchestvo. [Personality. Culture. Society]. 2003, iss. 1–2, pp. 57–68. (In Russian).

Chernenko V.A. Etos «nevozmozhnogo» kak paradigma gumanitarnogo znaniya XXI veka [Ethos of the «impossible» as the paradigm of humanitarian knowledge of the 21st century]. Vestnik Khar’kovskogo natsional’nogo universiteta im. V.N. Karazina. Seriya: Teoriya kul’tury i filosofiya nauki [Bulletin of V.N. Karazin Kharkiv National University. Series: Theory of Culture and Philosophy of Science]. 2014, vol. 1092, no. 50, pp. 99–103. Available at: http: //periodicals.karazin.ua/thcphs/article/ download/2177/1922 (accessed 20.09.2017). (In Russian).

Kireeva E.E., Shekhova N.V. Ustoychivoe razvitie i novaya etika potrebleniya [Sustainable Development and the New Ethics of Consumption]. Regional’noe razvitie [Regional development]. 2014, no. 1, pp. 69–73. (In Russian).

Lenin V.I. Dve taktiki sotsial-demokratii v demokraticheskoy revolyutsii [Two tactics of SocialDemocracy in the Democratic Revolution]. Polnoe sobranie sochineniy: v 55 t. [Collected works: in 55 vols.]. Moscow, Politizdat Publ., 1960, vol. 11, 589 p. (In Russian).

Meadows D., Randers J., Meadows D. Predely rosta. 30 let spustya [The Limits of Growth: The 30- Year Update]. Moscow, Akademkniga Publ., 2007, 342 p. (In Russian).

Опубликован

30-12-2017

Выпуск

Раздел

Статьи