Проблема концептуализации феномена практики в контексте трансдисциплинарных стратегий постнеклассической науки

Философия

Авторы

  • Светлана Роальдовна Динабург Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-4-496-507

Ключевые слова:

практики, теория практик, повседневность, раскрывающий характер практик, фоновые практики, трансдисциплинарность

Аннотация

Сложность выявления устойчивого содержания понятия «практики» обусловлена многообразием его применения в различных областях социально-гуманитарного знания в условиях изменяющегося мира. Подходы к определению понятия «практики», основанные на принципах классической научной рациональности, трактовали этот феномен в рамках определенных концепций. С позиции современного плюрализма классические понятия практики выражали свое специфическое содержание в локальных границах и отражали лишь некоторые стороны практической деятельности человека в динамике социальных отношений. Философские концепции и социальные теории, объясняющие природу практики, долгое время оставались дисциплинарно изолированными де-факто, не раскрывая своего потенциала. Современное использование понятия «практики» носит универсальный, но крайне неопределенный характер и фактически ассоциируется с любыми жизненными проявлениями. Задача обнаружения смысловых расхождений и попыток синтеза универсальных содержаний практической деятельности, укорененных в культуре и имеющих конкретно-историческое значение, решается на основе принципов трансдисциплинарного подхода. Этот подход ориентирован на интеграцию средств, выработанных различными дисциплинарными областями, и коммуникативные стратегии, ориентированные на выработку общих решений в ситуации конфликта интересов и разногласий. В этой связи рассмотрены возможности исследовательского стиля, получившего название «теория практик», базирующегося на представлениях (развивающих концепцию Л. Витгенштейна) о фоновом характере практик, и раскрывающем их потенциале (обоснованном М. Хайдеггером). Принцип проблематизации (по М. Фуко) ситуации многообразия определения практик для выявления общих вопросов показан в связи с коммуникативными стратегиями в постнеклассических практиках. Практико-ориентированный подход позволяет понять практики как социальные структуры, связывающие субъектные позиции практикующего и исследователя. Показана взаимная связь практик и возможность их коммуникации в самоорганизующемся становлении на примере феноменов философской практики и психотерапии в едином социальном пространстве.

Биография автора

Светлана Роальдовна Динабург , Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

аспирант, старший преподаватель кафедрыфилософии и права

Библиографические ссылки

Астафьева О.Н. Постнеклассические практики как предметная область междисциплинарного проекта // Постнеклассические практики: опыт концептуализации : коллективная монография / под общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Міръ, 2012. С. 500–506.

Богатая Л. Трансдисциплинарность: постнеклассический ракурс рецепции // Філософія освіти (Философия образования). 2015. № 1. С. 168–182.

Божков О.Б. Повседневность и практики: к уточнению понятий // Социологический журнал. 2014. № 4. С. 133–154.

Борисов Е., Инишев И., Фурс В. Практический поворот в постметафизической философии. Т. 1. Вильнюс: ЕГУ, 2008. 212 с.

Волик О.Ю. Возможные черты постнеклассичности в психологических практиках // Постнеклассические практики: опыт концептуализации: коллективная монография / под общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Міръ, 2012. С. 383–392.

Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во. Евр. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

Гаджикурбанова П.А. «Духовные упражнения» и «Забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П. Адо и М. Фуко) // Этическая мысль. 2009. № 9. С. 27–42.

Гребенщикова Е.Г. Трансформации практик «заботы о себе» в социокультурном контексте // Постнеклассические практики: опыт концептуализации: коллективная монография / общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Міръ, 2012. С. 354–363.

Гутнер Г.Б. Коммуникативное сообщество и субъект коммуникативного действия // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005. С. 82–108.

Дьяков А.А. Теория практик: социально-философский потенциал концепции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. № 1. С. 8–12.

Коан Н. Философия практики сегодня // Скепсис. 2012. URL: https://scepsis.net/library/id_3792.html (дата обращения: 15.09.2018).

Макаревич А.В. Место, где свет. М.: Эксмо-Пресс, 2005. 480 с.

Микешина Л.А. Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности научного знания // Эпистемология и философия науки. 2014. № 1(39). C. 60–78.

Петров А.В. Социальные практики и взаимодействия: концептуализация понятий // Общество и право. 2005. № 4(10). С. 38–50.

Степин В.С. От теоретического знания — к постнеклассическим практикам // Постнеклассические практики: опыт концептуализации: коллективная монография / общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Міръ, 2012. С. 8–12.

Фаритов В.Т. Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса: дис. … д-ра филос. наук. Ульяновск, 2016. 318 с.

Хлебникова О.В. Потребление как гештальт // Философия и культура. 2017. № 9. С. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046.

Amir L. Three Questionable Assumptions of Philosophical Counseling // International Journal of Philosophical Practice. 2004. Vol. 2(1). P. 9–18. URL: http://new.npcassoc.org/docs/ijpp/lydiaamir.pdf (accessed: 15.09.2018).

Chase M. Observations on Pierre Hadot’s conception of Philosophy as a Way of Life // Practical Philosophy. The British Journal of Philosophical Practice. 2007. Vol. 8. P. 5–17.

Lizeng Zh. Distinguishing Philosophical Counseling from Psychotherapy // Philosophical Practice. 2013. Vol. 8(1). P. 1121–1126.

Tolboll M. Philosophical counseling as an alternative to psychotherapy. 2014. URL: http://ia801400.us.archive.org/30/items/Counseling_201401/Counseling.pdf (accessed: 15.09.2018).

References

Amir, L. (2004). Three Questionable Assumptions of Philosophical Counseling. International Journal of Philosophical Practice. Vol. 2(1), pp. 9– 18. Available at: http://new.npcassoc.org/docs/ijpp/ lydiaamir.pdf (accessed 15.09.2018).

Astaf’eva, O.N. (2012). Postneklassicheskie praktiki kak predmetnaya oblast mezhdisciplinarnogo proekta [Post-non-classical practices as a subject area of an interdisciplinary project]. Postneklassicheskie praktiki: opyt kontseptualizatsii: kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. V.I. Arshinova, O.N. Astaf’evoy [Post-non-classical practices: the experience of conceptualizatio: a collective monograph, ed. by V.I. Arshinov, O.N. Astafyeva]. St. Petersburg: Mіr Publ., pp. 500–506.

Bogataja, L. (2015). Transdistsiplinarnost: postneklassicheskiy rakurs retseptsii [Transdisciplinarity: Post-non-Classical Point of View]. Fіlosofіya osvіti [Philosophy of Education]. No. 1, pp. 168–182.

Bozhkov, O.B. (2014). Povsednevnost i praktiki: k utochneniyu ponyatiy [Daily life and practices: to clarify concepts]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. No. 4, pp. 133–154.

Borisov, E., Inishev, I. and Furs, V. (2008). Prakticheskiy povorot v postmetafizicheskoy filosofii [Practical turn in post-metaphysical philosophy]. Vol. 1. Vil’nyus: EHU Publ., 212 p.

Chase, M. (2007). Observations on Pierre Hadot’s conception of Philosophy as a Way of Life. Practical Philosophy. The British Journal of Philosophical Practice. Vol. 8, pp. 5–17.

D’yakov, A.A. (2011). Teoriya praktik: sotsialno-filosofskiy potentsial kontseptsii [The theory of practices: the socio-philosophical potential of the concept]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. No. 1, pp. 8–12.

Faritov, V.T. (2016). Transgressiya i transtsendentsiya kak ontologicheskie perspektivy diskursa: dis. … d-ra filos. nauk [Transgression and Transcendence as Ontological Perspectives of Discourse: dissertation]. Ulyanovsk, 318 p.

Gadzhikurbanova, P.A. (2009). «Dukhovnye uprazhneniya» i «Zabota o sebe» (stoicheskaya etika v interpretatsii P. Ado i M. Fuko) [«Spiritual Exercises» and «Taking Care of Yourself» (Stoic ethics as interpreted by P. Ado and M. Foucault)]. Eticheskaya mysl [Ethical Thought]. No. 9, pp. 27–42.

Grebenschikova, E.G. (2012). Transformatsii praktik «zaboty o sebe» v sotsiokulturnom kontekste [Transformations of the practice of «taking care of oneself» in a sociocultural context]. Postneklassicheskie praktiki: opyt kontseptualizatsii: kollektivnaya monografiya / Pod obshch. red. V.I. Arshinova, O.N. Astaf’evoy [Post-non-classical practices: the experience of conceptualizatio: a collective monograph, ed. by V.I. Arshinov, O.N. Astafyeva]. St. Petersburg: Mіr Publ., pp. 354–363.

Gutner, G.B. (2005). Kommunikativnoe soobschestvo i sub`ekt kommunikativnogo deystviya [Communicative community and the subject of communicative action]. Filosofiya nauki. Vyp. 11: Etos nauki na rubezhe vekov. [Philosophy of Science. Iss. 11: The ethos of science at the turn of the century]. Moscow: Institute of philosophy RAS Publ., pp. 82–108.

Khlebnikova, O.V. (2017). Potreblenie kak geshtalt [Consumption as a gestalt]. Filosofiya i kultura [Philosophy and Culture]. No. 9, pp. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.9.24046.

Koan, N. (2014). Filosofiya praktiki segodnya [Practice philosophy today]. Skepsis [Scepsis]. Available at: https://scepsis.net/library/id_3792.html (accessed 15.09.2018).

Lizeng. Zh. (2013). Distinguishing Philosophical Counseling from Psychotherapy. Philosophical Practice. Vol 8(1), pp. 1121–1126.

Makarevich, A.V. (2005). Mesto, gde svet [The place where is the light]. Moscow: Eksmo-Press Publ., 480 p.

Mikeshina, L.A. (2014). Eklektika i sinkretizm: k voprosu o sistemnosti nauchnogo znaniya [Eclecticism and syncretism: on the issue of the systemic character of scientific knowledge]. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science]. No. 1(39), pp. 60–78.

Petrov, A.V. (2005). Sotsialnye praktiki i vzaimodeystviya: kontseptualizatsiya ponyatiy [Social practices and interactions: conceptualization of concepts]. Obschestvo i pravo [Society and Law]. No. 4(10), pp. 38–50.

Stepin, V.S. (2012). Ot teoreticheskogo znaniya — k postneklassicheskim praktikam [From theoretical knowledge — to post-non-classical practices]. Postneklassicheskie praktiki: opyt kontseptualizatsii: kollektivnaya monografiya / Pod obshch. red. V.I. Arshinova, O.N. Astaf’evoy [Post-non-classical practices: the experience of conceptualizatio: a collective monograph, ed. by V.I. Arshinov, O.N. Astafyeva]. St. Petersburg: Mіr Publ., pp. 8–12.

Tolboll, M. (2014). Philosophical counseling as an alternative to psychotherapy. Available at: https://ia801400.us.archive.org/30/items/Counseling_ 201401/Counseling.pdf (accessed 15.09.2018).

Volik, O.Yu. (2012). Vozmozhnye cherty postneklassichnosti v psikhologicheskikh praktikakh [Possible features of post-non-classical in psychological practices]. Postneklassicheskie praktiki: opyt kontseptualizatsii: kollektivnaya monografiya / Pod obshch. red. V.I. Arshinova, O.N. Astaf’evoy [Postnon-classical practices: the experience of conceptualizatio: a collective monograph, ed. by V.I. Arshinov, O.N. Astafyeva]. St. Petersburg: Mіr Publ., pp. 383–392.

Volkov, V.V. and Harhordin, O.V. (2008). Teoriya praktik [The theory of practices]. St. Petersburg: European University in St. Petersburg Publ., 298 p.

Загрузки

Опубликован

30-12-2018

Выпуск

Раздел

Статьи