Динамика философской рациональности и общественно-историческая практика
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-3-416-426Ключевые слова:
постнеклассическая рациональность, антропоцентризм, диалог, практикаАннотация
Философия в своей истории во многом предвосхищает классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности. За последними угадывается нечто большее, чем варианты науки: эти типы соответствуют определенным стилям человеческого мышления вообще и определенным мировоззренческим позициям в частности. При анализе основного вопроса мировоззрения выявляется эволюция отношения человека к миру, которая рассматривается на примере концепций В.С. Степина, Г.С. Батищева, М.М. Прохорова, В.В. Кизимы, М.Г. Зеленцовой и В.А. Кутырева. Эта эволюция выражена в динамике философской мысли. В плане исторического становлении мировая философия образует магистральную спиралевидную линию развития, проявляясь в формах классического, неклассического и постнеклассического философского мышления. Первое из них предполагает монолог мира, второе — монолог человека, а третье — их диалог. Поскольку этот диалог проходит при ведущей роли человека, постольку постнеклассическая философия антропоцентрична. Она обладает интегративным характером, т.к. включает классическую и неклассическую рациональности в качестве своих подчиненных моментов. Условием успеха практической деятельности выступает применение того или иного исторического типа рациональности к соответствующему ему типу систем: классической рациональности — к простым системам, неклассической — к сложным саморегулирующимся, постнеклассической — к сложным саморазвивающимся. Постнеклассическое мышление предполагает глубоко личностную и практически ориентированную позицию субъекта познания. На примере проблемы межформационного перехода от капитализма к посткапитализму рассматриваются особенности практического применения постнеклассического мышления к обществу как сложной, саморазвивающейся системе. Мышление классического типа, характерное для ленинизма, обусловило текущую неудачу межформационного перехода. Постнеклассическое понимание последнего состоит не в следовании навязанной извне общественной модели, а в свободной самодеятельности социальных субъектов.Библиографические ссылки
Батищев Г.С. Избранные произведения. Алматы: Ин-т философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. 880 с.
Захарова О.В. Как возможен диалог с природой? // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25(354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 94–97.
Зеленцова М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека: дис.д-ра филос. наук. Иваново, 2001. 283 с.
Кизима В.В. Постнеклассические практики: рефлексивность и управление // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 54–65.
Кондрашов П.Н., Любутин К.Н. Анализ наиболее распространенных мифов о философии Маркса // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. Вып. 11. С. 80–97.
Коряковцев А.А. Диалектический синтез в социальной теории К. Маркса // Маркс утраченный и Маркс обретенный / под науч. ред. А.А. Коряковцева. М.; Екатеринбург: ИФиП УрО РАН: Кабинетный ученый, 2021. С. 280–296.
Кузнецов В.Ю. Единство мира в постнеклассическую эпоху (к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2014. № 12. С. 150–160.
Кутырев В.А. Человек в мире: типы смысложизненных ориентаций // Общественные науки. 1990. № 2. С. 119–133.
Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М.: Политиздат, 1969. Т. 33. С. 1–120.
Лоскутов Ю.В. Современная философия: на пути к постнеклассической парадигме // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2001. Вып. 9–10. С. 156–159.
Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. М.: Наука, 1972. С. 28–94.
Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1968. Т. 46, ч. 1. С. 3–510.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955. Т. 3. С. 7–544.Прохоров М.М. О предельных основаниях человеческого бытия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. Вып. 2. С. 19–25.
Прохоров М.М. Отрицание субстанциальности в философии // Мировоззренческая парадигма в философии: категориальный анализ / под. ред. М.М. Прохорова. Н. Новгород: ВГИПА, 2005. С. 19–67.
Прохоров М.М. Принцип единства (взаимосвязи) бытия и истории в философском мировоззрении // Философия и космология – 2011. Полтава: Полтавський літератор, 2012. С. 107–148.
Степин В.С. Проблема системности и преемственности в развитии философского знания // Философские науки. 2014. № 12. С. 7–19.
Степин В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 4. С. 45–59.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат,
Т. 20. С. 339–628.
Holloway J. Change the World without Taking Power. London; N.Y.: Pluto Press, 2010. 296 p. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt183p7t9
Holloway J. Crack Capitalism. London; N.Y.:Pluto Press, 2010. 320 p. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt183p362
References
Batischev, G.S. (2015). Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Almaty: IPPARC Publ., 880 p.Engels, F. (1961). [Dialectics of nature].
Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 20, pp. 339–628.
Holloway, J. (2010). Change the world without taking power. London, New York: Pluto Press, 296 p. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt183p7t9
Holloway, J. (2010). Crack capitalism. London, New York: Pluto Press, 320 p. DOI: https://doi.org/
2307/j.ctt183p362Kizima, V.V. (2010). [Postnonclassical practices: Reflexivity and control]. Voprosy Filosofii. No. 3, pp. 54–65.
Kondrashov, P.N. and Lyubutin, K.N. (2011). [An analysis of the most common myths about Marx’s philosophy]. Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk [Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Iss. 11, pp. 80–97.
Koryakovtsev, A.A. (2021). [Dialectical synthesis in Marx’s social theory]. Marks utrachennyy i Marks obretennyy [Marx lost and Marx found]. Moscow, Yekaterinburg: Kabinetnyy Uchenyy Publ., IPL UB RAS Publ., pp. 280–296.
Kutyrev, V.A. (1990). [Man in the world: Types of meaning-life orientations]. Obschestvennye nauki
[Social Sciences]. No. 2, pp. 119–133. Kuznetsov, V.Yu. (2014). [The unity of the world in the post-neoclassical era (toward a problem statement)]. Voprosy Filosofii. No. 12, pp. 150–160.
Lenin, V.I. (1969). Gosudarstvo i revolyutsiya [The state and revolution]. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy: v 55 t. [Lenin V.I. Complete works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 33, pp. 1–120.
Loskutov, Yu.V. (2001). [Modern philosophy: Toward a postnonclassical paradigm]. Chelovek i obschestvo: na rubezhe tysyacheletiy [Man and Society: At the Turn of the Millennium]. Voronezh: VSPU Publ., iss. 9–10, pp. 156–159.
Mamardashvili, M.K., Solov’ev, E.Yu. and Shvyrev, V.S. (1972). [Classics and modernity: Two epochs in the development of bourgeois philosophy]. Filosofiya v sovremennom mire [Philosophy in today’s world]. Moscow: Nauka Publ., pp. 28–94.
Marx, K. (1968). [Economic manuscripts of 1857–1859]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 46, p. 1, pp. 3–510.
Marx, K. and Engels, F. (1955). [German ideology]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols]. Moscow: Politizdat Publ., vol. 3, pp. 7–544.
Prokhorov, M.M. (1998). [On the ultimate foundations of human being]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities]. Iss. 2, pp. 19–25.
Prokhorov, M.M. (2005). [The denial of substantiality in philosophy]. Mirovozzrencheskaya paradigma v filosofii: kategorial’nyy analiz [The worldview paradigm in philosophy: a categorical analysis]. Nizhniy Novgorod: VSIPA Publ., pp. 19–67.
Prokhorov, M.M. (2012). [The principle of unity (relationship) of being and history in the philosophical worldview]. Filosofiya i kosmologiya – 2011[Philosophy and Cosmology – 2011]. Poltava: Poltavsʹkyy literator Publ., pp. 107–148.
Stepin, V.S. (2013). [Types of scientific rationality and the synergetic paradigm]. Slozhnost’. Razum.
Postneklassika [Complexity. Reason. Postneoclassical]. No. 4, pp. 45–59.
Stepin, V.S. (2014). [The problem of systematicity and continuity in the development of philosophical knowledge]. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences]. No. 12, pp. 7–19.
Zakharova, O.V. (2014). [How is dialogue with nature possible?]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Chelyabinsk State University]. No. 25(354), pp. 94–97.
Zelentsova, M.G. (2001). Monisticheskaya paradigma filosofskogo ponimaniya mira i cheloveka: dis. … d-ra filos. nauk [The monistic paradigm of philosophical understanding of the world and man: dissertation]. Ivanovo, 283 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.