Уральская философско-антропологическая школа и исследование больших кризисов промышленного капитализма по следам позднего К. Маркса

Авторы

  • В. Г. Колташов

DOI:

https://doi.org/10.17072/2076-0590-2024-11-21-46%20

Ключевые слова:

поздний Маркс, уральская философско-антропологическая школа, средний кризис, большой кризис, большая цикличность, длинные волны, волны развития, промышленный капитализм, Маркс, casus 1873, политическая экономия

Аннотация

ХХ век оставил в наследство науке много вопросов относительно философии марксизма. Исследования Уральской философско-антропологической школы показали, что К. Маркс имел иной взгляд, не совпадающий с представлениями советской и западной тенденций марксизма. В политической экономии это дало возможность продвинуться далеко вперед. В 1873 году в мире начался неожиданно ранний и слишком затяжной экономический кризис. Он завершился лишь в 1880 году. Это явление привлекло внимание К. Маркса. Но исследовать этот и подобные ему большие кризисы стало возможно лишь после того, как был накоплен статистический материал. В статье рассматривается теоретическая модель большого кризиса промышленного капитализма в сравнении с моделью среднего кризиса. Показано как развивается большой кризис, какие задачи он решает, почему имеет столь продолжительной и глубокий характер, с чем связана его волновая природа. Дано определение большого кризиса и графически показано его место в процессе волнового экономического развития. В результате проведенного исследования автором были определены следующие большие кризисы: 1772–1783, 1810–1820, 1848–1851, 1873–1880, 1899–1904, 1929–1933, 1948-1954, 1973– 1982 и 2008–2020 гг. Каждому из них в статье дается краткая характеристика, выделены: особенность развития кризиса и произведённого им поворота, а также приобретённые в результате кризиса основы экономического роста.

Биография автора

В. Г. Колташов

Экономист, директор Института нового общества

Библиографические ссылки

Лившиц Р.Л. Потребление и потребительство // Свободная мысль - XXI. 2001. С. 81-89.

Лившиц Р.Л. Жадность как фактор исторического процесса // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021, Т. XVIII Вып. 2. С. 81–90.

Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. 384 с.

Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 286 с.

Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. 160 с.

Конституция Российской Федерации. Ст. 13, п. 2.

Царегородцева С.С. Демонтаж советской литературы: причины и последствия // Русская мысль живет… Сб. философской прозы и поэзии памяти Дарьи Дугиной (Платоновой). Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023. С. 101–104.

Ленин В.И. Как организовать соревнование? / В.И. Ленин Полное собрание сочинений. Т. 35. С. 195–205.

Клименко В.В. Россия: тупик в конце туннеля? // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 71-80.

Рыбаковский О.Л., Тауюнова О.А. Демографическая динамика регионов России и её компоненты в 1959–2017 гг. // Народонаселение. 2019. № 1. Том 22. С. 4-20.

Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 431 с.

Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социологические исследования. 2007. № 12. С. 58–69.

Абылкаликов С.И. Демографические перспективы России в ближайшее десятилетие: шторм становится еще идеальнее // Аист на крыше. Демографический журнал. 2023. № 10 (10). С. 2–5.

Свинкина Л.А., Шепелова Т.С. Проблема дефицита медицинских кадров и пути ее решения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://scienceeducation/ru/about/ethics (дата обращения 06.02.2024)

Богатырев Д.К., Докучаев И.И. Провинциализация империи. Очерки истории образования в постсоветской России. СПб.: Изд-во РХГА, 2023. 236 с.

Загрузки

Опубликован

2024-06-14

Выпуск

Раздел

Статьи