«ПЕДАГОГИКА УГНЕТЕННЫХ» ПО-РУССКИ: АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ И ПАУЛУ ФРЕЙРЕ

Авторы

  • А. Ю. Морозова

Ключевые слова:

А. Богданов, П. Фрейре, «педагогика угнетенных», педагогика сотрудничества, пролетарская культура, пролетарский университет

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу педагогических идей А. Богданова и П. Фрейре, в ходе которого автор приходит к выводу, что принципы организации обучения в задуманном Богдановым Пролетарском университете, партийных школах для рабочих на Капри и в Болонье, которые он рассматривал как прообраз этого университета, очень близки основам «педагогики угнетенных» П. Фрейре. При этом ни сам П. Фрейре, ни исследователи его творчества не упоминают А. Богданова в числе его предшественников или вдохновителей. В статье отмечается, что отправные точки для формирования основных принципов обучения, предложенных Богдановым и Фрейре, были сходными. Ими были кружки, в которых взрослые работающие люди постигали основы грамоты – общей (в случае Фрейре) и социально-экономической (в случае Богданова). Педагогические идеи Богданова вытекали из его теории пролетарской культуры. Богданов считал, что первым этапом социалистической революции должна стать идейная революция в рабочем классе, и лишь после этого пролетариат может стать во главе революции социальной. Аналогичным образом рассуждал Фрейре. Исходя из того что подчиненное положение угнетенных обусловливается их объектностью, он полагал, что «они должны отказаться от позиции вещей и начать бороться как люди». При этом «они не могут влиться в борьбу в качестве объектов, чтобы позднее стать людьми». В статье также прослеживается филиация идей, лежащих в основе образовательных концепций Богданова и Фрейре, и показано, что сходные, хотя и не идентичные, богдановским и фрейрерианским взгляды в контексте развития идей «педагогики сотрудничества» развивали такие разные теоретики и практики педагогики, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. Грамши.

Библиографические ссылки

Библиографический список

Андрианова Н.Ю. А.А. Богданов и А. Грамши о роли и месте культуры в процессах формиро-вания общественного сознания // Вестник РГГУ. Международные отношения. Регионоведение. 2009. № 14. С. 276–291.

Бухараева Л. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 122–127.

Гловели Г.Д. Просветительское кредо А.А. Богданова: от тульского кружка к каприйской школе [Электронный ресурс] // Альтернативы. 2016. № 2. URL: http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/al2-2016/31073-prosvetitelskoe-kredo-a-bogdanova-ot-tulskogo-kruzhka-k-kapriyskoy-shkole.html (дата обращения 26.07.2021).

Гребенкина Л.К., Копылова Н.А. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества как основа педагогического взаимодействия преподавателей и студентов высшего учебного заведения [Электронный ресурс] // Вестник Рязан. гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2009. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-idei-pedagogiki-sotrudnichestva-kak-osnova-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-prepodavateley-i-studentov-vysshego (дата обращения: 23.06.2021).

Грохольская О.Г. Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской [Электронный ресурс] // Ис-тория и педагогика естествознания. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskoe-nasledie-n-k-krupskoy (дата обращения: 29.01.2022).

Кохан У.О. Пауло Фрейре и «философия для детей»: критический диалог [Электронный ресурс] // Социум и власть. 2018. № 6 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paulo-freyre-i-filosofiya-dlya-detey-kriticheskiy-dialog (дата обращения: 29.01.2022).

Морозова А.Ю. «Неленинский большевизм» А.А. Богданова и «впередовцев»: идеи, альтерна-тивы, практика. М., 2020.

Савино Дж. Итальянский марксизм и российский социализм: А. Лабриола, А. Грамши и фило-софско-культурные вопросы революционного движения (1890–1937) // Философия. Журнал высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 99–117.

«Ученик – не свинья-копилка»: что такое критическая педагогика и почему она все еще акту-альна [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/istorii/417932-uchenik--ne-svinya-kopilka-chto-takoye-kriticheskaya-pedagogika-i-pochemu-ona-vse-eshche-aktualna (дата обращения 26.07.2021).

Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю. А. Макаренко и П. Фрейре: сравнение основ их социально-педагогической деятельности. Вып. 12. Н. Новгород: Мининский университет, 2019.

Шеррер Ю. Отношения между интеллигенцией и рабочими на примере партийных школ на Ка-при и в Болонье // Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций, 1861–1917 / отв. ред. С.И. Потолов. СПб., 1997. С. 542–554.

Шеррер Ю. Социал-демократическая интеллигенция и рабочие // Реформы или революция? Россия, 1861–1917 гг. Материалы международного коллоквиума историков. СПб., 1992.

Sauermann Е. Anton Makarenko und Paulo Freire. Makarenko-Forschung and Betreiundspadagogik // Makarenko in Ost und West – I. Hrsg. S.E. Weitz, A.A. Frolov. Marburg, 1992. S. 145–198.

Scherrer J. The Relationship Between the Intelligentsia and Workers: the Case of the Party Schools in Capri and Bologna // Workers and Intelligentsia in Late Imperial Russia: Realities, Representations, Reflections / ed. by R.E. Zelnik. Berkeley, 1999. P. 172–185.

References

Andrianova, N.Yu. (2009), “A.A. Bogdanov and A. Gramshi on the role and place of culture in the formation of public consciousness”, Vestnik RGGU. Seriya “Mezhdunarodnye otnosheniya. Regionovedenie”, № 14, pp. 276–291.

Buharaeva, L. (2001), “Dialogic pedagogy of Paulo Freire”, Vysshee obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 122–127.

Frolov, A.A. & E.Yu. Ilaltdinova (2019), A.Makarenko i P.Freire: sravnenie osnov ikh sotsial'no-pedagogicheskoi deyatel'nosti [А.Makarenko and P.Freire: a comparison of the foundations of their socio-pedagogical activities], Izdatel'stvo Mininskogo universiteta, Nizhny Novgorod, Russia, 19 pp.

Gloveli, G.D. (2016), “Educational credo of A.A. Bogdanov: from the Tula circle to the Capri school”, Al'ternativy, № 2, available at: http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/al2-2016/31073-prosvetitelskoe-kredo-a-bogdanova-ot-tulskogo-kruzhka-k-kapriyskoy-shkole.html (accessed 26.07.2021).

Grebenkina, L.K. & N.A. Kopylova (2009), “Conceptual ideas of cooperation pedagogy as the basis of pedagogical interaction between teachers and students of a higher educational institution”, Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Esenina, № 22, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-idei-pedagogiki-sotrudnichestva-kak-osnova-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-prepodavateley-i-studentov-vysshego (accessed 23.06.2021).

Grokhol'skaya, O.G. (2019), “Scientific-pedagogical legacy of N.K. Krupskaya”, Istoriya i pedagogika estestvoznaniya, № 1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskoe-nasledie-n-k-krupskoy (accessed 29.01.2022).

Kokhan, U.O. (2018), “Paulo Freire and “Philosophy for Children”: A Critical Dialogue”, Sotsium i vlast', № 6 (74), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/paulo-freyre-i-filosofiya-dlya-detey-kriticheskiy-dialog (accessed 29.01.2022).

Morozova, A.Yu. (2020), “Neleninskiy bol'shevizm” A.A.Bogdanova i “vperedovtsev”: idei, al'ternativy, praktika [“Non-Leninist Bolshevism” of A.A. Bogdanov and “Vperedovtsy”: Ideas, Alternatives, Practice], Nestor-Istoriya, Moscow, Russia, 512 pp.

Sauermann, Е. (1992), Anton Makarenko und Paulo Freire. Makarenko-Forschung and Betreiundspadagogik, Makarenko in Ost und West – I, hrsg. S.E. Weitz, A.A. Frolov, Marburg, Germany, ss. 145–198.

Savino, Dzh. (2018), “Italian Marxism and Russian Socialism: A. Labriola, A. Gramsci and the Philosophical and Cultural Issues of the Revolutionary Movement (1890–1937)”, Filosofiya. Zhurnal vysshei shkoly ekonomiki, № 2, p. 99–117.

Scherrer, J. (1999), “The Relationship Between the Intelligentsia and Workers: the Case of the Party Schools in Capri and Bologna, in Zelnik, R.E. (ed.), Workers and Intelligentsia in Late Imperial Russia: Realities, Representations, Reflections, University of California Press, Berkeley, USA, pp. 172–185.

Sherrer, Yu. (1992), “Social-Democratic intelligentsia and workers”, in Reformy ili revolyutsiya? Rossiya,

–1917 gg. Materialy mezhdunarodnogo kollokviuma istorikov [Reforms or Revolution?: Russia,

-1917: Proceedings of the International Colloquium of Historians], Nauka, St. Petersburg, Russia, 394 pp.

Sherrer, Ju. (1997), “Relations between the intelligentsia and workers on the example of party schools in Capri and Bologna”, in Potolov, S.I. (ed.), Rabochie i intelligentsiya Rossii v epohu reform i revoljutsiy, 1861–1917 [Workers and Intellectuals of Russia in the Age of Reforms and Revolutions, 1861-1917], Blits, St. Petersburg, Russia, pp. 542–554.

“Uchenik — ne svin'ya-kopilka”: chto takoe kriticheskaya pedagogika i pochemu ona vsyo eshhyo aktual'na (w.d.) [“A student is not a piggy bank”: what is critical pedagogy and why is it still relevant], available at: https://mel.fm/istorii/417932-uchenik--ne-svinya-kopilka-chto-takoye-kriticheskaya-pedagogika-i-pochemu-ona-vse-eshche-aktualna (accessed 26.07.2021).

Загрузки

Опубликован

2022-04-15

Как цитировать

Морозова, А. Ю. . (2022). «ПЕДАГОГИКА УГНЕТЕННЫХ» ПО-РУССКИ: АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ И ПАУЛУ ФРЕЙРЕ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 56(1), 172–183. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/5371