СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОВЕТСКОГО АТОМНОГО ПРОЕКТА

Авторы

  • Н. В. Мельникова

Ключевые слова:

советский атомный проект, кадры, подготовка, обучение, образование

Аннотация

Формирование специализированного высокорезультативного кадрового состава относится к одному из достижений советского атомного проекта. В статье анализируется складывание системы подготовки «атомных» кадров в масштабе всей страны, начиная от ранних этапов воплощения проекта в 1940-х гг. и до конца 1950-х гг. Эта система оформилась в соответствии с ключевым принципом реализации советского атомного проекта, который заключался в решении имеющихся проблем несколькими путями одновременно. Рассматриваются различные виды и уровни образования, применяемые в системе подготовки кадров для атомного проекта (общее образование, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение). Первичным способом была переподготовка специалистов на отдельных курсах, в вузах, через стажировку в научных учреждениях и промышленных предприятиях, работавших на атомный проект. Следующим этапом стало создание специальных (закрытых или секретных) кафедр, отделений и факультетов в имеющихся учебных заведениях, а затем учреждение «своих» училищ, техникумов, политехникумов и вузов. Появившиеся на разных этапах воплощения атомного проекта различные формы и способы обучения обеспечивали как подготовку молодых специалистов (от рабочих до ученых), так и повышение квалификации работающих, охватывая, таким образом, практически все категории персонала. Система подготовки отечественных «атомных» кадров отличалась сильной интеграцией с наукой и производством, вовлеченностью обучающихся в НИР (вплоть до рабочих), формированием среды непрерывного образования, замкнутым циклом образовательного процесса и политехнизацией. Она оказала положительное влияние на развитие высшего и поствузовского образования в стране в области естественных наук и инженерии. Однако успехи «атомного» образования проявились в ограниченном образовательном сегменте.

Библиографические ссылки

Артемов Е.Т. Атомный проект в координатах сталинской экономики. М.: Политическая энцик-лопедия, 2017. 343 с.

Артемов Е.Т., Бедель А.Э. Укрощение урана. Екатеринбург: СВ-96, 1999. 352 с.

Белоус В.И., Гинзбург Б.Л. Подготовка рабочих кадров для промышленности на предприятиях Горьковской области в начале Великой Отечественной войны // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 3(1). С. 178–184.

Будрейко Е.Н. Подготовка специалистов для атомной промышленности в Московском химико-технологическом институте им. Д.И. Менделеева (1950-е – начало 1960-х гг.) // Социология науки и технологий. 2017. T. 8, № 2. С. 42–60.

Водичев Е.Г. Советская научная политика в период «позднего сталинизма» (вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг.): маркеры и метаморфозы // Вестник Том. гос. ун-та. История. 2014. № 2 (28). С. 41–53.

Гусарова М.Н. Исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в советской высшей технической школе в 1950–1980-е гг. // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 1 (72). Вып. 13. С. 197–204.

Дронишинец Н.П., Зиновьев Г.С. Подготовка кадров и создание системы образования в атомных закрытых городах России // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XVIII Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана. Екате-ринбург: Изд-во УрФУ, 2015. С. 933–942.

Дьяков Д. Голова профессора Доппеля // Университетская площадь. 2016. № 9. С. 255–259.

Жарков О.Ю. Система управления производством плутония на химическом комбинате «Маяк» в 1945–1990 гг.: дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 2012. 218 с.

Калинов В.В. Исторический опыт формирования кадрового потенциала научно-технического комплекса страны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культу-рология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8(14). Ч. 2. С. 88–93.

Киселев Г.В. Физики-выпускники Московского университета и советский атомный проект // Успехи физических наук. 2005. Т. 17, № 12. С. 1343–1356.

Клинова М.А. Государственное регулирование экономических стратегий городского населения РСФСР в первое послевоенное десятилетие. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2019. 427 с.

Конохова А.С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вестник Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 126–134.

Мельникова Н.В. Феномен закрытого атомного города. Екатеринбург: Банк культурной инфор-мации, 2006. 176 с.

Михеев М.В. Из опыта привлечения выпускников Уральского политехнического института в советский Атомный проект (1948–1949 годы) [Электронный ресурс] // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 2. С. 51–56. URL: http://magistravitaejournal.ru/images/2_2017/Mikheev.pdf (дата обращения: 16.06.2020).

Новоселов В.Н., Толстиков В.С. Тайна «сороковки». Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995. 320 с.

Панасюк М.И., Романовский Е.А., Кессених А.В. Начальный этап подготовки физиков-ядерщиков в Московском государственном университете (тридцатые – пятидесятые годы) // История советского атомного проекта: документы, воспоминания, исследования. СПб.: РХГИ, 2002. Вып. 2. С. 491–518.

Полани М. Личностное знание / пер. с англ.; под ред. В.А. Лекторского и В.И. Аршинова. М.: Прогресс, 1985. 343 с.

Полунин В.В. Органы управления атомной промышленностью СССР. 1945–1953 гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2007. 278 с.

Реут А.Г. Закрытые административно-территориальные образования Сибири: социализм за ко-лючей проволокой. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-та, 2012. 350 с.

Рясков С.А. Социокультурное развитие закрытых городов Урала (вторая половина 1940-х – се-редина 1980-х гг.): дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2004. 233 с.

Савицкий И.М. Вклад оборонной промышленности Сибири в создание ракетно-ядерного щита СССР в годы «холодной войны» (1946–1965 гг.). Новосибирск: Сибир. книж. изд-во, 2011. 352 с.

Сапрыкин Д. Л. История инженерного образования в России, Европе и США: развитие инсти-тутов и количественные оценки // Вопросы истории естествознания и техники. 2012. № 4. С. 51–90.

Седов В.В. Мобилизационная экономика: советская модель. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2003. 177 с.

Толстиков В.С. Подготовка кадров для атомной отрасли СССР (1944–1955 годы) // Вестник Че-ляб. гос. ун-та. История. 2009. № 6 (144), вып. 30. С. 104–108.

Холловэй Д. Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939–1956. Новосибирск: Си-бирский хронограф, 1997. 626 с.

Brown K. Plutopia. Nuclear Families, Atomic Cities and the Great Soviet and American Plutonium Disasters. N.Y., 2013. 406 p.

Kaiser D. The Physics of Spin: Sputnik Politics and American Physicists in the 1950s // Social Re-search. 2006. Vol. 73, no. 4. Р. 1225–1252.

References

Artemov, E.T. (2017), Atomnyy proekt v koordinatakh stalinskoy ekonomiki [Atomic project in the Stalinist economy coordinates], Politicheskaya entsiklopediya, Moscow, Russia, 343 p.

Artemov, E.T. & A.E. Bedel (1999), Ukroshchenie urana [The taming of uranium], SV-96, Yekaterinburg, Russia, 352 p.

Belous, V.I. & B.L. Ginzburg (2011), “Preparing the workforce for industrial enterprises of the Gorky region at the beginning of the Great Patriotic War”, Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, № 3(1), pp. 178–184.

Brown, K. (2013), Plutopia. Nuclear families, atomic cities and the great Soviet and American plutonium disasters, Oxford University Press, New York, USA, 406 p.

Budreyko, E.N. (2017), “Training of specialists for the nuclear industry at the D. I. Mendeleyev Moscow Chemical and Technological Institute (the 1950s – early 1960s)”, Sotsiologiya nauki i tekhnologiy, Vol. 8, № 2, pp. 42–60.

Dronishinets, N.P. & G.S. Zinovyev (2015), “Training staff and the creation system of education in closed nuclear cities of Russia”, in XVIII Mezhdunarodnaya konferentsiya pamyati prof. L.N. Kogana «Kultura, lichnost, obshchestvo v sovremennom mire: Metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya» [XVIII International Conference in Memory of prof. L.N. Kogan “Culture, personality, society in the modern world: Methodology, experience of empirical research”], UrFU, Yekaterinburg, Russia, pp. 933–942.

Dyakov, D. (2016), “Head of professor Doppel”, Universitetskaya ploshchad, № 9, pp. 255–259.

Gusarova, M.N. (2010), “Historical experience of development of engineering intelligentsia in the Soviet higher technical school in 1950s – 1980s”, Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika, № 1 (72), issue 13, pp. 197–204.

Holloway, D. (1997), Stalin i bomba: Sovetskiy Soyuz i atomnaya energiya. 1939–1956 [Stalin and the bomb: The Soviet Union and atomic energy. 1939–1956], Sibirskiy khronograf, Novosibirsk, Russia, 626 p.

Kaiser, D. (2006), “The Physics of Spin: Sputnik Politics and American Physicists in the 1950s”, Social Research, Vol. 73, № 4, pp. 1225–1252.

Kalinov, V.V. (2011), “Historical experience of personnel resources formation in the scientific-technical complex of the country”, Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, № 8(14), vol. 2, pp. 88–93.

Kiselev, G.V. (2005), “Moscow State University physics alumni and the Soviet Atomic project”, Uspekhi fizicheskikh nauk, Vol. 17, № 12, pp. 1343–1356.

Klinova, M.A. (2019), Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomicheskikh strategiy gorodskogo naseleniya RSFSR v pervoye poslevoyennoye desyatiletiye [State regulation of economic strategies of the urban population of the RSFSR in the first post-war decade], Izd-vo UMTs UPI, Yekaterinburg, Russia, 427 р.

Konokhova, A.S. (2015), “Strengthening the connection between higher school and life: reform of higher education in 1958”, Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, Vol. 4, issue 1, pp. 126–134.

Melnikova, N.V. (2006), Fenomen zakrytogo atomnogo goroda [Closed nuclear town phenomenon], Bank kulturnoy informatsii, Yekaterinburg, Russia, 176 p.

Mikheev, M.V. (2017), “Case study of the Ural Polytechnic Institute to attract graduates to the Soviet Atomic project (1948–1949)”, Magistra Vitae: elektronnyy zhurnal po istoricheskim naukam i arkheologii, № 2,

pp. 51–56, available at: http://magistravitaejournal.ru/images/2_2017/Mikheev.pdf (accessed 16.06.2020).

Novoselov, V.N. & V.S. Tolstikov (1995), Tayna «sorokovki» [The Secrets of “Sorokovka”], Uralskiy rabochiy, Yekaterinburg, Russia, 320 p.

Panasyuk, M.I., Romanovskiy, E.A. & A.V. Kessenikh (2002), “The initial stage of training nuclear physicists at Moscow State University (1930s – 1950s)”, in Vizgin, V.P. (ed.), Istoriya sovetskogo atomnogo proekta: dokumenty, vospominaniya, issledovaniya [The History of the Soviet Atomic Project: documents, reminiscences, research], issue 2, RKhGI, St. Petersburg, Russia, pp. 491–518.

Polani, M. (1985), Lichnostnoe znanie [Personal knowledge], Progress, Moscow, Russia, 343 p.

Polunin, V.V. (2007), Organy upravleniya atomnoy promyshlennostyu SSSR. 1945–1953 gg. [Administrative organs of the atomic industry of the USSR. 1945–1953], PhD dissertation, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, 278 p.

Reut, A.G. (2012), Zakrytye administrativno-territorial'nye obrazovaniya Sibiri: sotsializm za kolyuchey provolokoy [Closed administrative-territorial formations of Siberia: Socialism behind barbed wire], Izd-vo Krasnoyar. gos. agrar. un-ta, Krasnoyarsk, Russia, 350 p.

Ryaskov, S.A. (2004), Sotsiokulturnoe razvitie zakrytykh gorodov Urala (vtoraya polovina 1940-h – seredina 1980-h gg.) [The socio-cultural development of closed cities of the Urals (the second half of the 1940s – middle of the 1980s], PhD dissertation, Institute of History and Archaeology, Ural branch of the RAS, Yekaterinburg, Russia, 233 p.

Saprykin, D.L. (2012), “History of engineering education in Russia, Europe, and the United States: Institu-tional developments and comparative quantitative analysis”, Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki, № 4, pp. 51–90.

Savitskiy, I.M. (2011), Vklad oboronnoy promyshlennosti Sibiri v sozdanie raketno-yadernogo shchita SSSR v gody «kholodnoi voiny» (1946–1965 gg.) [The contribution of the defense industry of Siberia to the creation of a rocket-nuclear shield in the years of the Cold War (1946–1965)], Sibirskoe knizhnoe izdatelstvo, Novosibirsk, Russia, 352 p.

Sedov, V.V. (2003), Mobilizatsionnaya ekonomika: sovetskaya model [Mobilization economics: The Soviet model], Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet, Chelyabinsk, Russia, 177 p.

Tolstikov, V.S. (2009), “Personnel training for the atomic industry of the USSR (1944–1955)”, Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, Istoriya, № 6 (144), issue 30, pp. 104–108.

Vodichev, E.G. (2014), “Soviet science policy in the years of the ‘late Stalinism' (second half of the 1940s – early 1950s): markers and metamorphoses”, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya, № 2 (28), pp. 41–53.

Zharkov, O.Yu. (2012), Sistema upravleniya proizvodstvom plutoniya na khimicheskom kombinate «Mayak» v 1945–1990 gg. [The Administrative System for the Production of Plutonium at the Maiak Chemical Combine, 1945–1990], PhD dissertation, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia, 218 p.

Загрузки

Опубликован

2022-04-15

Как цитировать

Мельникова, Н. В. . (2022). СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОВЕТСКОГО АТОМНОГО ПРОЕКТА. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 56(1), 150–162. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/5368