"Children of Perestroika": life-worlds of schoolchildren in the 1980-1990s

Authors

  • A.S. Lyashok Institute of Economics and Management in Medicine and Social Sphere

Keywords:

pupils, school compositions, letters of pupils, handwritten diaries

Abstract

The article examines history of the late Soviet and post-Soviet childhood. The basis of the author's conviction is the appearance of a new generation of children - "the generation of perestroika" in the 1980s. The formation of a new school children’s worldview is recognized as one of the key problems. The social and historical context of childhood of the 1980s – 1990s is reconstructed through the lens of children's texts. Some personal documents created by children themselves and therefore able to preserve natural language and children’s way of thinking are under investigation, such as school compositions, children’s letters to the newspaper "The Pioneer Truth", handwritten diaries of schoolgirls. The author uses sources from the collection of the Russian State Archive for Social and Political History (Materials of School Department of the Youth Komsomol Central Committee and of the Central Council of the All-Union Pioneer Lenin Organization). Another group of sources are the series of in-depth interviews with the informants of 1975-1985 years of birth. Based on the analysis of children's texts the article reveals the diversity of individual practices of inculturation of pupils, shows changes in the attitude to the Pioneers and Komsomol in children's community, the emergence of new idols, the formation of new reading interests. The author pays attention to the emergence of new preferences, gaming practices, elements of everyday language of communication, formed under the influence of social and cultural changes of the 1990s.

References

Библиографический список

Алексей С. Школьное детство: транскрипт текста интервью Краснодар, 2011 // Личн. архив А. С.

Ляшок.

Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: сб. статей. Пермь, 2010. 300 с.

Безрогов В. Г. Мир детства как мир памяти // Московское детство: память поколений. М., 2008. С. 9–15.

Борисов С. Б. Культурантропология девичества. Шадринск, 2000. 88 с.

Городок в табакерке: Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890–1990): антология текстов «Взрослые о детях и дети о себе». Ч. 2. 1940–1990 / сост. В. Безрогов, К. Келли, А Пиир, С. Сиротина. М.; Тверь: Науч. книга, 2008. 347 с.

Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации: сб. науч. ст. и сообщ. / сост. А. А. Сальникова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. 146 с.

Дневник Елены Б. // Личн. архив А. С. Ляшок.

Дневник Ирины В. // Личн. архив А. С. Ляшок.

Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX–начале XX в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 304 с.

Информация оргкомитета, сочинения учащихся, отмеченные дипломами ЦК ВЛКСМ, Министер ства просвещения СССР, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, Советского комитета защиты мира, по итогам XIII Всесоюзного смотра сочинений учащихся «Я голосую за мир», посвященного 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, Ч. I (Амурская область – Казахская ССР) // РГАСПИ–ХДМО. Ф. 1. Оп. 41. Д. 916.

Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. 270 с.

Крашенинникова Т. П. Воздействие власти и общества на своеобразие «детского текста»: 1953 // Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации: сб. науч. ст. и сообщений. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. С. 134–138.

Маркасова Е. В. Сочинения ученика десятого класса в школе и дома (1955/1956 учебный год) // Антропология советской школы: Культурные __________универсалии и провинциальные практики: сб.статей. Пермь, 2010. С. 110–117.

Обзор почты, поступившей в газету «Пионерская правда», журналы «Вожатый», «Пионер», «Юный натуралист» за 1987 год // РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 906.

Откровенный разговор о наших детях (Результаты социологического исследования «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки») // РГАСПИ–ХДМО. Ф. М-2. Оп. 4. Д. 43.

Ребенок в истории и культуре: Тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 4 / под ред. А.С. Обухова, М.В. Тендряковой. М.: Researcher, 2010. 520 с.

Рожков А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х гг.: в 2 т. Краснодар: Перспективы образования, 2002. Т. 1. 408 с.

Сальникова А. А. Детское письмо и его специфика // Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации: сб. науч. ст. и сообщ. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. С. 116-123.

Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования. Казань, 2007. 256 с.

Сочинения учащихся, отмеченные дипломами ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, по итогам XII Всесоюзного смотра сочинений учащихся на тему: «Мы за партией идем, славя Родину делами», посвященного XIX съезду ВЛКСМ. Ч. IV (Азербайджанская ССР–Туркменская ССР) // РГАСПИ–ХДМО. Ф. 1. Оп. 41. Д. 800.

Kelly C. Children's World: Growing Up in Russia, 1890–1991. New Haven; London: Yale University Press, 2007. 736 p.

References

Aleksey S. Shkol'noe detstvo: transkript teksta interv'yu Krasnodar, 2011 // Lichn. arkhiv A. S. Lyashok.

Antropologiya sovetskoy shkoly: Kul'turnye universalii i provintsial'nye praktiki: sb. statey. Perm', 2010. 300 s.

Bezrogov V. G. Mir detstva kak mir pamyati // Moskovskoe detstvo: pamyat' pokoleniy. M., 2008. S. 9–15.

Borisov S. B. Kul'turantropologiya devichestva. Shadrinsk, 2000. 88 s.

Gorodok v tabakerke: Detstvo v Rossii ot Nikolaya II do Borisa El'tsina (1890–1990): antologiya tekstov «Vzroslye o detyakh i deti o sebe». Ch. 2. 1940–1990 / sost. V. Bezrogov, K. Kelli, A Piir, S. Sirotina. M.; Tver': Nauch. kniga, 2008. 347 s.

Detstvo v nauchnykh, obrazovatel'nykh i khudozhestvennykh tekstakh: opyt prochteniya i interpretatsii: sb. nauch. st. I soobshch. / sost. A. A. Sal'nikova. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2011. 146 s.

Dnevnik Eleny B. // Lichn. arkhiv A. S. Lyashok.

Dnevnik Iriny V. // Lichn. arkhiv A. S. Lyashok.

Ilyukha O. P. Shkola i detstvo v karel'skoy derevne v kontse XIX–nachale XX v. SPb.: Dmitriy Bulanin, 2007. 304 s.

Informatsiya orgkomiteta, sochineniya uchashchikhsya, otmechennye diplomami TsK VLKSM, Ministerstva prosveshcheniya SSSR, Gosudarstvennogo komiteta SSSR po professional'no-tekhnicheskomu obrazovaniyu, Sovetskogo komiteta zashchity mira, po itogam XIII Vsesoyuznogo smotra sochineniy uchashchikhsya «Ya golosuyu za mir», posvyashchennogo 40-letiyu pobedy sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy voyne, XII Vsemirnomu festivalyu molodezhi i studentov v Moskve, Ch. I (Amurskaya oblast' – Kazakhskaya SSR) // RGASPI–KhDMO. F. 1. Op. 41. D. 916.

Kon I. S. Rebenok i obshchestvo: istoriko-etnograficheskaya perspektiva. M.: Nauka, 1988. 270 s.

Krasheninnikova T. P. Vozdeystvie vlasti i obshchestva na svoeobrazie «detskogo teksta»: 1953 // Detstvo v nauchnykh, obrazovatel'nykh i khudozhestvennykh tekstakh: opyt prochteniya i interpretatsii: sb. nauch. st. i soobshcheniy. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2011. S. 134–138.

Markasova E. V. Sochineniya uchenika desyatogo klassa v shkole i doma (1955/1956 uchebnyy god) // Antropologiya sovetskoy shkoly: Kul'turnye universalii i provintsial'nye praktiki: sb.statey. Perm', 2010. S. 110–117.

Obzor pochty, postupivshey v gazetu «Pionerskaya pravda», zhurnaly «Vozhatyy», «Pioner», «Yunyy naturalist» za 1987 god // RGASPI. F. 2. Op. 3. D. 906.

Otkrovennyy razgovor o nashikh detyakh (Rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya «Deti, podrostki i pionerskaya organizatsiya v usloviyakh perestroyki») // RGASPI–KhDMO. F. M-2. Op. 4. D. 43.

Rebenok v istorii i kul'ture: Tr. seminara «Kul'tura detstva: normy, tsennosti, praktiki». Vyp. 4 / pod red. A.S. Obu khova, M.V. Tendryakovoy. M.: Researcher, 2010. 520 s.

Rozhkov A. Yu. V krugu sverstnikov: zhiznennyy mir molodogo cheloveka v sovetskoy Rossii 1920-kh gg.: v 2 t. Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya, 2002. T. 1. 408 s.

Sal'nikova A. A. Detskoe pis'mo i ego spetsifika // Detstvo v nauchnykh, obrazovatel'nykh i khudozhestvennykh tekstakh: opyt prochteniya i interpretatsii: sb. nauch. st. i soobshch. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2011. S. 116-123.

Sal'nikova A. A. Rossiyskoe detstvo v XX veke: Istoriya, teoriya i praktika issledovaniya. Kazan', 2007. 256 s.

Sochineniya uchashchikhsya, otmechennye diplomami TsK VLKSM, Ministerstva prosveshcheniya SSSR i Gosudarstvennogo komiteta SSSR po professional'no-tekhnicheskomu obrazovaniyu, po itogam XII Vsesoyuznogo smotra sochineniy uchashchikhsya na temu: «My za partiey idem, slavya Rodinu delami», posvyashchennogo XIX s'ezdu VLKSM. Ch. IV (Azerbaydzhanskaya SSR–Turkmenskaya SSR) // RGASPI–KhDMO. F. 1. Op. 41. D. 800.

Kelly C. Children's World: Growing Up in Russia, 1890–1991. New Haven; London: Yale University Press, 2007. 73

Published

2020-11-17

How to Cite

Lyashok, A. (2020). "Children of Perestroika": life-worlds of schoolchildren in the 1980-1990s. PERM UNIVERSITY HERALD. History, (2), 149–155. Retrieved from http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3730