Using the experience of World War I in saving children during the Great Patriotic War: problems and contradictions

Authors

  • L. L. Gazieva Pavlov First Saint Petersburg State Medical University

Keywords:

World War I, the Great Patriotic War, besieged Leningrad, children

Abstract

The paper describes the problems and contradictions of how the experience of World War I in saving children’s lives and health was used during the Great Patriotic War. In 1914-1918, many Russian journalists wrote on the impact of the war on children: for example, Brusyanin showed the necessity of diverting them and their forming consciousness from war cruelty. The works of well-known pedagogical authors Zvyagintsev, Zen’kovskiy, and Levitin were presented in the list of methodical literature, recommended to preschool teachers in 1944. Some papers of the journal “The Early Childhood Education” (“Doshkol’noye vospitanie”) show that the formation of hatred for the enemy as the aim of education was recommended by the Preschool Department of the RSFSR People's Commissariat for Education. At the same time, in most of the methodical instructions of 1943-1944, the admiration of heroism was suggested to be used. That is why educational activity was to form children's sense of love and compassion to wounded soldiers or other children. Active interaction of children and the wounded in hospitals in purpose of the formation of children’s humane motivations was organized under the direction of the Herzen Leningrad State Pedagogical Institute academic Evgeniya Zeiliger-Rubinstein and was highly estimated by American journalists in 1944. However, the experience of World War I in saving children’s lives and health could be used more effectively during the Great Patriotic War, if international human rights were more developed.

Author Biography

L. L. Gazieva, Pavlov First Saint Petersburg State Medical University

Candidate of Science in History, Senior Lecturer, Department of Russian History, Pavlov First Saint Petersburg State Medical University (Russia)

References

Библиографический список

IV Гаагская Конвенция 18 октября 1907 г. О законах и обычаях войны URL: Гааг-ская%20Конвенция%201907%20года_%20gaaga_shtml.htm (дата обращения: 05.05.2014).

Аркин Е. А. Особенности ребенка средней группы детского сада // Дошк. воспитание. 1943. № 8–9. С. 1–12.

Бизев С. Б. Смертность гражданского населения Ленинграда в годы блокады 1941–1944 гг. (на материа-лах Ленинградской Городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2001. 173 с.

Брусянин В. В. Война, женщины и дети. Пг.; М., 1917. 129 с.

Бугреева М. Н. О моральных проявлениях ленинградских детей в дни Великой Отечественной войны // Дошк. воспитание. 1944. № 10. С. 20–26.

Бюро МОТ в Москве. Начало URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/ (дата обраще-ния: 05.05.2014).

Газиева Л. Л. Борьба за спасение детей и подростков в блокированном Ленинграде. 1941–1944. СПб., 2014. 428 с.

Гражданский кодекс. Официальный текст с изменениями на 1 августа 1948 г. и с приложением постатей-но-систематизированных материалов. М., 1948.

Женевская декларация прав ребенка. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E5%ED%E5%E2%F1%EA%E0%FF_%E4%E5%EA%EB%E0%F0%E0%F6%E8%FF_%EF%F0%E0%E2_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0 (дата обращения: 05.05.2014).

Женевские Конвенции и Дополнительные протоколы URL: http://www.icrc.org/rus/war-and-law/treaties-customary-law/geneva-conventions/index.jsp (дата обращения: 05.05.2014).

Защита гражданского населения. Обзор. URL: http://www.icrc.org/rus/what-we-do/protecting-civilians/overview-protection-civilian-population.htm (дата обращения: 05.05.2014).

Келленбергер Я. Шестидесятилетие Женевских конвенций: извлекаем уроки из прошлого, чтобы с большей уверенностью встретить будущее. URL: http://www.icrc.org/rus/resources/documents/statement/geneva-conventions-statement-president-120809.htm (дата обращения: 05.05.2014).

Левитов Н. Д. Психологические основы воспитания характера в дошкольном возрасте // Дошк. воспита-ние. 1943. № 10. С. 1–9.

Леушина А. М., Сорокина А. И., Усова А. П., Варшавская О. О книге «Дошкольная педагогика» // Дошк. воспитание. 1949. № 10. С. 45–47.

Международная организация труда. URL: http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm (дата обращения: 05.05.2014).

Митерев Г. А., Наркомздравоохранения СССР. Забота о матери и ребенке – важнейшая государственная задача (сокр. Доклад на Всесоюзном совещании по вопросу об охране материнства и детства 25–27. IX. 1944) // Сов. медицина. 1944. № 12.

Народный музей педагогического колледжа № 8 «Дети и дошкольные работники осажденного Ленин-града» (НМПК). Ф. Щ «Е.Л. Щукиной». Оп. 2. Д. 10. Л. 184–186.

Некролог. Ефим Аронович Аркин // Дошк. воспитание. 1948. № 4.

Общество и война: матер. докл. междунар. науч. семинара. Екатеринбург, 26 ноября 2009. Екатеринбург, 2010. 154 с.

Опыт мировой войны в истории России: сб. ст. / редкол.: И.В. Нарский и др. Челябинск, 2007. 613 с.

Потемкина М. Н. Органы руководства эвакуационным процессом: российский опыт Первой и Второй мировых войн // Опыт мировой войны в истории России. Челябинск, 2007. С. 73–82.

Пянкевич В. Л. «Люди жили слухами»: Неформальное коммуникативное пространство блокадного Ле-нинграда. СПб., 2014. 479 с.

РСФСР. Уголовный кодекс. Официальный текст с изменениями на 1 июня 1942 г. и с приложением по-статейно-систематизированных материалов. М., 1942.

РСФСР. Уголовный кодекс. Официальный текст с изменениями на 1 сентября 1943 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов. М., 1943.

РСФСР. Уголовный кодекс. С изменениями на 1 августа 1941 г. М., 1941.

Сальникова А. А. Конец сказки: Первая мировая и Гражданская войны в восприятии детей-современников // Опыт мировой войны в истории России. Челябинск, 2007. С. 418–438.

Собрание постановлений и распоряжений Правительства РСФСР. М., 1943. № 4. С. 46–50.

Устюжанинова Е. Р. Помощь колхозной площадке // Дошк. воспитание. 1944. № 5–6. С. 4–7.

Устюжанинова Е. Р., инспектор Управления по дошкольному воспитанию НКП РСФСР. Повысим каче-ство работы детских садов и площадок в колхозах // Дошк. воспитание. 1941. № 2. С. 52–53.

Что читать о воспитании у ребенка-дошкольника любви к Родине // Дошк. воспитание. 1944. № 1. С. 42-47.

Щукина Е. Л. Очерки блокадных дней / редкол.: Л. Б. Береговая, Е. Н. Дмитриева и др. СПб., 2010. 247 с.

Яров С. В. Блокадная этика: Представления о морали в Ленинграде в 1941–1942 гг. СПб., 2011. 596 с.

Яров С. В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. М., 2013. 313 с

DeMause L. The Emotional Life of Nations. URL: http://www.psychohistory.com/htm/eln05_psychogenic.html (дата обращения: 05.05.2014).

Girling J. Emotion and Reason in Social Change. Insights from Fiction. New York, 2006. 234 p.

Maurer R. Child care in the Soviet Union. New York, 1950.

Pediatrics and the emotional needs of the child: As discussed by pediatricians and psychiatrists at Hershey. Pennsyvania, 1947, March 6–8. New York, 1948.

Yekelchyk S. The Civic Duty to Hate // Stalinist Citizenship as Political Practice and Civic Emotion (Kiev, 1943–53) / Dept. of History, Dept. of Germanic and Russian Studies University of Victoria, Canada. URL: http://muse.jhu.edu/journals/kritika/v007/7.3iekelchyk.pdf (дата обращения: 05.05.2014).

References

IV Gaagskaya Konventsiya 18 oktyabrya 1907 goda. O zakonakh i obychayakh voyny. URL: Gaagskaya%20Konventsiya%201907%20goda_%20gaaga_shtml.htm

Arkin E. A. Osobennosti rebenka sredney gruppy detskogo sada. Doshk. vospitanie. 1943. № 8–9. S. 1–12.

Bizev S. B. Smertnost' grazhdanskogo naseleniya Leningrada v gody bloka-dy 1941–1944 gg. (na materialakh Leningradskoy Gorodskoy komissii po ustanovleniyu i rassledovaniyu zlodeyaniy nemetsko-fashistskikh zakhvatchi-kov i ikh soobshchnikov): dis. … kand. ist. nauk. SPb., 2001. 173 s.

Brusyanin V. V. Voyna, zhenshchiny i deti. Pg.; M., 1917. 129 s.

Bugreeva M. N. O moral'nykh proyavleniyakh leningradskikh detey v dni Velikoy Otechestvennoy voyny. Doshk. vospitanie. 1944. № 10. S. 20–26.

Byuro MOT v Moskve. Nachalo. URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/

Gazieva L. L. Bor'ba za spasenie detey i podrostkov v blokirovannom Le-ningrade. 1941–1944. SPb., 2014. 428 s.

Grazhdanskiy kodeks. Ofitsial'nyy tekst s izmeneniyami na 1 avgusta 1948 g. i s prilozheniem postateyno-sistematizirovannykh materialov. M., 1948. S. 14.

Zhenevskaya deklaratsiya prav rebenka. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E5%ED%E5%E2%

F1%EA%E0%FF_%E4%E5%EA%EB%E0%F0%E0%F6%E8%FF_%EF%F0%E0%E2_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0.

Zhenevskie Konventsii i Dopolnitel'nye protokoly. URL: http://www.icrc.org/rus/war-and-law/treaties-customary-law/geneva-conventions/index.jsp.

Zashchita grazhdanskogo naseleniya. Obzor. URL: http://www.icrc.org/rus/what-we-do/protecting-civilians/overview-protection-civilian-population.htm.

Kellenberger Ya. Shestidesyatiletie Zhenevskikh konventsiy: izvlekaem uroki iz proshlogo, chtoby s bol'shey uverennost'yu vstretit' budushchee. URL: http://www.icrc.org/rus/resources/documents/statement/geneva-conventions-statement-president-120809.htm.

Levitov N. D. Psikhologicheskie osnovy vospitaniya kharaktera v doshkol'nom vozraste. Doshk. vospitanie. 1943. № 10. S. 1–9.

Leushina A. M., Sorokina A. I., Usova A. P., Varshavskaya O. O knige «Doshkol'naya pedagogika». Doshk. vospitanie. 1949. № 10. S. 45–47.

Mezhdunarodnaya organizatsiya truda. URL: http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm

Miterev G. A., Narkomzdravookhraneniya SSSR. Zabota o materi i rebenke – vazhneyshaya gosudarstvennaya zadacha (sokr. Doklad na Vsesoyuznom sove-shchanii po voprosu ob okhrane materinstva i detstva 25–27. IX. 1944) // Sov. meditsina. 1944. № 12. S. 3.

Narodnyy muzey pedagogicheskogo kolledzha № 8 «Deti i doshkol'nye ra-botniki osazhdennogo Leningrada» (NMPK). F. Shch «E.L. Shchukinoy». Op. 2. D. 10. L. 184–186.

Nekrolog. Efim Aronovich Arkin. Doshk. vospitanie, 1948. № 4. S. 35.

Obshchestvo i voyna: mater. dokl. mezhdunar. nauch. seminara. Ekaterinburg, 26 noyabrya 2009. Ekaterinburg, 2010. 154 s.

Opyt mirovoy voyny v istorii Rossii: sb. st. / redkol.: I.V. Narskiy i dr. Chelyabinsk, 2007. 613 s.

Potemkina M. N. Organy rukovodstva evakuatsionnym protsessom: rossiyskiy opyt Pervoy i Vtoroy mirovykh voyn. Opyt mirovoy voyny v istorii Rossii. Chelyabinsk, 2007. S. 73–82.

Pyankevich V. L. «Lyudi zhili slukhami»: Neformal'noe kommunikativnoe prostranstvo blokadnogo Leningrada. SPb., 2014. 479 s.

RSFSR. Ugolovnyy kodeks. Ofitsial'nyy tekst s izmeneniyami na 1 iyunya 1942 g. i s prilozheniem postateyno-sistematizirovannykh materialov. M., 1942.

RSFSR. Ugolovnyy kodeks. Ofitsial'nyy tekst s izmeneniyami na 1 sentyabrya 1943 g. i s prilozheniem postateyno-sistematizirovannykh materialov. M., 1943.

RSFSR. Ugolovnyy kodeks. S izmeneniyami na 1 avgusta 1941 g. M., 1941.

Sal'nikova A. A. Konets skazki: Pervaya mirovaya i Grazhdanskaya voyny v vospriyatii detey-sovremennikov. Opyt mirovoy voyny v istorii Rossii. Chelyabinsk, 2007. S. 418–438.

Sobranie postanovleniy i rasporyazheniy Pravitel'stva RSFSR. M., 1943. № 4. S. 46–50.

Ustyuzhaninova E. R. Pomoshch' kolkhoznoy ploshchadke. Doshk. vospitanie. 1944. № 5–6. S. 4–7.

Ustyuzhaninova E. R., inspektor Upravleniya po doshkol'nomu vospitaniyu NKP RSFSR. Povysim kachestvo raboty detskikh sadov i ploshchadok v kolkhozakh. Doshk. vospitanie. 1941. № 2. S. 52–53.

Chto chitat' o vospitanii u rebenka-doshkol'nika lyubvi k Rodine. Doshk. vospitanie. 1944. № 1. S. 42-47.

Shchukina E. L. Ocherki blokadnykh dney / redkol.: L. B. Beregovaya, E. N. Dmitrieva i dr. SPb., 2010. 247 s.

Yarov S. V. Blokadnaya etika: Predstavleniya o morali v Leningrade v 1941–1942 gg. SPb., 2011. 596 s.

Yarov S. V. Povsednevnaya zhizn' blokadnogo Leningrada. M., 2013. 313 s

DeMause L. The Emotional Life of Nations. URL: http://www.psychohistory.com/htm/eln05_psychogenic.html.

Girling J. Emotion and Reason in Social Change. Insights from Fiction. New York, 2006. 234 p.

Maurer R. Child care in the Soviet Union. New York, 1950.

Pediatrics and the emotional needs of the child: As discussed by pediatricians and psychiatrists at Hershey. Pennsyvania, 1947, March 6–8. New York, 1948.

Yekelchyk S. The Civic Duty to Hate. Stalinist Citizenship as Political Practice and Civic Emotion (Kiev, 1943–53) / Dept. of History, Dept. of Germanic and Russian Studies University of Victoria, Canada. URL: http://muse.jhu.edu/journals/kritika/v007/7.3iekelchyk.pdf.

Published

2020-07-22

How to Cite

Gazieva, L. L. (2020). Using the experience of World War I in saving children during the Great Patriotic War: problems and contradictions. PERM UNIVERSITY HERALD. History, 29(2), 139–147. Retrieved from http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/3406