“Acrobats of Charity”: involvement of children in social work during World War I (on the Krasnoyarsk materials)

Authors

  • O. M. Dolidovich Siberian Federal University

Keywords:

World War I, history of charity, history of childhood, Krasnoyarsk, ladies' committee, mobilization of the population, Yenisei province

Abstract

The article analyzes the involvement of children in social work during World War I. The problem is studied on the materials of Krasnoyarsk (Yenisei province). The concept of the “total war” was used as a tool for analysis. Based on archival documents and pre-revolutionary periodical press materials used for the first time, the author reveals the reasons why associations started to work with children and to cooperate with educational institutions of the city. The author pays attention to the activities of ladies’ committees as the main channel for engaging children in social work. Students of primary and secondary educational institutions of the city participated in charity performances and concerts, sewed linen and warm clothes, made gifts for soldiers, and donated money. Teachers regarded this as a part of the education of patriotism. Charity organizations and the press actively propagated and replicated the image of a child who made a feasible contribution to solving social problems of wartime, as one of the ways to consolidate and mobilize Russian society. However, citizens’ attitude to the practice was ambiguous. On the one hand, they financially supported charitable actions with participation of children. On the other hand, they often saw children as puppets used by associations to manipulate parents in order to increase the amount of donations.doi 10.17072/2219-3111-2018-2-119-127

Author Biography

O. M. Dolidovich, Siberian Federal University

Candidate of Science in History, Associate Professor, Department of Modern Educational Technologies

References

Список источников

Акробаты благотворительности // Отклики Сибири. 1914. No 199, 17 декабря. С. 2–3.

Большая детская елка // Отклики Сибири. 1914. No 204. 23 декабря. С. 1.

Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 595. Оп. 13. Д. 581, 758.

Детский вечер // Отклики Сибири. 1917. No 164, 7 ноября. С. 1.

Записка о деятельности Красноярского Дамского комитета Красного креста за период времени с 17 августа 1914 г. по 1 сентября 1915 г. Красноярск: Б.и., 1915. 7 с.

Красноярский дамский комитет Красного Креста. Отчет за 1915 год // Вестник Приенисейского края помощи больным и раненым воинам, пострадавшим от войны, беженцам и выселенцам и промышленности по снаряжению армии. Красноярск: Б.и., 1916, С. 8–11.

Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ). Вспомогательный фонд (В/Ф). Д. 7047–1, 7047/40–41, 7047/77–90, 7047/106, 7047–111.

Об организации при местном Комитете союза городов особого Дамского Комитета // Вестник красноярского городского общественного управления. 1915. No 18–19. С. 459–462.

Памятная книжка Енисейской губернии на 1913 г. Красноярск: Б.и., 1913. 229 с.

Письма с фронта // Енисейская мысль. 1915. No 19, 24 января. С. 3

Солдатские письма // Сибирская мысль. 1915. No 28, 4 сентября. С. 4.

Библиографический список

Березовский Н. П. О состоянии начального образования в Енисейской губернии за 1915 г. Общие сведения. Красноярск: Б.и., 1916. 57 с.

Букалова С. В. Трудовые дружины учащихся как форма реализации молодежной политики в годы Первой мировой войны // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. No 2. С. 141–147.

Володкевич Н. Н. Современная война и задачи воспитания // Дети и война. Киев: Б.и., 1915. С. 21–38.

Долидович О.М. Учащиеся Барнаула в практике благотворительной работы в годы Первой мировой войны // Вестник Томского государственного университета. 2016. No 409. С. 47–54.

Звягинцев Е. А. Отношение детей к войне // Вестник воспитания. 1915. No 4. С. 134–146.

Иорданская Е. Война и дети // Пермская земская неделя. 1915. No 6. С. 6.

Карпова В. В. Повседневная жизнь участников трудовых ученических дружин в России (1915–1916 гг.) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2015. Т. 4. No 3. С. 48–55.

Карпова В. В. Столичные педагогические журналы в годы Первой мировой войны // Новейшая история России. 2014. No 3. С. 271–282.

Клиницкий А.И. Ученическая благотворительность в дореволюционной сибирской средней школе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. No 4 (24). С. 130–135.

Кошелева О. Е. Филипп Арьес и российские исследования истории детства // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. No 15 (58). С. 25–31.

Львов Я. Детвора (на войну!) // Лики войны. Сборник одноактных пьес. М.: Б.и., 1915. С. 49–59.

Магадеев И.Э. Первая мировая как тотальная война // Новая и новейшая история. 2014. No 4. С. 3–16.

Пархоменко В. «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию»: юные добровольцы на фронтах Первой мировой // Родина. 2013. No 8. С. 142–145.

Родигина Н. Н. Дети о войне/детям о войне: репрезентация войн и революций начала XX в. В журнале «Задушевное слово» // Сибирь и войны XIX–XX вв.: Тез. Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. (г. Новосибирск, 8–10 июня 2014 г.). Новосибирск: Изд-во Новосибирс. гос. пед. ун-та, 2014. С. 135–137.

Ромашова М. В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского университета. История. 2013. No 2 (22). С. 108–116.

Россия в мировой войне 1914–1918 года: (в цифрах). М.: Б.и., 1925. 103 с.

Сальникова А. А. «Великая», «святая», «далекая»... Первая мировая война в восприятии детей-современников // Россия и современный мир. 2009. No 2 (63). C. 134–150.

Сальникова А. А. «Детский» текст, его специфика и значение для реконструкции детского восприятия и детской памяти «эпохи российских катастроф» // Харків. історіограф. зб. 2006. No 8. С. 132–140.

Сальникова А. А. Конец сказки: Первая мировая и гражданская войны в восприятии детей-современников // Опыт мировых войн в истории России: Сб.ст. Челябинск: Каменный пояс, 2007. С. 418–437.

Сальникова А. А. Реальность конфликта в конфликте текстов: источники российской истории XX в. // Социальный конфликт в различных нормативно-семиотических системах. Казань: Б.и., 2012. 412 с.

Самович А. Л. Патриотическое движение среди учащейся молодежи Минской губернии в годы Первой мировой войны // Новейшая история России. 2015. No 1 (15). С. 29–38.

Смирнов О. Война и дети // Народный учитель. 1914. No 26–27. С. 5–7.

Сулимов В. С. Трудовые дружины учащихся школ Алтайского края в 1916 г. // Мир науки, культуры и образования. 2011. No 5 (30). С. 282–284.

Туманова А.С. Общественные организации России в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917 г.). М.: Полит. энциклопедия, 2014. 327 с.

Чуковский К. И. Дети и война // Нива. 1915. No 51. С. 949–971.

Щербинин П. П. Дети Русско-японской, подростки Первой мировой... Этапы взросления участников революции 1917 г. и гражданской войны // Центр и периферия. 2015. No 3. С. 18–24.

Щербинин П. П. Источники и методология изучения детской повседневности периода Первой м

Published

2019-10-01

How to Cite

Dolidovich, O. M. (2019). “Acrobats of Charity”: involvement of children in social work during World War I (on the Krasnoyarsk materials). PERM UNIVERSITY HERALD. History, 41(2), 119–127. Retrieved from http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2560