ОПРАВДАНИЕ ДЖОНА ЛОККА: «НАТУРАЛИЗАЦИЯ» БРИТАНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА?

Авторы

  • Ю. С. Шипицына

Ключевые слова:

Джон Локк, Томас Сиденхем, научная революция, империализм, деонтология, натурализация, «прошедшесть прошлого»

Аннотация

Статья посвящена проблеме переоценки интеллектуального наследия Джона Локка. Разоблачение «Мифа о Данном» в традиции эмпирической философии, реконструкция политического контекста создания «Двух трактатов о правлении», а также критика со стороны историков-постколониалистов во второй половине ХХ в. поставили под сомнение авторитет философа. В статье проанализированы существующие в зарубежной и отечественной историографии традиции обвинения и защиты Дж. Локка. Традиция обвинения связана с такими фактами биографии Локка, как участие в написании Конституции Каролины (1669) и владения некоторыми территориями этой колонии, близость к Энтони Эшли Куперу, третьему графу Шефтсбери, а также обстоятельствам так называемого «кризиса исключения». Однако наибольший резонанс вызывает логика аргументации принципа гомстеда, изложенная в «Двух трактатах о правлении». Традиция защиты стремится учитывать комплексный характер биографии Локка и интеллектуального контекста его сочинений. Автор обращает внимание на актуализацию в работах историков последнего десятилетия профессионального опыта Локка в сфере медицины. Глубокие познания в естественной истории и многолетняя врачебная практика не только оказывали влияние на этический портрет философа, но и определяли его логику аргументации. Излюбленной стратегией подкрепления своих воззрений у Локка оказывается натурализация – «оестествление» социальных отношений и обращение за примерами и доказательствами к природным феноменам. Новизна исследования определяется также тем, что дискурс оправдания Дж. Локка рассмотрен с точки зрения эмоциональной рефлексии профессиональных историков и общего кризиса исторического сознания, попытки разрешения которого воплотились в понятии «прошедшего прошлого».

Библиографические ссылки

Баркли К. Влюбляясь в мертвых [Электронный ресурс] / пер. с англ. С. Анисимовой // DOXA. 2019. URL: https://doxajournal.ru/stadis/love_with_dead (дата обращения: 25.02.2022).

Бевернаж Б. «Прошедшесть прошлого»: некоторые размышления о политике историзации и кризисе истористского прошлого // Логос. 2021. Т. 31, № 4. С. 65–94.

Бронников А., Зайцева О. От Локка к Лакану // Логос. 2016. Вып. 26, № 6. С. 115–126.

Готтлиб Э. Глава 4. Локк // Мечта о Просвещении. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. С. 174–233.

Деар П., Шейпин С. Научная революция как событие / пер. с англ. А. Маркова. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 576 с.

«Культура духа» vs «Культура разума»: интеллектуалы и власть в Британии и России в XVII–XVIII веках / под ред. Л.П. Репиной. М.: Аквилон, 2022. 1079 с.

Латур Б. Где приземлиться? Опыт политической ориентации / пер. с фр. А. Шестакова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2019. 202 с.

Раздъяконов В. Концепт «история вигов» в новой историографии Научной революции // Государство, религия, церковь. 2013. Вып. 31, № 1. С. 131–149.

Селларс У. Эмпиризм и философия сознания / пер. с англ. Г.С. Рогоняна. СПб.: Изд-во Ев-роп. ун-та в С.-Петербурге, 2021. 218 с.

Тимонин А.Н. Универсальные категории Джона Локка и американские реалии: критический очерк идейных основ колониализма и империализма // Правовое государство. Теория и практика. 2016. Вып. 44, № 2. С. 147–154.

Харауэй Д. Оставаясь со смутой. Заводить сородичей в Хтулуцене. Пермь: Гиле Пресс, 2020. 340 с.

Яковлев А.А. Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2013. 423 с.

Яковлев А.А. Бритва Локка // История философии. 2015. Т. 20. С. 5–24.

Anstey P., Burrows J. John Locke, Thomas Sydenham, and the Authorship of Two Medical Es-says // Electronic British Library Journal. 2009. Article 3. 42 p.

Armitage D. The Ideological Origins of the British Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 258 p.

Armitage D. John Locke: Theorist of Empire? // Empire and Modern Political Thought / ed. by Sankar Muthu. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 84–111.

Arneil B. 'All the World was America' John Locke and the American Indian. London: University College London, 1992. 419 p.

Arneil B. Trade, Plantations, and Property: John Locke and the Economic Defense of Colonial-ism // Journal of the History of Ideas. 1994. Vol. 55, no. 4. P. 591–609.

Axtell J.L. Locke, Newton and the Elements of Natural Philosophy // Paedagogica Europaea. 1965. Vol. 1. P. 235–245.

Baker R. Medical Ethics’ Appropriation of Moral Philosophy: The Case of the Sympathetic and the Unsympathetic Physician // Kennedy Institute of Ethics Journal. 2007. Vol. 17, no. 1. P. 2–22.

Corcoran P. John Locke on the Possession of Land: Native Title vs. the ‘Principle’ of Vacuum Domicilium // The European Legacy. 2007. Vol. 23, no. 3. P. 225−250.

Crignon C. Galenic Heritage in Locke’s Medical Philosophy: From Locke’s Medical Remains to His Reflection on Education // Galen and the Early Moderns. 2022. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-03382894/document (accessed: 25.02.2022).

Daston L. Against Nature. Cambridge, MA: MIT Press, 2019. 96 p.

Esterbay-Smith S. Cultiviting Commerce. Culture of Botany in Britain and France, 1760–1815. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 239 p.

Farr J. Locke, “Some Americans”, and the Discourse on “Carolina” // Locke Studies. 2009. No. 9. P. 19–96.

Jardine N. Whigs and stories: Herbert Butterfield and the Historiography of Science // History of Science. 2003. Vol. XLI. P. 125–140.

Reddy W. The Navigation of Feeling: A Framework for the History of Emotions. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 380 р.

Rosenwein B., Cristiani R. What is the History of Emotions? Cambridge: Polity, 2018. 163 p.

Sanchez-Gonzales M.A. Medicine in John Locke’s Philosophy // The Journal of Medicine and Philosophy. 1990. Vol. 15, no. 6. P. 675–695.

Shapin S., Schaffer S. Leviathan and the AirPump: Hobbes, Boyle, and the Experimental Life (with a new introduction by the authors). Princeton: Princeton University Press, 2011 (1985). 456 p.

Short B.W. The Healing Philosopher: John Locke’s Medical Ethics // Issues in Law and Medi-cine. 2004. Vol. 20, no. 2. P. 103–154.

Talbot A. “The Great Ocean of Knowledge”: The Influence of Travel Literature on the Work of John Locke. Boston: Brill, 2010. 348 p.

Tuck R. The Rights of War and Peace. Oxford: Oxford University Press, 1999. 234 p.

Tully J. Rediscovering America: the Two Treatises and Aboriginal Rights // An Approach to Po-litical Philosophy: Locke in Contexts. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 137–176.

Tully J. Strange Multiplicity: Constitutionalism in an Age of Diversity. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1995. 253 p.

Wilson Th.D. The Ashley Cooper Plan: The Founding of Carolina and the Origins of Southern Political Culture. Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 2016. 304 p.

References

Armitage, D. (2000), The Ideological Origins of the British Empire, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 258 p.

Armitage, D. (2012), “John Locke: Theorist of empire?”, in Muthu, S. (ed.), Empire and Modern Political Thought, Cambridge University Press. Cambridge, UK, pp. 84–111.

Arneil, B. (1992), “All the World was America”: John Locke and the American Indian. University College of London, London, UK, 419 p.

Arneil, B. (1994), “Trade, Plantations, and Property: John Locke and the Economic Defense of Colonialism”, Journal of the History of Ideas, vol. 55, № 4, pp. 591–609.

Axtell, J. L. (1965), “Locke, Newton and the Elements of Natural Philosophy”, Paedagogica Europaea, vol. 1, pp. 235–245.

Baker, R. (2007), “Medical Ethics’ Appropriation of Moral Philosophy: The Case of the Sympathetic and the Unsympathetic Physician”, Kennedy Institute of Ethics Journal, vol. 17, № 1, pp. 2–22.

Barclay, K. (2019), “Falling in love with the dead”, DOXA, available at: https://doxajournal.ru/stadis/love_with_dead (accessed 25.02.2022).

Bevernage, B. (2021). “The pastness of the past: some reflections on the politics of historization and the crisis of historicist pastness”, Logos, vol. 31, № 4, pp. 65–94.

Bronnikov, A. & O. Zaytseva (2016), “From Locke to Lacan”, Logos, vol. 26, № 6, pp. 115–126.

Carey, D. (2013), “Locke’s Species: Money and Philosophy in the 1690s”, Annals of Science, vol. 70, № 3, pp. 357–80.

Corcoran, P. (2007), “John Locke on the Possession of Land: Native Title vs. the ‘Principle’ of Vacuum domicil-ium”, The European Legacy, vol. 23, № 3, pp. 225–250.

Crignon, C. (2022), “Galenic Heritage in Locke’s Medical Philosophy: From Locke’s Medical Remains to His Reflection on Education”, in Galen and the Early Moderns, available at: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-03382894/document (accessed 25.02. 2022).

Daston, L. (2019), Against nature, MIT Press, Cambridge, USA, 96 p.

Dear, P. & S. Sheypin (2015), Nauchnaya revolyutsiya kak sobytie [Revolutionizing the sciences. European knowledge and its ambitions, 1500 – 1700. The Scientific revolution], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 576 p.

Esterbay-Smith, S. (2018), Cultivating Commerce. Culture of Botany in Britain and France, 1760–1815, Cam-bridge University Press, Cambridge, UK, 239 p.

Farr, J. (2009), “Locke, «Some Americans», and the Discourse on «Carolina»”, Locke Studies, № 9, pp. 19–96.

Gottlib, E. (2020), Mechta o Prosveshchenii [Dream about Enlightenment], Alpina non-fikshn, Moscow, Russia, 411 p.

Haraway, D. (2020), Ostavayas' so smutoy. Zavodit' sorodichey v Khtulutsene [Staying with the trouble. Making kin in the chtulucene], Gile Press, Perm, Russia, 340 p.

Jardine, N. (2003), “Whigs and stories: Herbert Butterfield and the historiography of science”, History of Sci-ence, vol. XLI, pp. 125–140.

Kolia, Z. (2015), The Capitalocene, Coloniality and Theology: John Locke, British Colonial Expansion and World Ecology (Paper presented at the conference, World Society, Planetary Natures: Crisis and Sustainability in the Capitalocene and Beyond, Binghamton University, July 9-11, 2015), available at: https://worldecologynetwork.files.wordpress.com/2015/08/kolia-formatted.pdf (accessed 25.02.2022).

Repina, L.P. (ed.) (2022), «Kul'tura dukha» vs «Kul'tura razuma»: intellektualy i vlast' v Britanii i Rossii v XVII – XVIII vekakh [“Culture of the spirit” vs “Culture of the reason”. Intellectuals and power in Britain and Russia in the XVII–XVII centuries], Akvilon, Moscow, Russia, 1079 p.

Latour, B. (2019), Gde prizemlit’sya? Opyt politicheskoy orientatsii [Ou Atterir? Commen S’Orientir en Poli-tique], Izdatel’stvo Evropeyskogo universiteta, St Petersburg, Russia, 202 p.

Locke, J. (1728), Two Treatises of Government: On the Former, The false Principles and Foundation of Sir Robert Filmer and his Followers, are Detected and Overthrown, Printed for A. Bettesworth in Pater-Woster-Row, J. Pemborton in Fleetstreet, and E. Symon in Cornhill, London, UK, 308 p.

Locke, J. (1960), Locke's Two Treatises of Government: A Critical Edition with Introduction and Notes by Peter Laslett, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 521 p.

Lokk, Dzh. (1985), “An Essay Concerning Human Understanding”, in Lokk, Dzh., Sochineniya [Essays], Mysl', Moscow, USSR, vol. 2, 561 pp.

Lokk, Dzh. (1988), “Two Treatises of Government”, in Lokk, Dzh., Sochineniya [Essays], Mysl', Moscow, USSR, vol. 3, pp. 262–405.

Morton, T. (2022), Rod chelovecheskii. Solidarnost' s nechelovecheskim narodom [Humankind. Solidarity with Nonhuman People], Izdatel'stvo Instituta Gaidara, Moscow, Russia, 368 p.

Plamper, J. (2018), Istoriya emotsiy [The history of emotions], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 568 p.

Razdyakonov, V. (2013), “The concept of "Whig History" in new historiography of the Scientific Revolution”, Gosudarstvo, religiya, tserkov', vol. 31, № 1, pp. 131–149.

Reddy, W. (2001), The Navigation of Feeling: A Framework for the History of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 380 р.

Rosenwein, B. & R. Cristiani (2018), What is the History of Emotions?, Polity, Cambridge, UK, 163 p.

Sanchez-Gonzales, M.A. (1990), “Medicine in John Locke’s philosophy”, The Journal of Medicine and Philos-ophy, vol. 15, № 6, pp. 675–695.

Sellars, W. (2021), Empirizm i filosofiya soznaniya [Empirism and the philosophy of mind], Izdatel'stvo Evrop-eyskogo universiteta v Sankt-Peterburge, St. Petersburg, Russia, 218 p.

Shapin, S. & S. Schaffer (2011), Leviathan and the AirPump: Hobbes, Boyle, and the Experimental Life (with a new introduction by the authors), Princeton, Princeton University Press, USA, 456 p.

Short, B.W. (2004), “The healing philosopher: John Locke’s medical ethics”, Issues in Law and Medicine, vol. 20, № 2, pp. 103–154.

Talbot, A. (2010), "The Great Ocean of Knowledge": The Influence of Travel Literature on the Work of John Locke, Boston, Brill, USA, 348 p.

Timonin, A.N. (2016), “The Universal categories of John Locke and American circumstances: critical essay of colonialism and imperialism ideological bases”, Pravovoe gosudarstvo. Teoriya i praktika, vol. 44, № 2, pp. 147–154.

Tuck, R. (1999), The Rights of War and Peace, Oxford University Press, Oxford, UK, 234 p.

Tully, J. (1993), “Rediscovering America: the Two Treatises and aboriginal rights”, in An Approach to Political Philosophy: Locke in Contexts, Cambridge University Press, Cambridge, UK, pp. 137–176.

Tully, J. (1995), Strange Multiplicity: Constitutionalism in an Age of Diversity, Cambridge University Press, Cambridge and New York, 253 p.

Wilson, Th.D. (2016), The Ashley Cooper Plan: The Founding of Carolina and the Origins of Southern Politi-cal Culture, University of North Carolina Press, Chapel Hill, NC, USA, 304 p.

Загрузки

Опубликован

2023-10-05

Как цитировать

Шипицына, Ю. С. . (2023). ОПРАВДАНИЕ ДЖОНА ЛОККА: «НАТУРАЛИЗАЦИЯ» БРИТАНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА?. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 62(3), 5–17. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/8181