СОВЕТСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА МИКРОУРОВНЕ: БРИКОЛАЖ, ДЕФИЦИТ, ТВОРЧЕСТВО
Ключевые слова:
мода, бриколаж, поздний СССР, Дом моделей, модельерыАннотация
Существование советской моды как подсистемы плановой экономики и советской повседневной культуры является общепризнанным. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных советской моде, микроуровень работы советского модельера мало изучен. Цель статьи – объяснить, как советские модельеры становились не просто «инженерами одежды», но и авторами перформативных высказываний. Для этого анализируется моделирование одежды советскими модельерами как процесс бриколажа. В обзоре литературы обосновывается использование понятия бриколажа в контексте профессиональной деятельности. Понятие бриколажа впервые употребляется в ходе анализа профессиональных практик модельеров позднего советского периода. Материалом для работы послужили интервью с бывшими сотрудниками Пермского дома моделей одежды, модельерами ателье и экспериментального цеха Управления бытового обслуживания (всего 14 интервью) и архивные документы. Основными результатами исследования являются вывод о доминировании практик бриколажа в советском моделировании, выявление характерных признаков и особенностей индивидуального бриколажа, источников его пополнения, особенностей диалога с ресурсами и технологиями. Модельеры в своей работе не ограничивались реализацией принципов официального советского моделирования, а, используя возможности символических трансформаций, заключенные в бриколаже, пытались осуществить «внутренние смысловые сдвиги». Их перформативные высказывания не всегда были успешными с точки зрения трансформации публичного дискурса советской моды, но они изменяли профессиональный дискурс в рамках одной организации и/или группы единомышленников. В контексте исследований советской субъектности полученные нами результаты расширяют представления о креативности советского субъекта в условиях дефицита и государственного контроля.Библиографические ссылки
Андреева И. Мода сегодня и завтра // Художник, вещь, мода. М.: Сов. художник, 1989. С. 7–23
Бартлетт Дж. Fashion East: призрак, бродивший по Восточной Европе. М.: Нов. лит. обозрение, 2011. 360 с.
Журавлев С., Гронов Ю. Мода по плану: история моды и моделирования одежды в СССР,
–1991. М.: Б.и., 2013. 494 с.
Иванова А. Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР. М.: Нов. лит. обозрение, 2017. 304 с.
Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР – Оттепель. М.: Нов. лит. обозрение, 2015, 208 с.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 368 с.
Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники. 3-е изд. М. : КомКнига, 2010. 254 с.
Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Нов. лит. обозрение, 2014. 644.
Папушина Ю. О. Производство моды во времена позднего социализма: Взгляд из провинциального Дома моделей // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2019. № 54/4. С. 266–307.
Baker T., Nelson R. E. Creating Something from Nothing: Resource Construction through Entrepreneurial Bricolage // Administrative Science Quarterly. 2005. Vol. 50, No. 3. P. 329–366.
Barksdale H. C., Kelly W. J., MacFarlane I. The marketing concept in the U.S. and the USSR: an historical analysis // Journal of the Academy of Marketing Science. 1978. Vol. 6, №. 4. Р. 258–277.
Carstensen M. B. Paradigm Man vs. the Bricoleur: Bricolage as an Alternative Vision of Agency in Ideational Change // European Political Science Review. 2011. Vol. 3, №1. P. 147–167.
Chernyshova N. Soviet consumer culture in the Brezhnev era. London; New York: Routledge, 2013. 259 p.
Clark J. Style. Resistance through Rituals //Youth subcultures in Post-war Britain / ed. S. Hall and T. Jefferson. London; New York: Routledge, 1976. P. 175–191.
Cook L. J., Dimitrov M. K. The Social Contract Revisited: Evidence from Communist and State Capitalist Economies // Europe-Asia Studies. 2017. Vol. 69, №. 1. Р. 8–26.
Duymedjian R., Rüling C.-C. Towards a Foundation of Bricolage in Organization and Management Theory // Organization Studies. 2010. Vol. 31, № 2. P. 133–151.
Golubev A., Smolyak O. Making Selves through Making Things: Soviet do-it-yourself culture and practices of late Soviet Subjectivation // Cahiers du Monde russe. 2013. Vol. 54, No. 3–4. P. 517–541
Hedbige D. Subculture: the meaning of style. London; New York: Routledge, 1979. 195р.
Klerk S. de. The creative industries: an entrepreneurial bricolage perspective // Management Decision. 2015. Vol. 53, №. 4. Р. 828–842.
Kreis R. A Hands-on Approach: The Do-It-Yourself Culture and Economy in the Twentieth Century // Bulletin of the German Historic Institute. Fall 2014 / Ed. R. E. Wetzell. Washington: German Historic Institute, 2014. P. 153–156.
Oiva M. Something new in the Easter market: Polish perceptions of the developing Soviet consumerism, 1961–1972 // Hausbacher E., Huber E., Hargaßner J. (Ed.). Fashion, Consumption and Everyday Culture in the Soviet Union between 1945 and 1985. München; Berlin; Washington: Verlag Otto Sagner, 2014. Р. 99–124.
Papushina I., Abramov R. The Celebration of Heritage in Soviet Fashion: the Case of the Perm Fashion House // Zone Moda Journal. 2018. Vol. 8(1). P. 167–182.
Stinchfield B. T., Wood M., Nelson R. E. Learning from Levi-Strauss' Legacy: Art, Craft, Engineering, Bricolage, and Brokerage in Entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. 2013. Vol. 37. Iss. 4. P. 889–921.
Vasilyeva Z. Do-It-Yourself Practices and Technical Knowledge in late Soviet and Post-Soviet Russia // TSANTSA. Journal of the Swiss Anthropological Association. 2012. № 17. P. 28–31.
Visscher K., Heusinkveld S., O’Mahoney J. Bricolage and Identity Work // British Journal of Management. 2018. Vol. 29, №. 2. P. 356–372.
Winkel D., Vanevenhoven J., Bronson J. W. The invisible hand in entrepreneurial process: Bricolage in emerging economies // International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management. 2013. Vol. 17, № 4/5/6. P. 214–223.
Zakharova L. S’habiller a la Sovietique. La Mode et le Degel en URSS. Paris: CNRS EDITIONS, 2011. 408 p.
References
Andreeva, I. (1989), “Fashion today and tomottow”, in Hudozhnik, vesch, moda [Artist, thing, fashion], Sovetskiy hudozhnik, Moscow, Russia, pp. 7–23.
Baker T. & R. E. Nelson (2005), “Creating Something from Nothing: Resource Construction through Entrepre-neurial Bricolage”, Administrative Science Quarterly, Vol. 50, № 3, pp. 329–366.
Barksdale, H. C., Kelly, W. J. & I. MacFarlane (1978), “The Marketing Concept in the U.S. and the USSR: a Historical Analysis”, Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 6, № 4, pp. 258–277.
Bartlett, D. (2011), FashionEast: prizrak, brodivshii po Vostochnoy Evrope [FashionEast. The Spectrum that Haunted Socialism], Novoe Literaturnoe Obozrenie, Moscow, Russia, 360 p.
Carstensen, M. B. (2011) “Paradigm Man vs. the Bricoleur: Bricolage as an Alternative Vision of Agency in Ideational Change”, European Political Science Review, Vol. 3, № 1, pp. 147–167.
Chernyshova, N. (2013), Soviet consumer culture in the Brezhnev era, Routledge, Taylor&Francis Group, Lon-don, New York, UK – USA, 259 p.
Clark, J. (1976), “Style. Resistance through Rrituals”, in Hall, S. & T. Jefferson [eds.], Youth subcultures in Post-war Britain, Routledge, London – New York, UK – USA, pp. 175 – 191.
Cook, L. J. & M. K. Dimitrov (2017), “The Social Contract Revisited: Evidence from Communist and State Capitalist Economies”, Europe-Asia Studies, Vol. 69, № 1, pp. 8–26.
Duymedjian, R. & C.-C. Rüling (2010), “Towards a Foundation of Bricolage in Organization and Management Theory”, Organization Studies, Vol. 31, № 2, pp. 133–151.
Golubev, A. & O. Smolyak (2013), “Making Selves through Making Things: Soviet do-it-yourself culture and practices of late Soviet Subjectivation”, Cahiers du Monde russe, Vol. 54, № 3–4, pp. 517–541.
Hedbige, D. (1979), Subculture: the meaning of style, Routledge, London – New York, UK – USA, 195 p.
Ivanova, A. (2017), Magaziny “Berezka”: paradoxy potrebleniya v pozdnem SSSR [Berezka shops: paradoxes of consumption in late USSR], Novoe Literaturnoe Obozrenie, Moscow, Russia, 2017, 304 p.
Klerk, S. de. (2015), “The Creative Industries: an Entrepreneurial Bricolage Perspective”, Management Decision, Vol. 53, № 4, pp. 828–842.
Kreis, R. (2014), “A Hands-on Approach: The Do-It-Yourself Culture and Economy in the Twentieth Century”, in Fall, R. & E. Wetzell (eds.), Bulletin of the German Historic Institute, German Historic Institute, Washington DC, USA, pp. 153–156.
Lebina, N. B. (2015), Muzhchina i zhenstchina: telo, moda, kul'tura. SSSR – Ottepel' [A Man and A Woman: Body, Fashion, Culture. The USSR – Thaw], Novoe Literaturnoe Obozrenie, Moscow, Russia, 208 p.
Levi-Stross, K. (1994), Pervobytnoe myshlenie [The Savage Mind], Respublika, Moscow, Russia, 384 p.
Oiva, M. (2014), “Something New in the Easter Market: Polish Perceptions of the Developing Soviet Consumer-ism, 1961-1972”, in Hausbacher, E., Huber, E. & J. Hargaßner (eds.), Fashion, Consumption and Everyday Cul-ture in the Soviet Union between 1945 and 1985, Verlag Otto Sagner; München – Berlin – Washington/D.C., Germany – USA, pp. 99–124.
Papushina, I. & R. Abramov (2018), “The celebration of heritage in Soviet fashion: the case of the Perm fashion house”, ZoneModa Journal, Vol. 8, № 1, pp. 167–182.
Papushina, Iu. O. (2019), “The field of fashion production during late socialism: the case of Perm clothing de-sign house”, Fashion Theory. Clothes. Body. Culture = Teoria mody. Odezda. Telo. Cul’tura, № 54/4, pp. 266–307.
Stinchfield, B. T., Wood, M. & R. E. Nelson (2013), “Learning from Levi‐Strauss' Legacy: Art, Craft, Engineer-ing, Bricolage, and Brokerage in Entrepreneurship”, Entrepreneurship Theory and Practice, Vol. 37, № 4, pp. 889–921.
Strauss, A. & D. Korbin (2010), Osnovy kachestvennogo issledovaniya: Obosnovannaya teoriya. Protsedury i techniki [Basics of Qualitative Research. Grounded Theory Procedures and Techniques], KomKniga, Moscow, Russia, 254 p.
Vasilyeva, Z. (2012), “Do-It-Yourself Practices and Technical Knowledge in late Soviet and Post-Soviet Russia”, TSANTSA, Journal of the Swiss Anthropological Association, № 17, pp. 28–31.
Visscher, K., Heusinkveld, S. & J. O’Mahoney (2018), “Bricolage and Identity Work”, British Journal of Man-agement, Vol. 29, № 2, pp. 356–372.
Winkel, D., Vanevenhoven, J. & J. W. Bronson (2013), “The invisible hand in entrepreneurial process: Bricolage in emerging economies”, International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management, Vol. 17, № 4/5/6, pp. 214–223.
Yurchak, A. (2014), Eto bylo navsegda, poka ne konchilos’. Poslednee sovetskoe pokolenie [It was Forever Until It Was No More: The Last Soviet Genegration], Novoe Literaturnoe Obozrenie, Mosсow, Russia, 664 p.
Zakharova, L. (2013), “Soviet Fashion in the 1950s – 60s: Regimentation, Western Influences, and Consumption Strategies”, in Gilburd, E. D. K. (ed.), The Thaw: Soviet Society and Culture during the 1950s and 1960s, University of Toronto Press, Toronto, Buffalo, Londres, Canada, pp. 402–435.
Zakharova, L. (2011), S’habiller a la Sovietique. La Mode et le Degel en URSS, CNRS EDITIONS, Paris, France, 408 p.
Zhuravlev, S. V. & J. Gronow (2013), Moda po planu: istoriya mody i modelirovaniya odezhdy v SSSR, 1917 – 1991 [Fashion according to the Plan: History of Fashion and Design of Clothes in the USSR, 1917 – 1991], n.p., Moscow, Russia, 494 p.