Мобилизация: от мира к войне (особенности кинопропаганды на материале документального фильма «Урал кует победу» и киножурнала «Советское искусство»)

L. М. Nemchenko

Аннотация


Статья посвящена проблеме кинопропаганды как средства мобилизации. Показана преемственная связь довоенных киножурналов с военной документалистикой. Доминантой советских фильмов о войне была пропаганда, направленная на формирование народного единства в борьбе против захватчиков. Успех военной кинопропаганды был связан не только с понятной общей целью, но и с выработанными моделями пропаганды довоенного времени, которое пришлось на индустриализацию. Материалы документальных фильмов рассматриваются как репрезентация значимых для советской пропаганды аспектов мобилизационного проекта – трудовой подвиг, дух соревновательности, героизм. Мобилизационный проект в виде довоенной индустриализации стер грань между мирным и военным трудом. Героями индустриализации были не только люди и машины, но и идеология. Процессы индустриализации на Урале совпали с созданием собственного кинопроизводства. Вместе со строительством новых заводов в 1933 г. в Свердловске открывается студия кинохроники, в задачи которой входили визуализация и архивация всех значимых для советской пропаганды аспектов мобилизационного проекта. С приходом звука в кино возникает новый жанр кинодокументалистики – киножурнал. Несмотря на повторяющиеся сюжеты киножурналов (производство, экономика, сельское хозяйство, культура), зрители получали новую информацию, основанную на личных историях и индивидуальном успехе героев фильмов. В советских довоенных киножурналах отчужденный труд индивидуализировался, в военных выпусках эта традиция продолжалась. Героями тыла были конкретные рабочие, ученые, писатели, артисты, мужчины, женщины, дети. Наследовались такие черты предвоенной пропаганды, как интернационализм, единство рабочего класа и интеллигенции. Рассмотрены и новые черты пропаганды, связанные с военным временем, это поиск героических образцов в русской истории, фольклоре. Возник и специфический тип национализма, когда слово «советский» заменялось словом «руский». В обоих исследуемых фильмах особую роль играл авторитет П. П. Бажова, создавшего образ уральского умельца – независимого, творческого, смелого. Люди, подготовленные в эпоху индустриализации к ежедневнму героизму, принимали условия новой реальности: тяжелая жизнь – это норма и так можно долго жить.

 

doi: 10.17072/2219-3111-2017-2-99-105


Ключевые слова


мобилизация; кинопропаганда; киножурнал; документальный фильм «Урал кует победу»

Полный текст:

PDF

Литература


Библиографический список

Булгакова О. Советский слухоглаз: Кино и его органы чувств. М.: Новое лит. обозрение, 2010. 318 с.

Булгакова О. Фабрика жестов. М.: Новое лит. обозрение, 2005. 304 с.

Гюнтер Х. О красоте, которая не смогла спасти социализм // Новое лит. обозрение. 2010. №101. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/101/gu2.html (дата обращения: 09.10.2016).

Добренко Е. Метафора власти: литература сталинской эпохи в историческом освещении. Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1993. 410 с.

Добренко Е. Политэкномия соцреализма. М., 2007. URL: http://www.fedy-diary.ru/?p=3001 (дата обраще-ния: 06.10.2016).

Кант И. Спор факультетов // Кант И. Соч.: в 8 т. М.: ЧOРО, 1994. Т. 7. 459 с.

Круглова Т. Отношения искусства и действительности в соцреализме // Художественные практики соцре-ализма как репрезентации советской повседневности. Екатеринбург, 2013. URL: http://media.ls.urfu.ru/493/1258/2725/2589/1221/ (дата обращения: 28. 09. 2016).

Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 2. 563 с.

Меерович М. Тайные пружины советской индустриализации //Лабиринт. 2014. №1. URL: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2014/05/meerovitch.pdf (дата обращения: 04.10.2016).

Назаров А. Отражение «реальности» в советских хроникальных кинодокументах 1930–1940-х годов [Электронный ресурс]. //Неприкосновенный запас. 2002. №2(22). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2002/22/nazar.html (дата обращения: 05.10.2016).

Непридуманные истории, подсказанные людской памятью: 30–40–50-е годы XX столетия в воспомина-ниях детей, давно ставших взрослыми / сост. И. Н. Демченко. - Екатеринбург: Изд. дом «Автограф», 2013. 191 с.

Самутина Н. История страны/история кино: Рец. на кн. под ред. докт. ист. наук С.С. Секиринского. М.: Знак, 2004 // Критическая масса. 2004. №1.

Хархордин О. Обличать и лицемерить. Генеалогия российской личности. СПб.: Изд-во Европейского университета в СПб., 2002. 511 с.

Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб.: Наука, 2000. 537 с.

References

Bulgakova, О. (2010), Sovetskiy sluhoglaz: Kino i ego organy chuvstv [Soviet sluggles: Cinema and the senses], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 318 p. Bulgakova, О. (2005), Fabrika zhestov [Factory of gestures], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 304 p. Gyunter, Kh. (2010), “About the beauty that could not save socialism”, Novoe literaturnoe obozrenie, №101, available at: http://www.newlocalhistory.com/node/197 (accessed 05.10.2016)

Dobrenko, E. (1993), Metafora vlasti: literatura stalinskoy epokhi v istoricheskom osveshchenii [Metaphor of power: literature of the Stalin era in the light of history], Verlag Otto Sagner, Myunkhen, Germany, 410 p. Dobrenko, E. (2007), Politekonomiya sotsrealizma [The political economy of socialism], available at: http://www.fedy-diary.ru/?p=3001 (accessed 05.10.2016). Kant, I. (1994), “The dispute of the faculties”, in Kant I., Sochineniya [Works], CHORO, Moscow, Russia, vol.7, 459 p.

Kruglova, T.А. (2013), “The relationship between art and reality in the socialist realism”, in Khudozhestvennye praktiki sotsrealizma kak reprezentatsii sovetskoy povsednevnosti (media-portal UrFU) [Artistic practices of socialist realism as a representation of the Soviet everyday life (UrFU media portal), available at: http://media.ls.urfu.ru/493/1258/2725/2589/1221/ (accessed 28.09.2016).

Lokk, D. (1985), Opyt o chelovecheskom razumenii [Experience about human understanding], Mysl', Moscow, Russia, vol.2, 563 p.

Meerovich, M. G. (2014), “Secret springs of Soviet industrialization”, Labirint: zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy, № 1, available at: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2014/05/meerovitch.pdf (accessed 04.10.2016).

Nazarov, А. (2002), “A reflection of “reality” in Soviet newsreel film documents the 1930-1940s”, Neprikosno-vennyi zapas, №2(22), available at: http://magazines.russ.ru/nz/2002/22/nazar.html (accessed 05.10.2016)

Nepridumannye istorii, podskazannye lyudskoy pamyat'yu: 30, 40, 50-e gody XX stoletiya v vospominaniyakh detey, davno stavshikh vzroslymi (2013) [True stories inspired by human memory: 30,40,50 years of the twenti-eth century in the memories of children long since become adults], Аvtograf, Yekaterinburg, Russia, 191 p.

Samutina, N. (2004), “The history of the country/ history of cinema”, Kriticheskaya massa, no 1, pp. 98-99. Kharkhordin, O. (2002), Oblichat' i litsemerit'. Genealogiya rossiyskoy lichnosti [To denounce and be a hypo-crite. Genealogy Russian personality], Evropeyskiy universitet, St. Petersburg, Russia, 511 p.

Yunger, E. H. (2000), Rabochiy. Gospodstvo i geshtal't [Worker. Domination and Gestalt], Nauka, St. Peters-burg, Russia, 537 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Вестник Пермского университета. История на elibrary