Статус диссертации и нормативные основы оппонирования в российском законодательстве XIX века

Авторы

  • N. N. Alevras Челябинский государственный университет

Ключевые слова:

российские университеты, российское законодательство, университетские уставы, положения об ученых степенях, диссертация, диссертационный диспут, оппонент, оппонирование диссертаций

Аннотация

Анализируется содержание университетского законодательства, в частности,нормативных установлений в виде положений об ученых степенях, утвержденные версии которых (1819, 1837, 1844, 1864 гг.) являлись инструкционными дополнениями  университетских уставов (1804, 1835, 1863, 1884). Несмотря на проявляемый к данному законодательству интерес специалистов, изучающих историю российских университетов, всё же не предпринималось специальных попыток рассмотреть эволюцию законодательного регулирования подготовки научных кадров высшей квалификации с целью выявления изменений нормативного статуса диссертации и регламентаций ее научной экспертизы. Обосновывается наблюдение, согласно которому с введением «Положения о производстве в ученые степени» 1844 г. в системе испытаний соискателей ученых степеней намечается поворот к нормативной акцентуации значимости публичной защиты диссертации и ее профессиональной экспертизы как основных инструментов экспертно-квалификационной практики. Данная тенденция получает развитие и закрепление в университетских уставах 1863–1884 гг. и «Положении об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени» 1864 г. Прослеживается, каким образом в нормативных документах постепенно повышался статус диссертации, превратившейся в 1860-е–1880-е гг. в основу оценивания научных достижений претендента на ученую степень. В этот же период в связи с введением принципа публичности диссертационного диспута более определенными стали функции экспертов диссертаций в лице факультета и оппонентов. Данное наблюдение подкрепляется фактом существенного роста статистики защит диссертаций, что выявляется на основе базы данных о диссертантах и  диссертациях ученых-историков, имеющейся в нашем распоряжении. doi: 10.17072/2219-3111-2017-3-37-47

Биография автора

N. N. Alevras, Челябинский государственный университет

Докт. ист. наук, проф. кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета

Библиографические ссылки

Список источников

Университетский устав (5 ноября 1804 г.). § 96–107. URL: http://letopis.msu.ru/documents/327 (дата обращения: 02.02.2017).

Университетский устав 1835 г. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2123 (дата обращения: 05.02.2017).

Об удалении от должностей профессоров Дерптского университета за незаконное производство в докторы правоведения Валтера, Вебера и других лиц // Полное собрание законов Российской импе-рии (ПСЗ РИ). 1817. Собр. 1, Т. 37, № 26940. С. 424–425.

Положение о производстве в ученые степени // ПСЗ РИ. 1819. Собр. 1, Т. 36, № 27646. С. 37–42.

Положение об испытаниях на ученые степени // ПСЗ РИ. 1837. Собр. 2, Т. 12, Ч. 1, № 10188. С. 285–287.

Положение о производстве в ученые степени (от 6 апреля 1844 г.) // Журн. министерства народного просвещения (ЖМНП). 1844. Ч. 42. С. 179–192.

Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени (от 4 января 1864 г.) // ЖМНП. 1864. Ч. 121. С. 96–110.

По поводу нового положения об испытаниях на звание действительного студента и на ученые сте-пени // ЖМНП, 1864. Ч. CXXI. С. 475–492.

Общий устав императорских российских университетов, 23 августа 1884 г. // ПСЗ РИ. Собр. 3. Т. 4, № 2404. С. 456–474.

Погодин М.П. Диспут г. Гладкова // ЖМНП. 1856. Ч. 89. Отд. 3, январь.

Соловьев С.М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других // С.М. Соловьев. Избр. труды. Записки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 229–350.

Библиографический список

Алеврас Н.Н Диссертационный диспут как событие и традиция университетского быта второй половины XIX–начала XX в. // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII–XXI вв.: сб. статей / под ред. Н.Н. Алеврас, Н.В. Гришиной, Ю.В. Красновой. Челябинск: Энциклопедия, 2011. С. 129–144.

Алеврас Н.Н., Гришина Н.В., Скворцов А.М. К созданию коллективного портрета историков-соискателей ученых степеней в России XIX – начала ХХ вв.: разработка базы данных и предва-рительный анализ // Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце XX – начале XXI в.: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань: Из-во Ка-зан.ун-та, 2016. С. 32–40.

Алеврас Н.Н., Гришина Н.В. Диссертации историков и законодательные нормы (1860–1920-е гг.) // Рос.история. 2014. № 2. С. 77–90.

Вишленкова Е., Ильина К. Об ученых степенях и о том, как диссертация в России обретала научную и практическую значимость // Новое литературное обозрение. 2013. № 4. С.84–107.

Гатауллина Р.Х., Ильина К.А.Университетvs министерство народного просвещения: академи-ческая экспертиза и цензура диссертаций в середине XIX в. // Вестник Нижегородского универ-ситета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 4. С.15–24.

Диссертация по истории в контексте российской научной культуры XIX–середины XX в.: опыт и перспективы изучения: сб. статей по итогам межрегион. науч. семинара (вебинара) 18 ноября 2016 г. / под ред. Н.Н. Алеврас, Н.В. Гришиной. Челябинск: Энциклопедия, 2016. 136 с.

Зипунникова Н.Н. «Университеты учреждаются для преподавания наук в высшей степени». Российское законодательство об университетах XVIII – начала XX в.: монография. Екатерин-бург: Изд. дом «Урал.гос. юрид. академия», 2009. 440 с.

Зипунникова Н.Н. Законодательство об ученых степенях как важнейшее условие формирования диссертационной культуры Российской империи // Диссертация по истории в контексте рос-сийской научной культуры XIX–середины XX вв.: опыт и перспективы изучения: сб. ст. по ито-гам межрегион. науч. семинара / под ред. Н.Н. Алеврас, Н.В. Гришиной. Челябинск: Энцикло-педия, 2016. С. 25–35.

Иванов А.Е. Ученое достоинство в Российской империи. XVIII – начало XX в. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М.: Новый хронограф, 2016. 656 с.

Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII – 1917 г. М., 1994. 197 с.

Ильина К.А. Практика рецензирования диссертаций по истории и филологии в университетах Российской империи первой половины XIXв. // Диссертация по истории в контексте россий-ской научной культуры XIX – середины XX в.: опыт и перспективы изучения: сб. ст. по итогам межрегион. науч. семинара / под ред. Н.Н. Алеврас, Н.В. Гришиной. Челябинск: Энциклопедия, 2016. С. 36–49.

Ильина К.А. Траектория научной аттестации в российских университетах 1830-х гг.: Опыт за-щиты А.И. Чивилева // Диалог со временем 57. М.: ИВИ РАН. 2016. С. 169–187.

Кричевский Г.Г. Ученые степени в университетах дореволюционной России // История СССР. 1985. № 2. С. 141–153.

Сухова Н.Ю. Диссертационные диспуты как форма научной работы в православных духовных академиях России в 1869–1884 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2010. Вып.II: 3 (36). С. 21–35.

References

Alevras, N. N. (2011), “Dissertation defense as an event and a tradition of university life in the late XIX – early XX century”, in Alevras, N. N., Grishina, N. V.& Yu. V. Krasnova (eds.), Istoriyaiistoriki v prostranstve-natsional'noyimirovoykul'tury XVIII–XXI vv.: sb. statey [History and historians in the space of national and world cultural of XVIII-XXI centuries: a collection of articles],Entsiklopediya, Chelyabinsk, Russia, pp. 129–144.

Alevras, N. N., Grishina, N. V. & A. M. Skvortsov (2016), “About the creation of collective portrait of historians applying for academic degrees in Russia in XIX – early XX century: the development of a database and prelimi-nary analysis”, in Uchitel' istorii v sotsiokul'turnomprostranstveEvrazii v kontse XX – nachale XXI v.: ma-ter.Vseros.nauch.-prakt. konf. smezhdunar. uchastiem[History teacher in social and cultural life of Eurasia in late XX – early XXI century: Proceedings of All-Russian scientific and practical conference with international par-ticipation], Kazan University, Kazan, Russia, pp. 32–40.

Alevras, N. N.& N. V. Grishina (2014),“History theses and laws (the 1860–1920s)”, Rossiyskayaistoriya, no. 2, pp. 77–90.

Vishlenkova, E.& K. Ilyina (2013),“About academic degrees and how dissertations gained academic and practi-cal importance in Russia], Novoeliteraturnoeobozrenie, no. 4, pp. 84–107.

Gataullina, R. Kh.& K.A.Ilyina (2016), “University vs Ministry of Public Instruction: academic expertise and dissertation censorship in the mid-XIX century”, VestnikNizhegorodskogouniversitetaimeni N. I. Loba-chevskogo, no. 4, pp. 15–24.

Alevras, N. N. &N. V. Grishina (eds.) (2016),Dissertatsiyapoistorii v konteksterossiyskoynauchnoykul'tury XIX–serediny XX v.: opytiperspektivyizucheniya: sb. stateypoitogammezhregion. nauch. seminara (vebinara) 18 noy-abrya 2016 g.[History dissertation in Russian academic culture of XIX – mid-XX century: the results and pro-spects of research: a collection of articles following the multiregional academic seminar],Entsiklopediya, Chel-yabinsk, Russia, 136 p.

Zipunnikova, N. N. (2009),«Universitetyuchrezhdayutsyadlyaprepodavaniyanauk v vyssheystepeni». Ros-siyskoezakonodatel'stvoobuniversitetakh XVIII – nachala XX v.: monografiya. [“Universities are established to teach sciences in the extreme”. Russian university legislation of XVII – early XX century: a monograph], Izd.dom «Ural. gos. yurid. akademiya», Yekaterinburg, Russia, 440 p.

Zipunnikova, N. N. (2016), “Academic degree legislation as a crucial provision for the establishment of disserta-tion culture of the Russian Empire”, in Alevras, N. N. &N. V. Grishina (eds.), Dissertatsiyapoistorii v kontek-sterossiyskoynauchnoykul'tury XIX–serediny XX v.: opytiperspektivyizucheniya: sb. stateypoitogammezhregion. nauch. seminara (vebinara) 18 noyabrya 2016 g.[History dissertation in Russian academic culture of XIX – mid-XX century: the results and prospects of research: a collection of articles following the multiregional aca-demic seminar],Entsiklopediya, Chelyabinsk, Russia, pp. 25-35.

Ivanov, A. Ye. (2016),Uchenoedostoinstvo v Rossiyskoyimperii. XVIII – nachalo XX v. Podgotovkainauchna-yaattestatsiyaprofessoroviprepodavateleyvyssheyshkoly.XVIII – nachalo XX v.[Academic titles in the Russian Empire.XVIII – early XX century.Education and academic assessment of professors and higher education teach-ers.XVIII – early XX century], Novyyhronograf, Moscow, Russia, 656 p.

Ivanov, A. Ye.(1994),Uchenyestepeni v Rossiyskoyimperii. XVIII – 1917 [Academic degrees in the Russian Em-pire. XVIII century – 1917], Institutrossiyskoyistorii RAN, Moscow, Russia, 197 p.

Ilyina, K. A. (2016), “Reviewing history and philology dissertations in the universities of the Russian Empire in early XIX century”, in Alevras, N. N. &N. V. Grishina (eds.), Dissertatsiyapoistorii v kontekster-ossiyskoynauchnoykul'tury XIX–serediny XX v.: opytiperspektivyizucheniya: sb. stateypoitogammezhregion. nauch. seminara (vebinara) 18 noyabrya 2016 g.[History dissertation in Russian academic culture of XIX – mid-XX century: the results and prospects of research: a collection of articles following the multiregional aca-demic seminar],Entsiklopediya, Chelyabinsk, Russia, pp. 36-49.

Ilyina, K. A. (2016), “The trends in academic assessment in Russian universities in the 1830s: the defense of A. I. Chivilev”, Dialog so vremenem, no. 57, pp. 169–187.

Krichevskiy, G. G. (1985), “Academic degrees in the universities of Russia before Revolution”, Istoriya SSSR, no. 2, pp. 141-153.

Sukhova, N. Yu. (2010),“Dissertation defense procedures as a form of academic work in orthodox ecclesiastical academies in Russia in 1869–1884”, VestnikPravoslavnogoSvyato-Tikhonovskogogumanitarnogouniversiteta, no. II: 3 (36), pp. 21–35.

Загрузки

Опубликован

2019-11-23

Как цитировать

Alevras, N. N. (2019). Статус диссертации и нормативные основы оппонирования в российском законодательстве XIX века. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 38(3), 37–47. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2702