Культуральный топос как понятие: методологические возможности для исследования постимперской ситуации межвоенного периода

Авторы

  • E. S. Cherepanova Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Ключевые слова:

Постимперская ситуация, межвоенный период, культуральныйтопос, пограничная и духовная ситуация, рефлексия интеллектуала

Аннотация

Ставится проблема анализа постимперской ситуации межвоенного периода в контексте философской антропологии и философии культуры. В качестве методологического основания предлагается новое понятие – культуральный топос. Данное понятие рассматривается содержательно и инструментально с целью выявить его методологический ресурс как концепта. Исходя из теоретизирования К. Ясперса о пограничной и духовной ситуации обосновывается необходимость топологической трактовки постимперской ситуации межвоенного периода. Подход К. Ясперса предполагает анализ культурно-исторических обстоятельств как духовной ситуации, явленной в самобытии отдельного человека, в его фактическом существовании, как оно ему открывается в рефлексии. Необходимо учитывать, что текст, который отражает рефлексию интеллектуала, всегда включен в контекст культурно-исторической ситуации и является попыткой выйти из нее и занять надысторическую позицию, соотнести с пантеоном значений, имеющих для этого интеллектуала трансцендентальный смысл. Пространство смыслов, значений и социальных практик, о котором идет речь, представляет собой не только рационально распознаваемую систему понятий, но и фундирующий эту систему «ландшафт» данностей, безусловных значений, сложившихся в результате рефлексии по поводу происходящего. Рассматривается специфика формирования смыслов и ценностей в условиях империи и, соответственно, особенность постимперской ситуации межвоенного периода, когда конструирование стратегий идентичности отражает имперские установки. Отмечается, что потребность в обновлении методологии определяется необходимостью увидеть влияние теорий, возникших в постимперской ситуации межвоеннного периода, на современные стратегии описания и объяснения войны и роли интеллектуала. doi 10.17072/2219-3111-2018-3-97-106

Биография автора

E. S. Cherepanova, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Докт. ист. наук, проф. кафедры истории философии,философской антропологии, эстетики и теории культуры Департамента философии Уральскогофедерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Библиографические ссылки

Библиографический список

BlomPh. Die zerrissenen Jahre: 1918–1938. München: Carl Hanser Verlag, 2014. 576 S.

Brecht W. Österreichische Geistesform und österreichische Dichtung: nach einem Vortrag // Deutsche Vierteiljahreszeitschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1931. № 9. S.607–627.

Ebner F. Das Wort und die geistigen Realitäten // Schriften. Bd. 1. Fragmente, Aufsätze, Aphorismen: zu einer Pneumatologie des Wortes. München: Kösel, 1963. 1086 S.

Ebner F. Notizen Tagebücher. Lebenserinnerungen // Schriften. Bd. 2. Notizen, Tagebücher, Lebenserinnerungen. München: Kösel, 1963а. 1190 S.

Habermas J. Erläuterungen zur Diskursethik. Frankfurt a/M., 1991. 229 S.

Kurt F. Die geistige Mobilmachung. Die deutschen Intellektuellen und der der Erste Weltkrieg. Berlin: EinVersuch. Alexander Fest Verlag, 2000. 448 S.

Sacks J. The great partnership Science, religion and the search for meaning. New York: Schocken Books, 2012. 384 s.

Verdrängter Humanismus – verzögerte Aufklärung. Band V: Im Schatten der Totalitarismen. Vom philosophischen Empirismus zur kritischen Anthropologie. Philosophie in Österreich 1920–1951. / M. Benedikt, R. Knoll, C. Zehetner(Hg.) unter Mitarbeit von Endre Kiss. Wien, Facultas Verlags- und Buchhandels AG, 2005. 959 S.

Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. отв. ред. О. Хаванова. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1997. 318 с.

Арендт Х. Уже не и еще не // Опыты понимания. 1930–1954. Становление, изгнание и тоталитаризм. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. С.287–293.

Бауэр О. Австрийская революция. М.; Л. Гос. изд-во, 1925. 294 с.

Ботстайн Л. Евреи и Новое время: О роли евреев в немецкой и австрийской культурах (1848–1938): Очерки. СПб.: Бельведер,2003. 464 с.

Величко О.И. Национальный вопрос в австрийской общественно-политической мысли (1914–1920) // Народы Габсбургской монархии в 1914–1920 гг.: от национальных движений к созданию национальных государств. М., 2011. Т. I.С. 59–68.

Гадамер Г.-Г. Философские основания ХХ века // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 16–26.

Джонстон У.М. Австрийский Ренессанс. Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии, 1848–1938 гг. М.: Б.и., 2004. 633 с.

ЛеРидер Ж. Венский модерн и кризис идентичности / пер. с фр. Т. Баскаковой. СПб.:Б.и., 2009, 720 c.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.

Мудрагей Н.С. Карл Ясперс о многоуровневой структуре сознания // Вопросы философии. 2015. № 12. С. 186–192.

Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии. М.: Мысль, 1987. 190 с.

Рикер П. Время и рассказ. Т. 1: Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.

Рот Й. Вена. Репортажи 1919–1920. М.: Ад. Миргинем пресс, 2016. 112 с.

Сартр Ж.П. Проблемы метода. М.: Академический проект, 2008. 221 с.

Филиппов А.Ф. Новое об империи // Социологическая теория: история, современность, перспективы. СПб.: Владимир Даль, 2008. 831 с.

Хабермас Ю. К архитектонике дифференциации дискурсов // Между натурализмом и религией. М.: Весь мир, 2011. С.76–95.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.

Хабермас Ю. Публичное пространство и политическая публичность // Между натурализмом и религией. М.: Весь мир, 2011а. С.15–26.

Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М.: Вагриус, 2004. 346 с.

Шарый А., Шимов Я. Корни и корона: Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи. М.: КоЛибри, 2011. 448 с.

Шимов Я. Австрия и Венгрия: идентичность на развалинах // Россия в глобальной политике. М.: Б.и., 2005. Т.3. № 6. С.62–77.

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С.288–418.

Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон; РООИ «Реабилитация», 2013. 336 с.

References

Arendt, Kh. (2018), “No Longer and Not”, Opyty ponimaniya, 1930-1954: Stanovlenie, izgnanie i totalitarizm [Essays in Understanding, 1930-1954: Formation, Exile, and Totalitarianism], Izdatel'stvo Instituta Gaydara, Moscow, Russia, p. 287-293.

Avstro-Vengriya: integratsionnie protsessy i natsionalnaya specifika (1997) [Austria-Hungary: integration pro-cesses and national specifics], Institut slavyanovedeniya i balkanistiki RAN, Moscow, Russia 318 p.

Bauer, O. (1925), Avstriyskaya revolyutsiya [The Austrian revolution], Gosudarstvennoe izdatel'stvo, Moscow, Russia, 294 p.

Blom, Ph. (2014), Die zerrissenen Jahre: 1918-1938, Carl Hanser Verlag, München, Deutschland, 576 s.

Botstain, L. (2003), Evrei i Novoe vremya: O roli evreev v nemeckoi i avstriiskoi kulturah (1848-1938): Ocherki [Jews and Modern times: the role of Jews in German and Austrian cultures (1848-1938): Essays], Bel'veder, St. Petersburg, Russia. 464 p.

Brecht, W. (1931), „Österreichische Geistesform und österreichische Dichtung: nach einem“, Deutsche Vierteiljahreszeitschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, № 9, S. 607-627.

Dzhonston, U.M. (2004) Avstriyskiy Renessans. Intellektual'naya i sotsial'naya istoriya Avstro-Vengrii, 1848-1938 [The Austrian Mind an Intellectual and Social History, 1848-1938], Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy, Moscow, Russia, 633 p.

Ebner, F. (1963), „Das Wort und die geistigen Realitäten“, Schriften. Bd. I. Fragmente, Aufsätze, Aphorismen: zu einer Pneumatologie des Wortes, Kösel, München, Deutschland, 1086 s.

Загрузки

Опубликован

2019-10-01

Как цитировать

Cherepanova, E. S. (2019). Культуральный топос как понятие: методологические возможности для исследования постимперской ситуации межвоенного периода. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 42(3), 97–106. извлечено от http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2576