ТРАНСПОРТНЫЕ БАРЬЕРЫ КАК ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КРУПНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ МОСКВЫ)

Авторы

  • Глеб Григорьевич Камкин Институт географии РАН, г. Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17072/2079-7877-2025-3-63-73

Ключевые слова:

внутригородской транспортный барьер, скачкообразная урбанизация, магистрализация, поляризация, конфигурационный район

Аннотация

В июле 2011 г. Правительство Москвы и Правительство Московской области согласовали предложения по очередному изменению границ столицы РФ. Административная территория города в 2011–2012 выросла почти в 2,4 раза (с 1070 до 2561,5 км2) за счет присоединения преимущественно юго-западной части Московской области (части существовавших на тот момент Ленинского, Наро-Фоминского и Подольского районов). Такойпространственный рост по абсолютному показателю уникален для отечественного градостроительства, а по относительному сопоставим только с расширением территории Москвы в 1960 г., когда в состав столицы вошли бывшиечасти Московской области в пределах МКАД и г. Зеленоград. Присоединенные в 2011–2012 гг. территории объединяет неофициальное название «Новая Москва». В процессе ее территориального развития в 2012–2024 гг. былипостроены новые и реконструированы существующие автомагистрали и сформированы современные районы жилой и промышленной (включая коммунально-складскую) застройки. В результате Новая Москва оказалась разделена на относительно слабо связанные части – конфигурационные районы, со всех сторон ограниченные внутригородскими транспортными барьерами – автомобильными и железнодорожными магистралями и лесопарками. Разнообразие таких слабо связанных частей Новой Москвы объясняется наличием в пределах данной территории нескольких взаимно пересекающихся крупных радиальных и хордовых (тангенциальных) внутригородских транспортных барьеров. Цель исследования – изучить сложившуюся к 2025 г. сетку внутригородских транспортных барьеров Новой Москвы и выявить образованные ими конфигурационные районы и их географические особенности.Методы исследования – картометрический (основной), описательный, районирование. В результате исследованияна территории Новой Москвы выявлено 13 внутригородских транспортных барьеров и 3 конфигурационных района. Выявлена особенность Новой Москвы по сравнению с другими территориями столицы – в ее периферийнойчасти конфигурационные районы находятся в стадии формирования.

Биография автора

Глеб Григорьевич Камкин, Институт географии РАН, г. Москва, Россия

выпускник аспирантуры отделасоциально-экономической географии

Загрузки

Опубликован

2025-11-20

Как цитировать

Камкин, Г. Г. (2025). ТРАНСПОРТНЫЕ БАРЬЕРЫ КАК ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КРУПНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ МОСКВЫ). Географический вестник=Geographical Bulletin, (3(74), 63–73. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2025-3-63-73

Выпуск

Раздел

Экономическая, социальная и политическая география