Положение Ленинграда-Санкт-Петербурга в системе авиационных пассажирских перевозок
Keywords:
география транспорта, транспортно-географическое положение, Ленинград, Санкт-Петербург, авиационный транспорт, пассажирские перевозкиAbstract
В статье рассматривается транспортно-географическое положение города Санкт-Петербург (бывший Ленинград) в системе авиапассажирских транспортных коммуникаций, которое значительно отличается от положения в системе грузовых перевозок и изменяется в различные временные периоды (с конца 1950–1960-х гг. и по настоящее время). Анализ трансформаций транспортно-географического положения Ленинграда–Санкт-Петербурга проведен с помощью авторского метода коэффициента связности (Ктс) и пассажирско-транспортного районирования территорий, с которыми город связан авиалиниями. Транспортное районирование территории России дает возможность исследования авиасвязей других городов страны с помощью метода Ктс. Сравнительная характеристика различных авиапассажирских направлений за рассматриваемый период показала, за счет каких выделенных районов происходило улучшение транспортно-географического положения Ленинграда–Санкт-Петербурга до конца 1980-х гг., а также ухудшение положения относительно каких районов является следствием резкого спада 1990-х гг. Отмечается увеличение авиапассажирского влияния аэропорта Пулково за последние годы и «смещение» его связей с восточных направлений на западные.doi 10.17072/2079-7877-2017-3-5-17Поступила в редакцию: 25.10.2016References
Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии. М.: Мысль, 1980. 287 с.
Безруков Л.А., Дашпилов Ц Б. Транспортно-географическое положение микрорегионов Сибири: методика и результаты оценки // География и природные ресурсы. 2010. № 4. С. 5–13.
Бугаев В.К. Социально-экономическая регионалистика : учеб. пособие. СПб. : ВВМ, 2007. 263 с.
Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах / отв. ред. Г.А. Гольц. М.: Наука, 1987. 110 с.
Бугроменко В.Н. Экономическая оценка транспортно-географического положения народнохозяйственных объектов // Известия АН СССР. 1981. № 5. C. 66–79.
Булаев В.М., Новиков А.Н. Географическое положение как предмет исследования конкретной территории. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 140 с.
История скоростного электропоезда ЭР200. URL: http://emupages.ru/history-technology-highspeed-er200.htm (дата обращения: 30.07.2016).
Мартынов В.Л. Транспортно-экономические связи Петербурга-Петрограда-Ленинграда: ретроспективный географический анализ // География в школе. 2003. № 5. С. 9–14.
Официальный сайт РЖД. URL: http://rzd.ru/ (дата обращения: 01.09.2016).
Расписание движения самолетов из аэропорта Пулково на 1991 год: плакат. [Б. м.], 1991. 1 л.
Расписание движения самолетов из аэропорта Пулково на 1995 год: плакат. [Б. м.], 1995. 1 л.
Расписание движения самолетов из Ленинградского аэропорта на 1962 год: плакат. [Б. м.], 1962. 1 л.
Расписание движения самолетов из Ленинградского аэропорта на 1965 год: плакат. [Б. м.], 1965. 1 л.
Расписание движения самолетов из Ленинградского аэропорта на 1975 год: плакат. [Б. м.], 1975. 1 л.
Расписание движения самолетов из Ленинградского аэропорта на 1985 год: плакат. [Б. м.], 1985. 1 л.
Расписание рейсов аэропорта Пулково. URL: http://www.pulkovoairport.ru/flights/schedule/ (дата обращения: 01.09.2016).
Старый сайт аэропорта Пулково. URL: http://old.pulkovoairport.ru/ (дата обращения: 28.03.16).
Тархов С.А. Изменение связности пространства России (на примере авиапассажирского сообщения). М.; Смоленск: Ойкумена, 2015. 154 с.
Тархов С.А. Транспортно-географическое положение // Социально-экономическая география: понятия и термины: словарь-справочник / отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. С 273.
Топчиев А.Г. Формализованный анализ и оценка транспортно-географического положения городов // Вестник Моск. ун-та. Серия 5. География. 1974. № 4. С. 47–54.
Шерстобитов Ю.В. Эволюция пассажирских транспортных связей Урала и Ленинграда (Санкт-Петербурга) во второй половине XX – начале XXI века // Проблемы географии Урала и сопредельных территорий. Челябинск: Край Ра, 2016. С. 256–261.