RAIL PASSENGER COMMUNICATIONS IN RUSSIAN MILLIONAIRE CITIES: SCALE, SPECIFICS, POSSIBILITIES OF TRANSFORMING THE CITY ENVIRONMENT

Authors

DOI:

https://doi.org/10.17072/2079-7877-2021-3-21-37

Keywords:

transport systems, urban environment, rail passenger communications, millionaire cities of Russia

Abstract

The successful evolution of the millionaire cities’ environment is impossible without the availability of modern off-street transport that meets modern standards of speed, safety, ergonomics, and comfort. In Russia, only one type of off-street urban transport – rail transport – is available in all millionaire cities without exception. Therefore, its development is the fastest way to improve the transport situation and enhance the connectivity of urban space. In the paper, we estimate the scale of the rail transport development in all Russian cities with over a million residents (except Moscow and St. Petersburg), analyze the orientation of the rail transport systems towards solving the problems of urban transportation and saving the passengers’ time. The calculation of the integral indicator, covering six specific indicators, revealed a significant differentiation of cities, which showed further increase when the method was supplemented with three indicators characterizing the interaction between different routes of rail transport, as well as with the subway and external (air) transport. We have identified cities whose best practices must be applied in order to avoid aggravation of transport problems that negatively affect the quality of the urban environment and the citizens’ freedom of choice.

References

Бакланов П.Я. Типы структурных трансформаций в территориальных социально-экономических системах // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2015. № 4. С. 12–17.

Букреев А.М., Бычков В.П., Проскурина И.Ю., Усова Ю.П. Решение транспортных проблем города Воронеж на основе инновационных технологий // Регион: системы, экономика, управление. 2018. № 4(43). С. 144–148.

Виноградов К.И. Специфика функционирования общественного транспорта в городских агломерациях // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: Сб. ст. 74. Межд. науч.-техн. конф. Самара: Изд-во Самар. гос. техн. ун-та. 2017. С. 50–54.

Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина под науч. ред. М. Блинкина. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. 570 с.

Гаврилин Д.В., Лутошкина Н.А., Пономарев Н.А. Новая транспортная система города Омска // Техника и технологии строительства. 2016. № 3(7). С. 10–16.

Дружинин А.Г. Пространственное развитие города-миллионера: тенденции постсоветского периода. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 192 c.

Железное кольцо Казани: бюджет РТ выделил деньги на городскую электричку // РБК. URL: http:rt.rbc.ru/tatarstan/20/02/2019/5c6d0a339a7947bafee91c69 (дата обращения: 19.10.2019).

Крупнова Т.Г., Машкова И.В., Кострюкова А.М. Перспективная схема организации пассажирских перевозок с использованием экологически безопасной технологии легкорельсового транспорта в г. Челябинске // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2013. Т. 2. С. 228–238.

Мавлютов Р.Р., Лукьяница М.В., Чижо Л.Н. Трансформация промышленных территорий крупного города как ключевой фактор его социально-экономического развития (на примере г. Волгоград: ВЭТК, 2013. 80 с.

Мажар Л.Ю. Трансформация социально-экономических систем // Вестн. Моск. ун-та. Сер 5. География. 2004. № 4. С. 28–33.

Мамаев Т.Э., Ковалева Н.А. Железнодорожный транспорт в мегаполисе как фактор роста и устойчивости социально-экономического развития // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4. URL: https:ivdon.ru/ru/magazine/ar-chive/n4p2y2015/3471 (дата обращения: 26.08.2019).

Мамаева О.А., Бурлакова О.Д. Обоснование необходимости строительства рельсового общественного транспорта для решения транспортных проблем Самары // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство. Самара: Изд-во Самар. техн. ун-та, 2018. С. 414–421.

Меркушев С.А., Лучников А.С., Николаев Р.С., Кутергина Г.В. Транспортно-инфраструктурный аспект трансформации городской среды в городах-миллионерах России (на примере железнодорожного транспорта г. Перми) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2021. № 66(2). URL: https://doi.org/10.21638/spbu07.2021.202 (дата обращения: 10.07.2021).

Меркушев С.А., Хуснутдинова С.Р. Тенденции и проблемы трансформации территориально-функциональной структуры Екатеринбурга, Казани и Перми: общие черты и различия // Успехи современного естествознания. 2018. № 11-2. С. 366–371.

Персианов В.А. Проект «Городские железные дороги России» // Вестник транспорта. 2014. № 5. С. 2–10.

Перцик Е.Н. Геоурбанистика М.: Издательский центр «Академия», 2009. 432 с.

Планы развития // Акционерное общество «Краспригород». URL: https://www.kraspg.ru/passenger/gorodskaya-elektrichka/plany-razvitiya (дата обращения: 20.10.2019).

Проект Генерального плана развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2035 года // Официальный портал Екатеринбург РФ. URL: http://xn--90agdcm3aczs9j.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/discus/149 (дата обращения: 19.10.2019).

Райскин Б.М. Трамвай-поезд компании Alstom в Касселе // Железные дороги мира. 2009. № 12. С. 21–28.

Родоман Б.Б. Экспрессный транспорт, расселение и охрана природы // Поляризованная биосфера: сб. стат. Смоленск: Ойкумена, 2002. 336 с.

Савельева Е.О. Рельсовый транспорт в постсоветских городах с линейно-расчлененной планировочной структурой (на примере г. Перми) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2016. № 1(21). С. 101–119.

Сафронов Э.А. Будущее омского метро // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: мат. XVIII Межд. (двадцать первой Екатеринбургской) науч.-практ. конф. 16–17 июня 2012 г. Екатеринбург, 2012. С. 156–160.

Свиридчук Г.П. К вопросу определения расстояния между остановочными пунктами железнодорожного транспорта в городских агломерациях // Транспортное дело России. 2017. № 1. С. 122–123.

Солопчук Ю.А., Субачев С.Ю. Городская среда как фактор экономического развития города Краснодара // ASPECTUS. 2017. № 3. С. 43–48.

Ставничий Ю.А. Транспортные системы городов. М.: Стройиздат, 1990. 224 с.

Трамвай-поезд в Мюлузе // Железные дороги мира. 2011. № 9. С. 32–35.

Электричка Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти будет менее скоростной, чем планировали власти // 63 RU. URL: http:63.ru/text/transport/66092035/ (дата обращения: 20.10.2019).

Яблоков П. Бобровый Лог – новая платформа красноярской «Городской электрички» // Транспорт в России. 22 декабря 2018 г. URL: https://tr.ru/news/3078-bobrovyy-log-novaya-platforma-krasnoyarskoy-gorodskoy-el-ektrichki (дата обращения: 08.01.2019).

Яндекс. Расписания [Электронный ресурс]. URL: http://rasp.yan-dex.ru/ (дата обращения: 15.01.2019).

Banerjee S. Planning Bus Rapid Transit System in New Delhi, India. VirdiniaTech. 2016. P. 34.

Craven J., Horan E., Goulding R. Population growth and infrastructure development in Melbourne // WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2014. Vol. 191. P. 509–520. doi: 10.2495/SC140431/.

Kaulgud H. Modern trams (light rail transit) for Cities in India // New Delhi: Institute of Urban Transport (India). 2013. P. 27.

Kuhn F. An J-H. Urban Transport in France: The Tramway Revival // Revitalization of Indonesia Railway Sector: rebuilding rail based public transport system. Franco-Indonesian Seminar of Jakarta on 21 October 2008. URL: http://www.academia.edu/11534805/Revitalization_of_Indonesia_Railway_Sector_Urban_Trans-port_in_France_The_Tramway_Revival (дата обращения: 20.10.2019).

Mamun A., Alam D. Bus Rapid Transit (BRT): What is it and Why Do We Need it for Dhaka // Urban Public Transportation Systems 2013. URL: https://www.academia.edu/3484433/Bus_Rapid_Transit_BRT_What_is_it_and_Why_Do_We_Need_it_for_Dhaka (дата обращения: 19.10.2019).

Merkushev S.A., Khusnutdinova S.R., Popov A.V. Contemporary Transport System of Kazan and Perm: Comparative Analysis // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Vol. 272, 2. 2019. doi: 10.1088/1755-1315/272/2/022247.

Nash A., Naegeli L, Weidmann U. Checklist for successful application of tram-train systems in Europe // Transportation Research Record. 2012. Issue 2275. URL: http://www.academia.edu/2716848/Checklist_for_Successful_Applic (дата обращения: 10.06.2019).

Orosz C., Princz-Jakovics T., Bocz P. LRT and tram and light rail development in Eastern European cities: dreams and reality // European Transport Conference. Glasgow, Scotland. 2011. October 10–12. URL: http://www.academia.edu/5193141/LRT_and_tram_and_light_rail_development_in_Eastern_Europe-an_cities_dreams_and_ reality (дата обращения: 19.10.2019).

Published

2021-09-30

How to Cite

Merkushev С. А. . (2021). RAIL PASSENGER COMMUNICATIONS IN RUSSIAN MILLIONAIRE CITIES: SCALE, SPECIFICS, POSSIBILITIES OF TRANSFORMING THE CITY ENVIRONMENT. Geographical Bulletin, (3(58), 21–37. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2021-3-21-37

Issue

Section

Economic, Social and Political Geography