РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ COVID-19 НА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2079-7877-2021-3-153-168

Ключевые слова:

туристско-рекреационное пространство, региональная туристско-рекреационная система, COVID-19, турист, туристско-рекреационный комплекс, туристский регион

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния пандемии COVID-19 на туристско-рекреационное пространство России. Ограничения, введенные с целью снижения заболеваемости, повлияли на все сферы жизнедеятельности человека по всему миру. Цель исследования – выявить региональные особенности воздействия COVID-19 на компоненты туристско-рекреационного пространства России. Изучение туристско-рекреационного пространства осуществляется в процессе его территориализации, что позволило воспринимать его в форме территориальных туристско-рекреационных систем. С учетом того, что многие процессы, вызванные COVID-19, протекают в границах конкретных регионов, то предметом исследования выступили региональные туристско-рекреационные системы. Применялась покомпонентная оценка воздействия COVID-19 на уровне потенциальных потребителей (туристов), туристско-рекреационного комплекса и на уровне организационно-управленческой системы региона. Для оценки изменения структуры и географии туристского спроса применялся метод анализа поисковых запросов. Последствия влияния COVID-19 на предприятия туристско-рекреационного комплекса регионов России оценивались с помощью методов статистического анализа по показателям, характеризующим туристский поток, деятельность коллективных средств размещения и туристских фирм, оказание туристских услуг населению. Применяя метод контен-анализа новостных порталов, а также изучив сайты органов исполнительной власти, был проведен анализ организационно-управленческого компонента региональной туристско-рекреационной системы. Полученные результаты свидетельствуют об изменении структуры и географии туристского спроса, изменении критериев выбора дестинации. Были определены регионы, туристско-рекреационный комплекс которых практически не пострадал из-за принятых ограничений, и наиболее пострадавшие регионы. По итогам исследования разработана модель воздействия COVID-19 на компоненты туристско-рекреационной системы. Исследование может быть полезно представителям органов исполнительной власти для корректировки документов территориального планирования, управления и повышения результативности реализуемых мер поддержки в постпандемийный период.

Библиографические ссылки

Андреев А.Л., Садчикова А.С. Поисковые запросы в интернете как средство анализа социального поведения россиян в условиях социально-экономического кризиса (на примере Приволжского Федерального округа) // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Т. 4. № 4(16). С. 7–18.

Барашко А.В., Демьянов С.А. Мониторинг белорусского туристического рынка на основе анализа поисковых запросов // Туризм и гостеприимство. 2018. № 2. С. 23–29.

Герасименко Т.И., Герасименко А.С. Некоторые географические аспекты пандемии коронавируса // Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. Социально-экономическая география. 2020. № 1(9). С. 124–126.

Демьянов С.А. Инструментарий google analytics и его практическое использование в туристическом бизнесе // Туризм и гостеприимство. 2016. № 1. С. 44–50.

Дунец А.Н. Туристское пространство как научная категория в исследованиях туризма // Ползуновский альманах. 2015. № 3. С. 86–90.

Ежова Т.В., Ставская Н.Е. Методические подходы к анализу интернет-сайтов на примере сайтов интернет-провайдеров // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 4. С. 39–42.

Зигерн-Kорн Н.В. Туристско-рекреационное пространство как объект региональной политики // Известия Русского географического общества. 2016. Т. 148. Вып. 1. С. 87–100.

Зигерн-Корн Н.В. Теоретическое обоснование государственной политики пространственного развития сферы туризма // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Естественные науки. 2019. № 2. С. 30–39.

Зырянов А.И. Особенности распространения кoронавируса в течение 2020 года и влияние пандемии на туризм // Географические исследования Сибири и Алтае-Саянского трансграничного региона: мат. Межд. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2021. С. 251–261.

Зырянов А.И. Региональная топология туризма // География и туризм. Пермь, 2005. С. 81–99.

Иванов И.А., Голомидова Е.С., Теренина Н.К. Влияние пандемии COVID-19 на изменение объема и пространственной структуры туристского потока в Финляндии и Эстонии в 2020 г // Региональные исследования. 2020. № 4(70). С. 121–128.

Комарова А.А. Изучение социальных представлений об Армении с применением цифровых технологий // Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 3. С. 33–42.

Конышев Е.В. Концептуальные модели региональной туристско-рекреационной системы (функциональный и пространственный уровни) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 12(127). С. 99–109.

Манаков А.Г., Красильникова И.Н., Иванов И.А. География въездного туризма и трансграничное туристско-рекреационное регионообразование в Швеции // Балтийский регион. 2021. Т. 13. № 1. С. 108–123.

Мажар Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. Смоленск: Универсум, 2008. 212 с.

Мажар Л.Ю. Туризм в пространстве и времени: взгляд географа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 16–23.

Максанова Л.Б.-Ж., Андреева А.М. Развитие туризма в условиях пандемии: новые тренды и антикризисные меры // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 12(89). С. 64–68.

Официальный сайт администрации Алтайского края. URL: https://altairegion22.ru/region_news/v-altaiskom-krae-podveli-itogi-razvitiya-turotrasli-v-2020-godu_910264.html (дата обращения: 12.05.2021).

Официальный сайт Госкомитета Республики Татарстан по туризму. URL: https://tourism.tatarstan.ru/index.htm/news/1913526.htm/ (дата обращения: 12.05.2021).

Официальный сайт Департамента туризма Ярославской области. URL: https://www.yarregion.ru/depts/tourism/tmpPages/presscenter.aspx (дата обращения: 12.05.2021).

Официальный сайт Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/200150/ (дата обращения: 12.05.2021).

Официальный сайт Международного форума-выставки по туризму ОТДЫХ LEISURE 2021 // «Блиц-интервью с Эльмирой Тукановой, директором Центра развития туризма Свердловской области», от 11.08.2020. URL: https://www.tourismexpo.ru/leisure/news/27526/ (дата обращения: 12.05.2021).

Официальный сайт регионального Центра «Мой бизнес». URL: https://xn---43-9cdulgg0aog6b.xn--p1ai/mery-podderzhki/centr-klasternogo-razvitiya/klastery/turistsko-rekreacionnyj-klaster-kirovskoj-oblasti (дата обращения: 12.05.2021).

Портал Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 11.05.2021).

Портал Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 12.05.2021).

Потравная Е.В., Слепцов А.Н. Влияние пандемии коронавируса на жизнь арктических регионов в оценках населения // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 144–147.

Рахманов Ф.П., Сулейманов Э.Б., Годжаева Э.М. Последствия влияния пандемии коронавируса на развитие туризма в Азербайджане // Туризм и гостеприимство. 2020. № 2. С. 76–88.

Саранча М.А. Территориальная туристско-рекреационная система как комплексное общественно-природное образование // Вестник Удмуртского университета. Сер. 6: Биология. Науки о Земле. 2010. Вып. 3. С. 58–67.

Сивоволов Д.Л. Интернет-сайт как предмет социологического исследования: метод анализа интерактивных документов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 16. С. 139–143.

Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. «Туристское пространство» как понятие: научные подходы к исследованию // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 2. С. 28–39.

Шарыгин М.Д., Конышев Е.В. Туристско-рекреационное пространство: географические особенности формирования, территориализации и функционирования // Пространственная организация общества: теория, методология, практика: сб. мат. Межд. науч.-практ. конф. / под ред. Т.В. Субботиной, Л.Б. Чупиной. Пермь, 2018. С. 115–119.

Anna Tanina, Evgeny Konyshev, and Kamilya Tsahaeva. 2020. Agritourism Development Model In Digital Economy. In Proceedings of the 2nd International Scientific Conference on Innovations in Digital Economy: SPBPU IDE-2020 (SPBPU IDE '20). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, Article 28, p. 1–6. doi: https://doi.org/10.1145/3444465.3444518.

De la Mora Velasco Efrén, Huang Arthur, Haney Adam. 2021. "An Employee Sharing Model for the Tourism and Hospitality Industry" Tour. Hosp. 2, no. 2: 190–194. URL: https://doi.org/10.3390/tourhosp2020011.

Dwye L., Edwards D., Mistilis N., Roman C., Scott N. Destination and enterprise management for a tourism future // Tourism Management. 2009. №30, P. 63–74.

Kowalczyk Andrzej. «The Phenomenology of Tourism Space» Turyzm 24, 2014. no. 1. 9–15. URL: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0001.

Polukhin Anna, Sheresheva Marina, Efremova Marina, Suranova Oxana, Agalakova Oksana, Antonov-Ovseenko Anton. 2021. "The Concept of Sustainable Rural Tourism Development in the Face of COVID-19 Crisis: Evidence from Russia" J. Risk Financial Manag. 14, no. 1:38. URL: https://doi.org/10.3390/jrfm14010038.

Skinner Heather. 2021. "Place Branding—The Challenges of Getting It Right: Coping with Success and Rebuilding from Crises" Tour. Hosp. 2, no. 1. P. 173–189. URL: https://doi.org/10.3390/tourhosp2010010.

Więckowski M. (2014). Tourism space: an attempt at a fresh look. Turyzm/Tourism. No. 24(1), P. 17–24. URL: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0002.

Włodarczyk, Bogdan. "Space in Tourism, Tourism in Space: On the Need for Definition, Delimitation and Classification" Turyzm 24, 2014. no. 1. P. 25–34. URL: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0003.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Как цитировать

Конышев, Е. В. . (2021). РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ COVID-19 НА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ . Географический вестник=Geographical Bulletin, (3(58), 153–168. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2021-3-153-168

Выпуск

Раздел

Рекреационная география и туризм