ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В СОСТАВЕ КОНСТРУКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Фрида Захаровна Мичурина, Оксана Владимировна Фотина

Аннотация


Образовательные системы стран мира в условиях глобализации претерпевают различного рода изменения: в частности, интернационализация высшего образования и появление нового актора в образовательной системе – образовательного мигранта. Образовательная миграция вызывает качественные изменения не только в самом образовательном пространстве, но и в социально-экономическом пространстве отдельных государств, реагирующих на новые потребности. В статье отражена объективность происходящих изменений на основе экскурса в историю интернационализации образования в России, свидетельствующего о тенденциях формирования миграционных потоков. Анализ стран-доноров для российской системы образования и выбора мигрантами высших учебных заведений позволит разработать стратегию повышения конкурентоспособности образовательных программ для привлечения большего количества иностранных студентов в вузы Российской Федерации.


Ключевые слова


высшее образование; интернационализация высшего образования; образовательная миграция; иностранные студенты; мировой рынок образовательных услуг; страна-реципиент; страна-донор

Полный текст:

PDF

Литература


Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Сер. Политология. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-uchebnaya-migratsiya-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 01.12.2018).

Мичурина Ф.З., Мичурина С.Б. Смысловая и структурная динамика образовательного процесса в высшей школе: классификационный и прикладной аспекты / Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: мат. 6 Межд. науч.-метод. конф. Пермь, 2014. С. 33–37.

Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Вып. 9 / сост. А.Л. Арефьев, Ф.Э. Ширеги. М.: РУДН, 2012. 176 с.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф (дата обращения 23.11.2018).

Сайт Правительства России. URL: http://government.ru/projects/selection/653/28013/ (дата обращения: 06.03.2019).

Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2004. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-kak-faktor-konkurentosposobnosti (дата обращения: 01.12.2018).

Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: мат. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.А. Курганского. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. 293 с. URL: http://popecon.ru/otrivki/700-uchebnaja-migracija.html (дата обращения: 06.03.2019).

Фотина О.В. Международная деятельность вуза и критерии ее эффективности в эпоху глобализации // Мат. Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием, посвященной 85-летию основания Пермской ГСХА и 150-летию со дня рождения академика Д.Н. Прянишникова. Пермь, 2015. С. 205–208.

Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. Вып. 7. М.: Центр социологических исследований, 2017. 496 с.

Altbach, Philip G., Jane Knight The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11, no. 3–4. Pp. 290–305. doi:10.1177/1028315307303542.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 


ISSN: 2079-7877

Адрес издателя и учредителя: 614990, ПГНИУ, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, географический факультет.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-66784 от 08 августа 2016 г.

Научное издание

© ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2017.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.