ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РФ: МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОЛИТИКА И КОНФИГУРАЦИЯ АКТОРОВ

Авторы

  • Юлия Сергеевна Маркова Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-6271-9403
  • Мария Вячеславовна Исобчук Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-1204-4313

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-3-45-55

Ключевые слова:

устойчивое развитие; ESG; Цели устойчивого развития; многоуровневая политика; многоуровневое управление; местное самоуправление; гражданское общество

Аннотация

Одним из базовых направлений российской и мировой политики является реализация Концепции устойчивого развития. Сформулированная ООН Концепция локализуется на национальном уровне и, в частности в РФ, имеет форму Целей устойчивого развития. Сама же специфика сформулированных целей предполагает включенность в их достижение целого ряда как политических, так и экономических и общественных акторов. Из этого следует, что ЦУР как таковые представляют собой пример многоуровневой политики в современной РФ.   Однако институциональный, политико-культурный и другие аспекты современной политической системы РФ накладывают некоторые ограничения на реализацию проектов многоуровневой политики. Цель данной статьи ‒ проанализировать реализацию ЦУР в контексте многоуровневой политики с точки зрения субъектно-акторного состава их исполнителей и интересантов, а также моделей взаимоотношений между этими акторами. Исследование было проведено в стратегии кейс-стади посредством изучения реализации ЦУР в двух муниципалитетах Пермского края: Краснокамском и Нытвенском городских округах. Учитывая специфику предметного поля, в качестве основных источников данной статьи авторы взяли результаты серии глубинных интервью с представителями муниципальной власти и организаций гражданского общества в муниципалитетах. Всего было проведено и проанализировано 19 интервью. В результате исследования охарактеризованы субъектность и функционал конкретных акторов ЦУР. Установлено, что ключевыми акторами являются надлокальные и муниципальные органы власти, бизнес и НКО, в то время как СМИ и общественность выступают скорее в качестве ресурса, вовлекаемого в реализацию ЦУР перечисленными акторами. Сформулированы две модели взаимоотношений акторов реализации ЦУР в муниципалитетах: координирующая и внедряющая. Продемонстрировано, что вариативность моделей обусловлена политическими, административными и другими условиями в локалитетах. Также подтверждена гипотеза о том, что реализацию многоуровневой политики в РФ во многом затрудняют институциональные, ресурсные и организационные барьеры.

Биографии авторов

Юлия Сергеевна Маркова, Пермский государственный национальный исследовательский университет

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, философско-социологический факультет

Мария Вячеславовна Исобчук, Пермский государственный национальный исследовательский университет

ассистент кафедры политических наук, историко-политологический факультет

Библиографические ссылки

Бобылёв, С. Н., Соловьёва, С. В. (2017) ‘Цели устойчивого развития для будущего России’, Проблемы прогнозирования, 3, сс. 26‒33. [Bobylev, S. N., Solovyova, S. V. (2017) ‘Sustainable Development Goals for the Future of Russia’ [Tseli ustoychivogo razvitiya dlya bu-dushchego Rossii], Forecast Problems, 3, pp. 26‒33. (In Russ.)].

Борисова, Н. В., Панов, П. В. (2022) ‘Регионализм и многоуровневая политика по языковому вопросу в странах Европы’, Ars Administrandi (Искусство управления), 14(1), сс. 150–173. [Borisova, N. V., Panov, P. V. (2022) ‘Regionalism and multilevel poli-cy on the language issue in European countries' [Regionalizm i mnogourovne-vaya politika po yazykovomu voprosu v stranakh Evropy], Ars Administrandi (Art of Management), 14(1), pp. 150‒173, DOI: 10.17072/2218-9173-2022-1-150-173 (In Russ.)].

ООН (2015) Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://sdgs.un.org/ru/2030agenda(дата обращения: 29.03.2023). [UN (2015) Transforming Our World: The Agenda for Sustainable Development [Preobrazovaniye nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda] [Online]. Available at: URL: https://sdgs.un.org/ru/2030agenda (Ac-cess: 29.03.2022) (In Russ.)].

ООН (2020) Доклад о целях в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/progress-report/ (дата обращения: 29.03.2023) [UN (2020) Report on Sustainable Develop-ment Goals [Doklad o tselyakh v oblasti ustoychivogo razvitiya] [Online]. Available at: URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/progress-report/ (Ac-cess: 29.03.2022) (In Russ.)].

ООН Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 29.03.2023). [UN. Tasks in the field of sustainable development [Tseli v oblasti ustoychivogo razvitiya] [Online]. Available at: URL: https: //www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (Access: 29.03.2022) (In Russ.)].

Сахаров, А. Г., Колмар, О. И. (2019) ‘Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России’, Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 1, сс. 189 –206. [Sakharov, A. G., Kolmar, O. I. (2019) ‘Prospects for the implemen-tation of the UN Sustainable Develop-ment Goals in Russia’ [Perspektivy reali-zatsii Tseley ustoychivogo razvitiya OON v Rossii], Bulletin of International Organ-izations: Education, Science, New Econo-my, 1, pp. 189‒206. (In Russ.)].

Сулимов, К. А. (2019) ‘Концепт многоуровневого управления в исследования многоуровневой политики в России’ в: Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42701218 (дата обращения: 29.03.2023) [Sulimov, K. A. (2019) ‘The concept of multilevel governance in the study of multilevel politics in Russia’ [Kontsept mnogourovnevogo upravleniya v issledovaniya mnogourovnevoy politiki v Rossii] in: Trajectory of Russia's Political development: institutions, projects, ac-tors. Available at: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42701218 (Access: 29.03.2022) (In Russ.)].

Тяглов, С. Г. (2014) ‘Принцип многоуровневого управления устойчивым развитием региональной экономики в части обес-печения эколого-экономических императивов’, Пространство экономики, 2‒3, сс. 178–182. [Tyaglov, S. G. (2014) ‘The principle of multilevel management of sustainable development of the region-al economy in terms of ensuring ecologi-cal and economic imperatives’ [Printsip mnogourovnevogo upravleniya ustoychivym razvitiyem regionalnoy ekonomiki v chasti obespecheniya ekologo-ekonomicheskikh imperativov], The Space of Economics, 2‒3, pp. 178–182. (In Russ.)].

Цитленок, В. С., Рощина, И. В., Артюхова, Н. А. (2019) Устойчивое развитие экономики Российской Федерации: фактор структурно-многоуровневой разносубъектности. Томск: Изд. Дом Томского государственного университета. [Tsitlenok, V. S., Roshchina, I. V., Artyukhova, N. A. (2019) Sustainable de-velopment of the economy of the Russian Federation: a factor of structural and mul-ti-level diversity of subjects [Ustoychivoye razvitiye ekonomiki Rossiyskoy Feder-atsii: faktor strukturno-mnogourovnevoy raznosubyektnosti]. Tomsk: Ed. House of Tomsk State Uni-versity (In Russ.)].

Bahry, D. (2005) ‘The New Federalism and the Paradoxes of Regional Sovereignty in Russia’, Comparative Politics, 37(2), pp.127–146, DOI: 10.2307/20072879.

Blair, G. S. (1988) ‘Review of Exploring Federal-ism, by D. J. Elazar’, The Journal of Poli-tics, 50(2), pp. 530–532, DOI: 10.2307/2131811.

Hooghe, L., Marks, G. (2003) ‘Unraveling the Central State, but How? Types of Multi-level Governance’, American Political Science Review, 97(2), pp. 233‒243.

Hooghe, L., Marks, G., Schakel, A. (2020) ‘Multilevel governance’ in: Caramani, D. (ed) Comparative Politics. Oxford University Press, pр. 193‒210.

Kempton, D. (2001) ‘Russian Federalism: Continuing Myth or Political Salvation?’, Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 9(2), pp. 201‒242.

Stephenson, P. (2013) ‘Twenty years of multi-level governance: ‘Where Does It Come From? What Is It? Where Is It Going?’, Journal of European Public Policy, 20(6), рр. 817‒837, DOI: 10.1080/13501763.2013.781818.

Zhuravskaya, E. (2010) ‘Federalism in Russia’, No w0141, Working Papers from Center for Economic and Financial Research (CEFIR) [Online]. Available at: URL: https://core.ac.uk/download/pdf/6364201.pdf (Access: 29.03.2022). 21 p.

Загрузки

Опубликован

2023-10-30

Как цитировать

Маркова, Ю. С., & Исобчук, М. В. (2023). ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РФ: МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОЛИТИКА И КОНФИГУРАЦИЯ АКТОРОВ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 17(3). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-3-45-55

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии