Художник между властью и сопротивлением: проблемы идентификации

Авторы

  • Александр Скиперских / Alexandr Skiperskikh Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" http://orcid.org/0000-0001-8587-7415

Ключевые слова:

власть, политический режим, сопротивление, демократизация, дискурс, культура, легитимация, нонконформизм

Аннотация

В данной статье анализируется проблема соотношения официальной и не-официальной культуры. Данное различение не является очевидным и становится частью тактики самого художника в диалоге с властью, выступая его реакцией на существующую политическую ситуацию. В качестве кейса выступает советский культурный дискурс. Рано или поздно художник делает выбор либо в пользу сотрудничества с властью, либо занимает сторону оппозиции к существующему режиму. Довольно жёсткие «правила игры», существовавшие в СССР, всячески понижали значение неофициальной культуры, делая акцент на разрешённой, официальной культуре, с помощью которой демонстрировались достижения социалистического строительства. Анализ рассматриваемого процесса позволяет охарактеризовать становление такого яркого явления, как нонконформизм, в контексте советского искусства.   DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2017-2-47-59

Биография автора

Александр Скиперских / Alexandr Skiperskikh, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук

Библиографические ссылки

Андреева Е. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва – Ленинград 1946–1991. М., 2012. 464 с. [Andreeva E. The angle of inconsistency. Schools of nonconformism. Moscow − Leningrad 1946–1991. Moscow, 2012. 464 p.].

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. 615 с. [Barthes R. Selected works:TheSemiotics. Poetics. Мoscow, 1989. 615 p.].

Дьяконов В. Коллекционер трагедий. URL: http://artguide.com/posts/1178 (дата обращения: 07.04.2017). [Dyakonov V. Collector of tragedies. Available at: http://artguide.com/posts/1178 (accessed: 07.04.2017)].

Забельшанский Г. Портрет коллекционера в интерьере времени. URL: http://www.svoykrug.com/portretofthecoll.html (дата обращения: 02.04.2017). [Zabel’shanskiy G. Portrait of a collector in the interior of time. Available at: http://www.svoykrug.com/portretofthecoll.html (accessed: 02.04.2017)].

Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. 428 с. [Ivanov V. The native and universal. Moscow, 1994. 428 p.].

Кантор М. Одного достаточно. М., 2010. 255 c. [Kantor M. One is enough. Moscow, 2010. 255 p.].

Кантор М. «Художника на рынке, скорее всего, обманут». URL:

https://www.gazeta.ru/culture/2012/06/26/a_4643173.shtml (дата обращения: 07.04.2017). [Kantor M. "An artist in the market is likely to be deceived". Available at: https://www.gazeta.ru/culture/2012/06/26/a_4643173.shtml (accessed: 07.04.2017)].

Луман Н. Власть. М., 2001. 256 с. [Luhmann N. The Power. Moscow, 2001. 256 p.].

Недель О. Оскар Рабин. Нарисованная жизнь. М., 2012. 288 с. [Nedel A. Oscar Rabin. Painted life. Moscow, 2012. 288 p.].

Нонконформизм. Русское и советское искусство 1958−1995. СПб., 2010. 339 с. [Nonconformism. Russian and Soviet art 1958–1995. St. Petersburg, Palace Editions, 2010. 339 p.].

Павленский П. О Русском акционизме. М., 2016. 288 с. [Pavlenskiy P. About Russian actionism. Moscow, 2016. 288 p.].

Ройзман Е. Собрание музея художников Екатеринбурга // Урал. 2007. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2007/4/ro9.html (дата обращения: 02.04.2017). [Roizman E. Collection of Ekaterinburg Museum of Fine Arts //Ural. 2007. No. 4. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2007/4/ro9.html (accessed: 02.04.2017)].

Скиперских А.В. Право на сопротивление: политико- философская ретроспектива. // Социум и власть. 2015. № 5. С. 67–72. [Skiperskikh A.V. The right to opposition: political and philosophical retrospective // Society and Power. 2015. No. 5. P. 67–72].

Унксова М. Нонконформизм в русском искусстве. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения // http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm (дата обращения: 07.04.2017). [Unksova M. Nonconformism in Russian art. Existential aspects of nonconformism and basic movements. Available at: http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm (accessed:

04.2017)].

Фуко М. Восставать бесполезно? // Неприкосновенный запас. 2011. № 5. (79). С. 16−20. [Foucault M. Is it useless to revolt? // NZ. 2011. No. 5. (79). P. 16–20.].

Эдуард Лимонов. Проповедь вторника 7 февраля: "Запахло 91-ым годом...". URL: http://limonov-eduard.livejournal.com/190282.html (дата обращения: 02.04.2017). [Limonov Eduard. The sermon on Tuesday, February 7: "It smelled like 1991 year...". Available at: http://limonoveduard.livejournal.com/190282.html (accessed: 02.04.2017)].

Опубликован

2018-10-04

Как цитировать

Alexandr Skiperskikh А. С. /. (2018). Художник между властью и сопротивлением: проблемы идентификации. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, (2), 47–59. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/1638

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)