ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: ГОТОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ДОВЕРИЕ К ВЛАСТИ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-2-48-59Ключевые слова:
доверие; органы власти; инициативное бюджетирование; местные инициативыАннотация
Анализируются возможности использования механизма инициативного бюджетирования через оценку готовности населения к участию в данных практиках. В фокусе внимания исследователей оценка доверия населения к деятельности органов власти как предиктора формирования их готовности к софинансированию проектов инициативного бюджетирования. Ведущим методом исследования выбран анкетный опрос населения (N=447). Результаты исследования иллюстрируют достаточно низкий интерес общественности к личному участию в практиках инициативного бюджетирования (64,0% не готовы вкладывать свои средства в проекты развития местных сообществ). Респонденты признают актуальность обращения к механизму софинансирования, только в случае, если он затрагивает их индивидуальные интересы (40,4% ‒ «да, если проблема стоит остро и касается меня (моей семьи) лично»). В ходе исследования было установлено, что каждый третий житель не удовлетворен деятельностью органов местного самоуправления в целом, наиболее негативные оценки были получены по показателю обеспечения прозрачности использования бюджетных средств (46,1%). Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне доверия к власти в вопросах расходования средств муниципального бюджета, при этом недостаточность ресурса доверия лимитирует готовность жителей вкладывать финансовые средства в развитие территории. Делается вывод, что отсутствие у общественности уверенности в том, что органы местного самоуправления ориентированы на интересы жителей и поддержку местных инициатив будет снижать готовность к участию в практиках реализации проектов софинансирования. Делается заключение, что низкий уровень осведомленности граждан о практиках инициативного бюджетирования усугубляет проблемы низкого уровня доверия населения к финансовой деятельности органов власти, снижает удовлетворенность эффективностью реализации контрольно-бюджетных функций.Библиографические ссылки
Александрова, О. А. (2019) ‘Обеспечение атмосферы доверия как условие экономического развития’, Экономическое возрождение России, 3 (61), сс. 71–81. [Aleksandrova, O. A. (2019) ‘Ensuring an atmosphere of trust as a condition for economic development’ [Obespecheniye atmosfery doveriya kak usloviye ekonomicheskogo razvitiya], Economic revival of Russia, 3 (61), pр. 71–81. (In Russ.)].
Вагин, В. В., Гаврилова, Н. В. (2017) ‘Методология оценки программ и практик инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации’, Финансовая аналитика: проблемы и решения, 10 (12), сс. 1393–1406. [Vagin, V. V., Gav-rilova, N. V. (2017) ‘Methodology for evaluating programs and practices of ini-tiative budgeting in the constituent enti-ties of the Russian Federation’ [Metod-ologiya otsenki programm i praktik init-siativnogo byudzhetirovaniya v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii], Fi-nancial Analytics: Problems and Solu-tions, 10 (12), pр. 1393–1406. (In Russ.)]. DOI: 10.24891/fa.10.12.1393.
Ильичева, Л. Е., Кондрашов, А. О., Лапин, А. В. (2021) ‘Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом’, Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2, сс. 162–185. [Ilyiche-va, L. E., Kondrashov, A. O., Lapin, A. V. (2021). ‘Trust as a bridge over the abyss of uncertainty between government and society’ [Doveriye kak most nad propast'yu neuverennosti mezhdu vlast'yu i obshchestvom], Public opinion monitoring: economic and social changes, 2, pр. 162–185. (In Russ.)]. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1917.
Константин, В. В., Соколов, И. А. (2022) ‘Перспективы и условия востребованности инициативного бюджетирования в Рос-сии’, Экономическая политика, 17 (2), сс. 34–61. [Konstantin, V. V., Sokolov, I. A. (2022) ‘Prospects and conditions for the demand for initiative budgeting in Russia’ [Perspektivy i usloviya vostrebo-vannosti initsiativnogo byudzhetirovani-ya v Rossii], Economic policy, 17 (2), pp. 34–61. (In Russ.)]. DOI: 10.18288/1994-5124-2022-2-34-61.
Майкова, Э. Ю., Симонова, Е. В. (2014) ‘Гражданское участие населения как фактор развития местного самоуправления в российских муниципальных образованиях’, Власть, 22 (1), сс. 90–94. [Maykova, E. Yu., Simonova, E. V. (2014) ‘Civil participation of the popula-tion as a factor in the development of lo-cal self-government in Russian munici-palities [Grazhdanskoye uchastiye nase-leniya kak faktor razvitiya mestnogo samoupravleniya v rossiyskikh munitsi-pal'nykh obrazovaniyakh], Power, 22 (1), pp. 90–94. (In Russ.)].
Малкина, М. Ю., Овчинников, В. Н., Холодилин, К. А. (2020) ‘Институциональные факторы политического доверия в со-временной России’, Журнал институциональных исследований, 12 (4), сс. 77–93. [Malkina, M. Yu., Ovchinnikov, V. N., Kholodilin, K. A. (2020) ‘Institu-tional Factors of Political Trust in Con-temporary Russia’ [Institutsional'nyye faktory politicheskogo doveriya v sov-remennoy Rossii’], Journal of Institution-al Studies, 12(4), pp. 77–93. (In Russ.)]. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.077-093.
Медведева, Н. В. (2018) ‘Участие бизнеса в социальном развитии территории: ограничения и возможности’, Вопросы экономики, 6, сс. 126–132. [Medvedeva, N. V. (2018) ‘Business Participation in the Social Development of the Territory: Limitations and Opportunities’ [Uchastiye biznesa v sotsial'nom razvitii territorii: ogranicheniya i vozmozhnosti], Issues of Economics, 6, pp. 126–132. (In Russ.)]. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-6-126-132.
Медведева, Н. В., Фролова, Е. В., Рогач, О. В. (2021) ‘Взаимодействие и перспективы партнерства территориального обще-ственного самоуправления с местной властью’, Социологические исследования, 10, сс. 132–137. [Medvedeva, N. V., Frolova, E. V., Rogach, O. V. (2021) ‘In-teraction and prospects for partnership of territorial public self-government with local authorities’ [Vzaimodeystviye i per-spektivy partnerstva territorial'nogo ob-shchestvennogo samoupravleniya s mestnoy vlast'yu], Sociological research, 10, рp. 132–137. (In Russ.)]. DOI: 10. 31857/S013216250015275-5.
Подгорская, С. В., Мирошниченко, Т. А. (2021) ‘Роль механизма партисипаторного бюджетирования в развитии сельских территорий (на примере Ростовской области)’, Мелиорация и гидротехника, 11 (4), сс. 187–206. [Pod-gorskaya, S. V., Miroshnichenko, T. A. (2021) ‘The role of the mechanism of participatory budgeting in the develop-ment of rural areas (on the example of the Rostov region)’ [Rol' mekhanizma partisipatornogo byudzhetirovaniya v razvitii sel'skikh territoriy (na primere Rostovskoy oblasti)], Melioration and hy-draulic engineering, 11 (4), рp. 187–206. (In Russ.)]. DOI: 10.31774/2712-9357-2021-11-4-187-206.
Рогач, О. В., Фролова, Е. В. (2022) ‘Драйверы формирования гражданской активности населения в муниципальных образованиях Российской Федерации’, Ars Administrandi. Искусство управления, 14 (2), сс. 306–326. [Rogach, O. V., Frolova, E. V. (2022) ‘Drivers of the for-mation of civil activity of the population in the municipalities of the Russian Fed-eration’ [Drayvery formirovaniya gra-zhdanskoy aktivnosti naseleniya v muni-tsipal'nykh obrazovaniyakh Rossiyskoy Federatsii], Ars Administrandi. The art of management, 14 (2), рp. 306–326. (In Russ.)]. DOI: 10.17072/2218-9173-2022-2-306-326.
Розанова, Н. Н. (2016) ‘Репутационный капитал власти как ресурс регионального развития’, Вестник государственного и муниципального управления, 3 (22), сс. 63–68. [Rozanova, N. N. (2016). ‘The reputational capital of power as a resource for regional development’ [Repu-tatsionnyy kapital vlasti kak resurs re-gional'nogo razvitiya], Bulletin of State and Municipal Administration, 3 (22), pp. 63–68. (In Russ.)]. DOI: 10.12737/22391.
Сивинцева, О. В., Будник, К. В. (2018) ‘Партисипаторные инструменты в субъектах РФ: самообложение граждан и инициативное бюджетирование’, Ars Administrandi. Искусство управления, 10 (1), сс. 96–127. [Sivintseva, O. V., Budnik, K. V. (2018) ‘Participatory tools in the subjects of the Russian Federation: self-taxation of citizens and initiative budgeting’ [Partisipatornyye instrumenty v sub"yektakh RF: samooblozheniye gra-zhdan i initsiativnoye byudzhetirovani-ye], Ars Administrandi. The Art of Man-agement, 10 (1), pp. 96–127. (In Russ.)]. DOI:10.17072/2218-9173-2018-1-96-127.
Широков, А. Н., Юркова, С. Н. (2018) ‘Изменение подходов к формированию структуры органов местного само-управления’, Эффективное управление как фактор устойчивого развития территории. Сборник материалов межрегионального межвузовского круглого стола, сс. 32–40. [Shirokov, A. N., Yurkova, S. N. (2018). ‘Changing ap-proaches to the formation of the struc-ture of local governments’ [Izmeneniye podkhodov k formirovaniyu struktury or-ganov mestnogo samoupravleniya], Effec-tive management as a factor in the sus-tainable development of the territory. Col-lection of materials of the interregional in-teruniversity round table, pp. 32–40. (In Russ.)].
Шульга, И. Е., Вагин, В. В., Хачатрян, Г. Н. и др. (2017) Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения. Москва, 124 с. [Shulga, I. E., Vagin, V. V., Khachatryan, G. N. et al. (2017) Proactive budgeting. Russian experience in the field of citizens' participation in solving is-sues of local importance [Initsiativnoye byudzhetirovaniye. Rossiyskiy opyt v ob-lasti uchastiya grazhdan v reshenii vo-prosov mestnogo znacheniya]. Moscow, 124 p. (In Russ.)].
Burrier, G. (2019) ‘Politics or Technical Criteria? The Determinants of Infrastructure In-vestments in Brazil’, Journal of develop-ment studies, 55 (7), pp. 1436–1454.
Cabannes, Y. (2018) ‘Highlights on some Asian and Russian Participatory Budgeting Pioneers’, International Observatory on Par-ticipatory Democracy, 27 p.
Estrada, L., Bastida, F. (2020) ‘Effective transparency and institutional trust in honduran municipal governments’, Administration & Society, 52 (6), рp. 890–926. DOI: 10.1177/0095399719874346.
Goncalve, S. (2014) ’The Effects of Participatory Budgeting on Municipal Expenditures and Infant Mortality in Brazil’, World Development, (53), pp. 94–110. D0I:10.1016/ j.worlddev.2013.01.009.
Nared, J. (2018) ’Local Self-government Reforms in Slovenia: Discourse on Centrality and Peripherality’, Perspectives on Geograph-ical Marginality, 3, pp. 243–256. DOI 10.1007/978-3-319-59002-8_17.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Издателю журнала (Пермский государственный национальный исследовательский университет) право на использование его статьи в составе журнала, а также на включение текста аннотации, полного текста статьи и информации об авторах в систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Автор даёт своё согласие на обработку персональных данных.
Право использования журнала в целом в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ принадлежит Издателю журнала и действует бессрочно на территории Российской Федерации и за её пределами.
Авторское вознаграждение за предоставление автором Издателю указанных выше прав не выплачивается.
Автор включённой в журнал статьи сохраняет исключительное право на неё независимо от права Издателя на использование журнала в целом:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).
Направление автором статьи в журнал означает его согласие на использование статьи Издателем на указанных выше условиях, на включение статьи в систему РИНЦ, и свидетельствует, что он осведомлён об условиях её использования. В качестве такого согласия рассматривается также направляемая в редакцию справка об авторе, в том числе по электронной почте.
Редакция размещает полный текст статьи на сайте Пермского государственного национального исследовательского университета: http://www.psu.ru и в системе OJS на сайте http://press.psu.ru
Плата за публикацию рукописей не взимается. Гонорар за публикации не выплачивается. Авторский экземпляр высылается автору по указанному им адресу.