ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-2-49-58

Ключевые слова:

доверие; органы власти; цифровые сообщества; сетевое взаимодействие; население; информация

Аннотация

Анализируется специфика формирования доверия населения к власти. Ведущим методом исследования выбран анкетный опрос (N=587 чел.). Результаты исследования иллюстрируют низкий уровень доверия населения к власти. Оценки респондентов связываются с воспринимаемой несостоятельностью власти в вопросах решения насущных проблем, коррупцией. Сделан вывод, что данные мнения не опираются на целенаправленный поиск и критическое осмысление информации, большинство опрошенных не интересуются деятельностью органов власти, не отслеживают соответствующие новости. При этом выявлено, что наибольшим потенциалом среди информационных источников обладают социальные сети/личные аккаунты политиков, цифровые сообщества. Более половины респондентов состоят в цифровых сообществах города, что рассматривается как ресурс сближения позиций власти и населения. Установлено, что респонденты достаточно высоко оценивают развитие у себя таких качеств, как солидарность, инициативность. Однако реальные практики включения жителей в решение местных проблем ограничены участием в мероприятиях добровольно-принудительного характера (субботники) и иждивенческой активностью (жалобы, обращения на порталы). Данное противоречие указывает на отсутствие целенаправленной политики по развитию потенциала общественного участия, его конвертирования в конструктивные формы гражданской активности. Видится значимым развитие цифровых сетевых взаимодействий как институционального механизма формирования доверия между населением и властью.  Принципами формирования доверия в условиях цифровых сетевых взаимодействий являются следующие: информационная открытость власти, достоверность сведений, реальная, а не декларируемая возможность влияния на принятие управленческих решений. 

Биографии авторов

Елена Викторовна Фролова, Финансовый университет при Правительстве РФ

доктор социологических наук, профессор Департамента социологии

Ольга Владимировна Рогач, Финансовый университет при Правительстве РФ

кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии

Библиографические ссылки

Александрова, О. А. (2019) ‘Обеспечение атмосферы доверия как условие экономического развития’, Экономическое возрождение России, 3 (61), сс. 71‒81. [Aleksandrova, O. A. (2019) ‘Ensuring an atmosphere of trust as a condition for economic development’ [Obespecheniye atmosfery doveriya kak usloviye ekonomicheskogo razvitiya], Economic revival of Russia, 3 (61), pр. 71‒81. (In Russ.)].

Ильинова, Н. А. (2020) ‘Деятельность "четвертой власти" в условиях глобального вызова: оценки регионального сообщества’, Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 4 (269), сс. 132‒137. [Ilyinova, N. A. (2020) ‘The activity of the “fourth estate” in the face of a global challenge: assessments of the regional community’ [Deyatel'nost' "chetvertoy vlasti" v usloviyakh global'nogo vyzova: otsenki regional'nogo soobshchestva], Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies, 4 (269), pр. 132‒137. (In Russ.)].

Ильичева, Л. Е., Кондрашов, А. О., Лапин, А. В. (2021) ‘Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом’, Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2, сс. 162‒185. [Ilyiche-va, L. E., Kondrashov, A. O., Lapin, A. V. (2021). ‘Trust as a bridge over the abyss of uncertainty between government and society’ [Doveriye kak most nad propast'yu neuverennosti mezhdu vlast'yu i obshchestvom], Public opinion monitoring: economic and social changes, 2, pр. 162‒185. (In Russ.)]. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1917.

Киселев, В. О. (2014) ‘Доверие к политическим институтам в России: опыт социологического мониторинга’, Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6 (124), сс. 51‒64. [Kiselev, V. O. (2014) ‘Trust in political institutions in Russia: the experience of sociological monitor-ing’ [Doveriye k politicheskim institutam v Rossii: opyt sotsiologicheskogo moni-toringa], Public opinion monitoring: eco-nomic and social changes, 6 (124), pр. 51‒64. (In Russ.)]. DOI: 10.14515/monitoring.2014.6.05.

Макаренко, Д. Г. (2021) ‘Механизмы формирования доверия общества к институтам государственной власти’, Мониторинг правоприменения, 2 (39), сс. 21‒26. [Makarenko, D. G. (2021). ‘Mechanisms for the formation of public confidence in the institutions of state power’ [Mekhan-izmy formirovaniya doveriya obshchestva k institutam gosudarstvennoy vlasti], Monitoring pravoprimeneniya, 2 (39), pр. 21‒26. (In Russ.)]. DOI: 10.21681/2226-0692-2021-2-21-26.

Малкина, М. Ю., Овчинников, В. Н., Холодилин, К. А. (2020) ‘Институциональные факторы политического доверия в со-временной России’, Журнал институциональных исследований, 12 (4), сс. 77‒93. [Malkina, M. Yu., Ovchinnikov, V. N., Kholodilin, K. A. (2020) ‘Institu-tional factors of political trust in modern Russia’ [Institutsional'nyye faktory politicheskogo doveriya v sovremennoy Rossii], Journal of Institutional Studies, 12 (4), pр. 77‒93. (In Russ.)]. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.077-093.

Медведева, Н. В., Фролова, Е. В., Рогач, О. В. (2021) ‘Взаимодействие и перспективы партнерства территориального общественного самоуправления с местной властью’, Социологические исследования, 10, сс. 132‒137. [Medvedeva, N. V., Frolova, E. V., Rogach, O. V. (2021) ‘In-teraction and prospects for partnership of territorial public self-government with local authorities’ [Vzaimodeystviye i per-spektivy partnerstva territorial'nogo ob-shchestvennogo samoupravleniya s mestnoy vlast'yu], Sociological research, 10, рp. 132‒137. (In Russ.)]. DOI: 10.31857/S013216250015275-5.

Проказина, Н. В. (2021) ‘Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии’, Цифровая социология, 4 (3), сс. 36‒43. [Prokazina, N. V. (2021) ‘Digital literacy as a basis for dialogue between the au-thorities and the population in a pandem-ic’ [Tsifrovaya gramotnost' kak osnova dialoga vlasti i naseleniya v usloviyakh pandemii], Digital Sociology, 4 (3), pр. 36‒43. (In Russ.)]. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-3-36-43.

Розанова, Н. Н. (2016) ‘Репутационный капитал власти как ресурс регионального развития’, Вестник государственного и муниципального управления. 3 (22), сс. 63‒68. [Rozanova, N. N. (2016) ‘The reputational capital of the authorities as a resource for regional development’ [Rep-utatsionnyy kapital vlasti kak resurs re-gional'nogo razvitiya], Bulletin of state and municipal administration, 3 (22), pр. 63‒68. (In Russ.)]. DOI: 10.12737/22391.

Терин, Д. Ф. (2018) ‘Конструкция политического доверия в России: эффективность и справедливость политических институтов’, Социологический журнал, 2, сс. 90‒109. [Therin, D. F. (2018). ‘The con-struction of political trust in Russia: the effectiveness and fairness of political in-stitutions’ [Konstruktsiya politicheskogo doveriya v Rossii: effektivnost' i spraved-livost' politicheskikh institutov], Socio-logical journal, 2, pр. 90‒109. (In Russ.)]. DOI: 10.19181/socjour.2018.24.2.5846.

Ушамирский, А. Э. (2015) ‘Проблема институционального доверия в молодежной среде’ Символ науки, 10-2, сс. 253‒258. [Ushamirsky, A. E. (2015) ‘The problem of institutional trust in the youth envi-ronment’ [Problema institutsional'nogo doveriya v molodezhnoy srede], Symbol of Science, 10-2, pр. 253‒258. (In Russ.)].

Clark, J. R., Lee, D. R. (2001) ‘The optimal trust in government’, Eastern Economic Jour-nal, 27 (1), pр. 19–34.

Estrada, L., Bastida, F. (2020) ‘Effective transparency and institutional trust in hondu-ran municipal governments’, Administration & Society, 52 (6), рp. 890‒926. DOI: 10.1177/0095399719874346.

Hetherington, M., Rudolph, T. (2015) ‘Why Washington won’t work: Polarization, political trust, and the governing crisis’, University of Chicago Press. DOI: 10.5860/choice.194934.

Kang, S., Zhu, J. (2021) ‘Do people trust the government more? Unpacking the dis-tinct impacts of anticorruption policies on political trust’, Political Research Quarterly, 74 (2), pр. 434‒449. DOI: 10.1177/1065912920912016.

Louis, Z. B., Nicoli, F., Wayenberg, E., Verschuere, B. (2022) ‘In trust we trust: The impact of trust in government on excess mortality during the COVID-19 pandemic’, Public Policy and Administra-tion. DOI: 10.1177/09520767211058003.

Mahmood, M., Weerakkody, V., Chen, W. (2020) ‘The role of information and communica-tions technology in the transformation of government and citizen trust’, International Review of Administra-tive Sciences, 86 (4), рp. 708‒728. DOI: 10.1177/0020852318816798.

Mergel, I. (2013) ‘A framework for interpreting social media interactions in the public sector’, Government Information Quarter-ly, 30(4), рp. 327‒334. DOI: 10.1016/j.giq.2013.05.015.

Starke, C., Marcinkowski, F., Wintterlin, F. (2020) ‘Social networking sites, personal-ization, and trust in government: empiri-cal evidence for a mediation mod-el’, Social Media + Society. DOI: 10.1177/2056305120913885.

Widaningrum, A. (2017) ‘Public trust and regula-tory compliance’, Jurnal Ilmu Sosial Dan Ilmu Politik, 21(1), pр. 1‒13. DOI: 10.22146/jsp.28679.

Загрузки

Опубликован

2022-07-11

Как цитировать

Фролова, Е. В., & Рогач, О. В. (2022). ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, 16(2). https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-2-49-58

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы, технологии