Языки меньшинств в школьном образовании в России: масштабы и факторы вариативности

Авторы

Ключевые слова:

этнические меньшинства, языковая политика, школьное образование, сравнительный анализ

Аннотация

Преподавание языков меньшинств в школе – один из ключевых аспектов языковой политики. При этом масштабы изучения языков разных меньшинств в средней школе в различных регионах России существенно различаются. В данной работе ставится задача выявить факторы, влияющие на эти различия. Количественный сравнительный анализ, который проводился на основе результатов Всероссийской переписи 2010 г. и данных Министерства образования и науки РФ, показывает, что наибольшее воздействие на масштабы изучения языков меньшинств оказывает официальный статус языка, а также демографические характеристики этнической группы - доля группы в населении субъекта РФ и (в меньшей мере) ее абсолютная численность. Наряду с этим, существенное значение имеет локализованность группы в физическом пространстве региона, а также обособленность ареала ее проживания от других этнических групп. Позитивное влияние на изучение языка конкретного меньшинства оказывает «развитость» преподавания языков меньшинств в регионе в целом. В совокупности все эти факторы достаточно хорошо объясняют вариативностьмасштабов преподавания языков меньшинств в средней школе. DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2218-1067-2018-3-120-136

Биография автора

Петр Панов / Petr Panov, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН

Главный научный сотрудник

Библиографические ссылки

Борисова Н.В. Когда языки в огне: оспаривание языковых режимов как вызов балансу в межэтнических отношениях. М., 2017. [Borisova N.V. When languages are on fire: contestation of the language regimes as a challenge to the balance in interethnic relations. Moscow, 2017].

Камалова Р. Этническая гетерогенность: основные понятия и проблемы измерения // Полития. 2013. № 4. С. 127‒149. [Kamalova R. Ethnic Heterogeneity: Main Concepts and Measurement Problems // Politeia. 2013. Issue 4. P. 127‒149].

Минаева Э.Ю. Территориальное измерение сегментации политического пространства на основе картографических проекций в ArcGIS // Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования. Пермь, 2017. С. 44‒48. [Minaeva E. Territorial dimension of segmentation of political space on the basis of cartographic projections in ArcGIS // International scientific conference “Digital Humanities: Resources, Methods, and Research”. Perm, 2017. P. 44‒48].

Мухарямов Н.М., Мухарямова Л.М. Язык и политика в контекстах публичности // Политическая рефлексия, теория и методология научных исследований. Политическая наука: Ежегодник 2017 / Российская ассоциация политической науки. М., 2017. С. 110‒128. [Mukharyamov N.M., Mukharyamova L.M. Language and Politics in the Context of Publicity // Political Reflection,

Theory and Methodology of Research. Political Science: Yearbook 2017 / Russian Political Science Association. Moscow, 2017. P.110‒128].

Alesina A., Devleeschauwer A., Easterly W., Kurlat S., Wacziarg R. Fractionalization // Journal of Economic Growth. 2003. No. 8. Р. 155‒94.

Borisova N., Sulimov K. Language territorial regimes in multilingual ethnic territorial autonomies // Nationalities Papers. 2018. Vol. 46. Issue 3. Р. 358‒373. https://doi.org/10.1080/00905992.2017.1351938

Brubaker R. Language, Religion and the Politics of Difference // Nations and Nationalism. 2013. Vol. 19. Issue 1. Р. 1‒20.

Cardinal L., Sonntag S. State Traditions and Language Regimes: A Historical Institutionalism Approach to Language Policy // European and regional Studies. 2016. Vol. 8. Issue 1. Р. 5‒21.

Chevalier J. School-based linguistic and cultural revitalization as a local practice: Sakha language education in the city of Yakutsk, Russian Federation // Nationalities Papers. 2017. Vol. 44. Issue 4. Р. 613‒631.

Liu A. Democracy and minority language recognition: tyranny of the majority and the conditional effects of group size // Democratization. 2017. Vol. 24. Issue 3. Р. 544‒565.

Marquardt K. Stabilization and symbolism: language and regional politics in the Chuvash Republic // Nationalities Papers. 2012. Vol. 40. Issue 1. Р. 127‒147.

O’Leary B. An Iron Law of Nationalism and Federation? A (Neo-Diceyian) Theory of the Necessity of a Federal Staatsvolk, and of Consociational Rescue // Nations and Nationalism. 2001. Vol. 7. Issue 3. Р. 273–96.

Suleymanova D. Between Regionalisation and Centralisation: The Implications of Russian Education Reforms for Schooling in Tatarstan // Europe-Asia Studies. 2018. Vol. 70. Issue 1. Р. 53‒74.

Weidmann N., Rød J., Cederman L.-E. Representing Ethnic Groups in Space: A New Dataset // Journal of Peace Research. 2010. No. 4. P. 491–499.

Wucherpfennig J., Weidmann N., Girardin L., Cederman L.-E., Wimmer A. Politically Relevant Ethnic Groups across Space and Time: Introducing the GeoEPR Dataset // Conflict Management and Peace Science. 2011. No. 5. P. 423–437.

Загрузки

Опубликован

2018-09-28

Как цитировать

Petr Panov П. П. /. (2018). Языки меньшинств в школьном образовании в России: масштабы и факторы вариативности. Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science, (3), 120–136. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/1592

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)