НЕЗАДАЧИ МАШИННОЙ ПЕДАГОГИКИ В СССР 1960-Х ГОДОВ: ВУЗОВСКАЯ НАУКА МЕЖДУ ТРАНСФЕРОМ И КООРДИНАЦИЕЙ
Ключевые слова:
вузовская наука, научно-техническая координация, программированное обучение, кибернетика, педагогическая психология, технологический трансфер, СССРАннотация
Статья посвящена истории координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в СССР 1960-х гг. при участии студентов и преподавателей вузов. Устройство позднесоветской вузовской науки рассматривается на примере разработки и внедрения машинной педагогики в Московском энергетическом институте. При описании работы конструкторов обучающих автоматов и теоретиков машинной педагогики, которая велась под руководством секции обучающих автоматов Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме Академии наук СССР, особое внимание уделяется особенностям технологического трансфера и осложнениям, возникшим на стадии некритической адаптации программированного обучения к реалиям советского политехнического образования. Вузовские лаборатории МЭИ, МГУ и ЛГУ взяли на себя реализацию проекта по созданию обучающих машин и разработке психолого-педагогического обоснования их применения в высшем образовании. Кибернетически ориентированные советские психологи (Н. И. Жинкин и Л. Н. Ланда) отдали предпочтение американскому опыту, скрывая его необихевиористскую основу за кибернетической терминологией. Это вызвало сопротивление со стороны психолога А. Н. Леонтьева, который подключил к проекту педагогических психологов МГУ Н. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызину. По результатам развернувшегося в МЭИ эксперимента по внедрению машин в учебный процесс была сделана ставка на дальнейшую алгоритмизацию методов тестирования. Возражая против этого решения, Гальперин и Талызина покинули проект. В неспособности участников сети обеспечить консенсус автор обнаруживает родовые дефекты советской научно-технической координации и одну из причин неуспехов в разработке машин для программированного обучения в СССР.Библиографические ссылки
Бикбов А.Т. Грамматика порядка: Историческая социология понятий, которые меняют нашу ре-альность. М.: ВШЭ, 2014. 432 с.
Зимирев М.О. Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР в 1960–1970-е годы: наука и практики координации // Социология науки и технологий. 2023. № 1. С. 87–105.
Иванов К.В. Наука после Сталина: реформа Академии 1954–1961 гг. // Науковедение. 2000. № 1. С. 184–211.
Корнаи Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма. М.: Вопросы экономики, 2000. 672 с.
Лахтин Г.А. Организация советской науки: история и современность. М.: Наука, 1990. 217 с.
Орлова Г.А. Оттепель научно-технической координации в СССР // Социология науки и технологий. 2023. № 1. С. 106–134.
Майофис М., Кукулин И. Математические школы в СССР: генезис институции и типология уто-пий // Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940‒1980-е). М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 241–316.
Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к россий-скому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69.
Аксель Иванович Берг. 1893–1979 / ред.-сост. Я.И. Фет; сост. Е.В. Маркова, Ю.Н. Ерофеев, Ю.В. Грановский; отв. ред. А.С. Алексеев. М.: Наука, 2007. 518 с.
МЭИ. История. Люди. Годы: сб. воспоминаний / под общ. ред. С.В. Серебрянникова. М.: Изд. дом МЭИ, 2010. Т. 2. 559 с.
Boretska V. Johnny and Ivan learning in a Programmed Way: The Soviet Reinvention of One American Technology // Die Zeitschrift Bildungsgeschichte (International Journal for the Historiography of Education). 2019. No. 1. P. 29–46.
Pressey S.L. A Simple Apparatus Which Gives Tests and Scores – and Teaches // School and Society. 1926. No. 23. P. 373–376.
Skinner B.F. Teaching Machines // Higher Education in the United States: The Economic Problems. Cambridge: Harvard University Press, 1960. P. 189–191.
Watters A. Teaching Machines: The History of Personalized Learning. Chicago: The MIT Press, 2023. 328 p.
References
Bikbov, A.Т. (2014). Grammatika poryadka: Istoricheskaya sotsiologiya ponyatiy, kotoryye menyayut nashu real’nost [Grammar of order: a historical sociology of concepts that change our reality], VShE, Moscow, Russia, 432 p.
Boretska, V. (2019), “Johnny and Ivan learning in a programmed way: The Soviet reinvention of one American technology, International Journal for the Historiography of Education, vol. 9, № 1, pp. 29–46.
Fet, Ya.I., Markova, E.V., Erofeev, Yu.N., Granovskiy, Yu.V. & A.S. Alekseev (eds.) (2007), Aksel' Ivanovich Berg. 1893–1979 [Aksel Ivanovich Berg. 1893-1979], Nauka, Moscow, Russia, 518 p.
Ivanov, K.V. (2000), “Science after Stalin: reform of the Academy 1954–1961”, Naukovedenie, № 1,
pp. 184–211.
Kornai, Ya. (2000), Sotsialisticheskaya sistema. Politicheskaya ekonomiya kommunizma [Socialist system. Political economy of communism], Voprosy ekonomiki, Moscow, Russia, 672 p.
Kuz'minov, Ya.I., Semenov, D.S. & I.D. Frumin (2013), “The structure of the university network: from the Soviet to the Russian «master plan»”, Voprosy obrazovaniya, № 4, pp. 8–69.
Lahtin, G.A. (1990), Organizatsiya sovetskoy nauki: istoriya i sovremennost [Organization of Soviet science: history and modernity], Nauka, Moscow, USSR, 217 p.
Majofis, M. & I. Kukulin (2015), “Mathematical schools in the USSR: genesis of the institution and typology of utopias”, in Ostrova utopii: Pedagogicheskoe i social'noe proektirovanie poslevoennoj shkoly (1940—1980s), [Islands of utopia: pedagogical and social design of the post-war school (1940 – 1980s)], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, pp. 241–316.
Orlova, G.A. (2023), “Thaw of scientific and technical coordination in the USSR”, Sotsiologiya nauki i tehnologiy, № 1, pp. 106–134.
Pressey, S.L. (1926), “A simple apparatus which gives tests and scores – and teaches”, School and Society, № 23, pp. 373–376.
Serebryannikov, S.V. (ed.) (2010), MEI: istoriya, lyudi, gody: sbornik vospominaniy [MEI. History. People. Years: collection of memories], vol. 2, Izd. dom MEI, Moscow, Russia, 599 p.
Skinner, B.F. (1960). “Teaching machines”, in Higher Education in the United States: The Economic Problems, Harvard University Press, Cambridge, USA, pp. 189–191.
Watters, A. (2023), Teaching machines: The history of personalized learning, MIT Press, Chicago, USA, 328 p.
Zimirev, M.O. (2023), “Scientific Council on the Complex Problem of «Cybernetics» under the Presidium of the USSR Academy of Sciences in the 1960s–1970s: science and coordination practices”, Sotsiologiya nauki i tehnologiy, № 1, pp. 87–105.