КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ЕГИПТА ГРЕКО-РИМСКОГО ВРЕМЕНИ: СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Ключевые слова:
Древний Египет, праздники, греко-римский период, Осирис, Исида, Хор, ДионисАннотация
Представлен анализ основных праздников Египта греко-римского времени во взаимосвязи с античной религией мистерий, оказавшей значительное влияние на изменения в египетской праздничной культуре. Изучение храмовых рельефов Египта, включая календарные списки, а также сцены праздников Осириса месяца хойак, праздника Коронации священного сокола, праздника Воссоединения (богов) и лунных праздников, показывает, что, начиная с эллинистической эпохи, в программах египетских праздников преобладают сюжеты мрачного мистического характера, вбирающие в себя мифологические сказания об Осирисе и Дионисе-Загрее. В концепции праздников усиливаются свойственные античным мистериям принципы дуализма идей и вещей, предполагающие погружение участников ритуалов во мрак и затем их неожиданный выход к ослепительному свету, что рассматривалось в соотношении с этапами инициации, когда душа переходила из материального мира в духовный, и с посмертным выходом души из темных глубин преисподней в Элизиум, или Острова блаженных, с которыми ассоциировались египетские Поля Иару. Такой дуалистический аспект праздника выражен, например, в оформлении храмов Дендеры и Эдфу, где находятся изображения процессий жрецов, спускающихся в темные комнаты и поднимающихся на крышу храма со статуями божеств для проведения обряда Xnm itn («единение с солнечным диском»). При этом свойственное древнеегипетской религии равновесие между солярными и лунными культами в греко-римской период нарушается, и в религиозной практике акцент смещается в сторону осирического культа, соотнесенного с фазами луны.Библиографические ссылки
Асоян А.А. Древние цивилизации в глобальном мире. Египет и Греция // Вестник культуро-логии. 2018. № 1 (84). С. 26–54.
Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб.: Журнал «Нева»: Летний сад, 2000. 464 с.
Ладынин И.А. Основные этапы царского культа Птолемеев в контексте общей эволюции египетского эллинизма // Мнемон. 2004. Вып. 3. С. 145–184.
Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / cост. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1996. 975 с.
Обидина Ю.С. Мир мертвых как отражение мира живых в древнегреческом обществе эпо-хи архаики и классики // Вестник Марийск. гос. ун-та. Исторические науки. Юридические науки. 2015. № 4. С. 31–35.
Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб.: Алетейя, 2001. 464 с.
Тураев Б.А. Египетская литература. М.: Журнал «Нева»: Летний сад, 2000. 336 с.
Barguet P. Le cycle lunaire d’après deux textes d’Edfou // Revue d’Égyptologie. 1977. Vol. 29. P. 14–20.
Blackman A.M., Fairman H.W. The Myth of Horus at Edfu: II. C. The Triumph of Horus over His Enemies: A Sacred Drama // The Journal of Egyptian Archaeology. 1942. Vol. 28. P. 32–38.
Coppens F. Temple Festivals of the Ptolemaic and Roman Periods // UCLA Encyclopedia of Egyptology. 2009. Vol. 1(1). Available at: https://escholarship.org/content/qt4cd7q9mn/qt4cd7q9mn.pdf (accessed: 18.04.2024).
El-Sabban S. Temple Festival Calendars. Liverpool: Liverpool University Press, 2000. 218 p.
Fairman H.W. Worship and festivals in an Egyptian temple // Bulletin of the John Rylands Li-brary. 1954. Vol. 37. P. 165–203.
Finnestad R.B. Temples of the Ptolemaic and Roman Periods: Ancient Traditions in New Con-texts // Temples of Ancient Egypt / eds. B.E. Shafer, D. Arnold. New York: Cornell University Press, 1997. P. 185–237.
Gaber A. The Ten Dead Deities of the Temple of Dendera // The Journal of Egyptian Archaeol-ogy. 2015. Vol. 101. P. 239–262.
Garland R. The Greek way of death. New York: Cornell University Press, 1985. XVI + 192 p.
Parker R.A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago: The University of Chicago Press, 1950 (Studies in Ancient Oriental Civilization, 26). 83 p.
Porter B., Moss R.L. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Re-liefs, and Paintings. Vol. VI: Upper Egypt, Chief Temples (excluding Thebes). 2nd ed. Oxford: Griffith institute, 1991. 264 p.
Priskin G. The Depictions of the Entire Lunar Cycle in Graeco-Roman Temples // The Journal of Egyptian Archaeology. 2016. Vol. 102. P. 111–144.
Schott S. Altägyptische Festdaten. Wiesbaden: Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1950. 121 S.
References
Asoyan, А.А. (2018), “Ancient civilizations in the global world. Egypt and Greece”, Vestnik kul’turologii, № 1(84), pp. 26–54.
Barguet, P. (1977), “Le cycle lunaire d’après deux textes d’Edfou”, Revue d’Égyptologie, vol. 29, pp. 14–20.
Blackman, A.M. & H.W. Fairman (1942), “The Myth of Horus at Edfu: II. C. The Triumph of Horus over His Enemies: A Sacred Drama”, The Journal of Egyptian Archaeology, vol. 28, pp. 32–38.
Coppens, F. (2009), “Temple Festivals of the Ptolemaic and Roman Periods”, UCLA Encyclopedia of Egyptolo-gy, vol. 1(1), available at: https://escholarship.org/content/qt4cd7q9mn/qt4cd7q9mn.pdf (accessed 18.04.2024).
El-Sabban, S. (2000), Temple Festival Calendars, Liverpool University Press, Liverpool, UK, 218 p.
Fairman, H.W. (1954), “Worship and festivals in an Egyptian temple”, Bulletin of the John Rylands Library, vol. 37, pp. 165–203.
Finnestad, R.B. (1997), “Temples of the Ptolemaic and Roman Periods: Ancient Traditions in New Contexts”, in Shafer, B.E. & D. Arnold (eds.), Temples of Ancient Egypt, Cornell University Press, New York, USA, pp. 185–237.
Gaber, A. (2015), “The ten dead deities of the temple of Dendera”, The Journal of Egyptian Archaeology, vol. 101, pp. 239–262.
Garland, R. (1985), The Greek way of death, Cornell University Press, New York, Ithaka, USA, XVI + 192 p.
Korostovtsev, M.A. (2000), Religiya Drevnego Egipta [The Religion of Ancient Egypt], Zhurnal «Neva»; Letniy sad, St. Petersburg, Russia, 464 p.
Ladynin, I.A. (2004), “The basic stages of the Ptolemaic royal cult in a context of the general evolution of Egyp-tian Hellenism”, Mnemon, vol. 3, pp. 145–184.
Losev, A.F. (1996), Mifologiya grekov i rimlyan [The Mythology of Greeks and Romans], Mysl’, Moscow, Rus-sia, 975 p.
Obidina, Yu.S. (2015), “World of the Dead as Reflection of the World Live in Greek Society in the Era of Archa-ic and Classic”, Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki, № 4, pp. 31–35.
Parker, R.A. (1950), The Calendars of Ancient Egypt, The University of Chicago Press, Chicago, USA (Studies in Ancient Oriental Civilization, 26), 83 p.
Porter, B. & R.L. Moss (1991), Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings, vol. VI: Upper Egypt, Chief Temples (excluding Thebes), 2 ed., Griffith Institute, Oxford, UK, 264 p.
Priskin, G. (2016), “The Depictions of the Entire Lunar Cycle in Graeco-Roman Temples”, The Journal of Egyp-tian Archaeology, vol. 102, pp. 111–144.
Schott, S. (1950), Altägyptische Festdaten, Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, Wiesba-den, Germany, 121 S.
Skrzhinskaya, M.V. (2001), Drevnegrecheskie prazdniki v Ellade i Severnom Prichernomorye [Ancient Greek Festivals in Hellas and the Northern Black Sea Region], Aleteya, St. Petersburg, Russia, 454 p.
Turayev, B.A. (2000), Egipetskaya literatura [The Egyptian Literature], Zhurnal «Neva»; Letniy sad, St. Peters-burg, Russia, 336 p.