КАК ПИШУТСЯ КНИГИ ПО КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ: ОТ ЧАСТНОГО СЛУЧАЯ К ОБЩИМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ

Авторы

  • А. А. Сальникова
  • С. Ю. Малышева

Ключевые слова:

культурная история, методология, историография, культурная политика, художественная самодеятельность, хореография, народное творчество, СССР

Аннотация

На примере анализа содержания, структуры, концептов монографии И. В. Нарского, посвященной хореографическому любительству в СССР, рассматривается одна из стратегий создания научных исследований с использованием методов и приемов «культурной истории». И. В. Нарский в своей работе рисует художественную самодеятельность, задуманную как успешный государственный проект, но одновременно ставшую важной составляющей досуга советских людей нескольких поколений, практик их самореализации, выстраивания собственных «миров своих». Такой подход обусловил использование историком не только источников официального происхождения и материалов специализированных печатных изданий, но и широкое привлечение в работе материалов инициативного документирования, а также воспоминаний о собственном советском опыте участия в художественной самодеятельности. Хотя работа четко делится на три части – по количеству «акторов» создания и реализации государственного проекта (государство, профессиональные хореографы, самодеятельность), внутри каждой из частей ткань повествования оказывается выстроенной сложнее. В них отдельные источники становятся точками, от которых отталкиваются многочисленные отдельные сюжеты, перебиваемые лирическими отступлениями с личными воспоминаниями автора. Столь же разнообразен и арсенал используемых автором концептов, проговариваемых и не проговариваемых специально – от теории «плодотворного браконьерства» Мишеля де Серто и теории бриколажа Клода Леви-Стросса до примет концепта «вненаходимости» Алексея Юрчака. Используемые И. В. Нарским исследовательские и повествовательные стратегии представляют собой оригинальный, плодотворный и интересный опыт создания работы в рамках историко-культурной парадигмы, который, безусловно, далеко не исчерпывает все возможности последней.

Библиографические ссылки

Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Казанское житье (XIX–XX века). Казань: Domo «Глобус», 2005. 1184 с.

Городские тексты и практики: коллект. монография: в 2 т. Т. 1. Символическое сопротивление / сост. А.С. Архипова, Д.А. Радченко, А.С. Титков. М.: Дело, 2017. 324 с.

Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М.: Академический проект, 2008. 519 с.

Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Повседневная жизнь советского провинциального города: казус Казани. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 282 с.

Нарский И.В. Антропологизация авторства: приглашение к лирической историографии // Новое литературное обозрение. 2012. № 115 (3). С. 56−67.

Нарский И.В. Как партия народ танцевать учила, как балетмейстеры ей помогали, и что из этого вышло: культурная история советской танцевальной самодеятельности. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 752 с.

Нарский И.В. Фотокарточка на память: семейные истории, фотографические послания и совет-ское детство (авто-био-историо-графический роман). Челябинск: Энциклопедия, 2008. 515 с.

Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2013. 328 с.

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 664 с.

References

Arkhipova, A.S., Radchenko, D.A. & A.S. Titkov (eds.) (2017), Gorodskie teksty i praktiki: kollektivnaya monografiya [Urban texts and practices: a collective monograph], in 2 vol., vol 1, Simvolicheskoe soprotivlenie [Symbolic Interraction], Delo, Moscow, Russia, 324 p.

Certeau, M. de (2013), Izobretenie povsednevnosti, 1, Iskusstvo delat’ [L’Invention du Quotidien. Vol. 1, Arts de Faire], European University in St. Petersburg, St. Petersburg, Russia, 328 p.

Lévi-Strauss, C. (2008), Totemizm segodnya. Nepriruchennaya mysl’ [Le Totémisme aujourd'hui. La Pensée sauvage], Akademicheskiy proekt, Moscow, Russia, 519 p.

Malysheva, S.Yu. & A.A. Salnikova (2018), Povsednevnaya zhizn’ sovetskogo provintsial’nogo goroda: kazus Kazani [Everyday Life in a Soviet Provincial City: The Kazan Case Study], Izdatel’stvo Kazanskogo universiteta, Kazan, Russia, 282 p.

Narskiy, I.V. (2008), Fotokartochka na pamyat’: Semeynye istorii, fotograficheskie poslaniya i sovetskoe detstvo (Avtobio-istorio-graficheskiy roman) [Memory card: family stories, photographic messages and Soviet childhood (Autobio-historical-graphic roman), Entsiklopediya, Chelyabinsk, Russia, 515 p.

Narskiy, I.V. (2012), “Anthropologizing authorship: an invitation to lyric historiography”, Novoe literaturnoe obozrenie, vol. 115, № 3, pp. 56−67.

Narskiy, I.V. (2018), Kak partiya narod tantsevat’ uchila, kak baletmeistery ey pomogali, i chto iz etogo vyshlo: Kul’turnaya istoriya sovetskoy tantseval’noy samodeyatel’nosti [How the Party taught the people to dance, how ballet masters helped it, and what came out of it: A Cultural History of Soviet Amateur Dancing], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 752 p.

Vishlenkova, E.A., Malysheva, S.Yu. & A.A. Salnikova (2005), Kazanskoe zhitye (XIX–XX veka) [The Kazan life (XIX − XX centuries).], “Domo “Globus”, Kazan, Russia, pp. 785–1184.

Yurchak, A. (2014), Eto bylo navsegda, poka ne konchilos’. Poslednee sovetskoe pokolenie [Everything was forever, until it was no more: the last Soviet generation], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, Russia, 664 p.

Загрузки

Опубликован

2024-04-08

Как цитировать

Сальникова, А. А. ., & Малышева, С. Ю. . (2024). КАК ПИШУТСЯ КНИГИ ПО КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ: ОТ ЧАСТНОГО СЛУЧАЯ К ОБЩИМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 64(1), 188–193. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/8977